Динамика проплывания стайерской дистанции 400 метров вольным стилем у сильнейших пловцов возраста наивысших достижений и старческого возраста
Введение
Плавание является популярным и успешно развивающимся видом спорта. Это обусловлено исключительно высоким оздоровительным и общеразвивающим воздействием занятий плаванием на организм человека, обширной программой соревнований по плаванию на олимпийских играх, чемпионатах мира и других крупнейших соревнованиях. Всевозрастающий уровень спортивных достижений, конкуренция в борьбе за мировое первенство требуют постоянного повышения качества и эффективности тренировочного процесса. Рост достижений в плавании в большой мере определяется постоянным совершенствованием систем подготовки квалифицированных спортсменов. Под совершенствованием систем подразумевается различный подход к дозированию нагрузок на организм спортсмена [6].
Под спортивной тактикой, по определению В.Н. Платонова, следует понимать способы объединения и реализации двигательных действий, обеспечивающие эффективную соревновательную деятельность, приводимую к достижению высокого результата. Следовательно, вариативность техники как способность пловца к коррекции двигательных действий при существенных колебаниях их временных, динамических и пространственных характеристиках, является важной составляющей технической подготовленности пловца. Чем выше квалификация пловцов, тем, естественно, выше способность изменять параметры техники для обеспечения рациональной тактики проплывания дистанции. В соответствии с этим, пловцы подбирают оптимальные динамические характеристики скорости, соотношения темпа и шага на разных отрезках дистанции.
Оглавление
Введение 4
Глава I. АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Характеристика стайерских дистанций в спортивном плавании 7
1.1. Классификация дистанций в спортивном плавании 7
1.1.2. Отличительные особенности стайерских дистанций 10
1.2. Характеристика спортивного плавания и категории Мастерс 13
1.2.1 Основные способы плавания 13
1.2.2. Особенности категории «Мастерс» в плавании 14
3. Прогнозирование и оценка динамики проплывания стайерских дистанций в плавании………………………………………………………………………….16
Глава II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.
2.1. Цель и задачи исследования………………………………………………..23
2.2. Методы исследования…………………………………………....................23
2.3. Организация исследования…………………………………………………25
Глава III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1. Особенности динамики проплывания стайерской дистанции 400 метров вольным стилем у сильнейших мужчин возраста наивысших достижений и старческого возраста………………………………………………………….…26
3.2. Особенности динамики проплывания стайерской дистанции 400 метров вольным стилем у сильнейших женщин возраста наивысших достижений и старческого возраста……………………………………………………………28
3.3. Особенности динамики проплывания стайерской дистанции 400 метров вольным стилем у сильнейших мужчин и женщин возраста наивысших достижений………………………………………………………………………30
3.3.1. Особенности динамики проплывания стайерской дистанции 400 метров вольным стилем у сильнейших мужчин и женщин старческого возраста……33
3.4. Прогнозирование и оценка динамики проплывания 400 метров вольным стилем у сильнейших мужчин и женщин возраста наивысших достижений и старческого возраста………………………………………………………….....35
3.4.1. Прогнозирование текущей временной раскладки 400 метров вольным стилем у сильнейших мужчин и женщин возраста наивысших достижений и старческого возраста…………………………………………………………….35
3.4.2. Оценка динамики проплывания 400 метров вольным стилем…………37
Выводы и практические рекомендации……………………………………..… 42
Список литературы 45
Список литературы
1. Алексеев, С.В. Физическая культура и спорт в Российской Федерации: новые вызовы современности: Монография / С.В. Алексеев, Р.Г. Гостев, Ю.Ф. Курамшин. - М.: Теор. и практ. физ. культ., 2013. - 780 c.
2. Барчуков, И.С. Физическая культура: Учебник / И.С. Барчуков. - М.: Академия, 2018. - 208 c.
3. Бишаева, А.А. Физическая культура: Учебник / А.А. Бишаева. - М.: Академия, 2018. - 256 c.
4. Виленский, М.Я. Физическая культура (для бакалавров) / М.Я. Виленский. - М.: КноРус, 2017. - 128 c.
5. Вржесневский, И. В. Плавание: Учебник для средних физкультурных учебных заведений. Изд. 2-е, перераб. и доп. / И. В. Вржесневский - М.: Физкультура и спорт,2015. - 301 с.
6. Гордон, С. М. Техника спортивного плавания / С. М. Гордон. - М.: Физкультура и спорт, 2018. -200 с.
7. Давыдов В.Ю. Теоретические основы спортивного отбора и специализации в олимпийских водных видах спорта дистанционного характера: автореф. дис ... д-ра биол. наук. М.: МГУ, 2012. – 40 с.
8. Дианов, Д.В. Физическая культура. Педагогические основы ценностного отношения к здоровью / Д.В. Дианов, Е.А. Радугина, Е Степанян. - М.: КноРус, 2019. - 184 c.
9. Кобяков, Ю.П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни: Учебное пособие / Ю.П. Кобяков. - Рн/Д: Феникс, 2019. - 352 c.
10. Муллер, А.Б. Физическая культура студента: Учебное пособие / А.Б. Муллер, Н.С. Дядичкина, Ю.А. Богащенко и др. - М.: Инфра-М, 2018. - 320 c.
11. Никитский, Б. Н. Плавание: Учебник для студентов фак. физ. воспитания пед. институтов по спец. 1№ 2114 «Физическое воспитание». - М.: Просвешение, 2017. - 303 с.
12. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория. К.: Олимпийская литература, 2014. – 808 с.
13. Платонов В.Н., Вайцеховский С.М. Тренировка пловцов высокого класса. М.: Физкультура и спорт, 2015. – 256 с.
14. Решетников, Н.В. Физическая культура: Учебник / Н.В. Решетников. - М.: Academia, 2019. - 480 c.
15. Физическая культура и физическая подготовка: Учебник / Под ред. Кикотия В.Я., Барчукова И.С.. - М.: Юнити, 2017. - 288 c.
16. Ашмарин Б.А Теория и методика педагогических иследований физическом воспитани: Пособие для студентов, аспирантов и преподователей физ. культуры / Б.А Ашмарин – М.: «Физкультура и спорт», 1978.- С.141-161, 179-189.
17. Бешелев С.Д., Гурвич Ф.Г. Матиматико-статистические методы экспертных оценок. М.: Статистика, 1880 – 263.
18. Морозов С.Н., Оценка состояния физической подготовленности пловцов – спринтеров и стайров в системе управления тренировочным процессом., Учебное пособие для студентов института физической культуры., Москва – 1983.
19. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований физическом воспитании: Пособие для студентов, аспирантов и преподавателей ин-тов физ. культуры / Б.А. Ашмарин - М.: «Физкультура и Спорт», 1978.- С.141-161, 179-189.
20. Бешелев С.Д., Гурвич Ф.Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. – М.: Статистика, 1980. – 263.
21. Врублевский Е.П., Лихачев О.Е., Врублевская Л.Г. Выпускная квалификационная работа: подготовка, оформление, защита. Учебное пособие. – М.Физкультура и Спорт, 2006. – 288 с.
22. Красников, А.А. Тенденции в многолетней динамике индивидуальных спортивных достижений / А.А. Красников // Сборник трудов ученых РГУФК : материалы науч. конф. проф.-преподават. и науч. состава РГУФК (Москва, 15-17 февр. 2006 г.) / Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. - М., 2006. - С. 69-73.
Общей закономерностью динамики проплывания дистанции 400 метров вольным стилем следующие. Самая высокая скорость (наименьшее относительное время) наблюдается на первом 100 метровом отрезке, который включает в себя стартовое ускорение. У мужчин старческого возраста, относительное время на первом отрезке 23,4696, а у женщин старческого возраста 23,1748. Последний 100 метровый отрезок дистанции является вторым по скорости. На этом отрезке дистанции наблюдается финишное ускорение – пловцы проявляют максимальные волевые усилия, чтобы показать наилучший результат. Мужчины старческого возраста показали относительное время на последнем отрезке 24,6923, а женщины старческого возраста 25,2577. На 2 и 3 отрезке скорость у мужчин меньше, и она мало меняется. Относительное время на отрезках у мужчин старческого возраста составляет 25,9623 – 25,8750, а у женщин старческого возраста на 3 и 4 отрезке составляет 25,6452 – 25,8801.
Особенности динамики проплывания дистанции 400 метров вольным стилем у мужчин и женщин старческого возраста. Среднее квадратичное отклонение времени проплывания 100 метровых отрезков дистанции у мужчин старческого возраста ±0,3474 до ±0,8852, что больше по значению, чем у женщин старческого возраста. Это говорит о том, что у мужчин возраста наивысших достижений динамика проплывания дистанции 400 метров вольным стилем чуть больше чем у женщин старческого возраста.