Профилактика раннего вовлечения подростков в употреблении психоактивных веществ
ВВЕДЕНИЕ
Нынешняя наша общество стремиться иметь здоровых, активных и образованных детей, имеющие четкие цели в жизни и готовые их воплощать. Но в данное время большая часть людей в последнее время сталкиваются с различными трудностями подростков, что приводит их к агрессии, и необходимому поиску выхода из них.
Аддиктивное поведение - один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития интенсивных эмоций.
Изучением подросткового комплекса занимаются многие отечественные и зарубежные педагоги и исследователи, так как именно в этом возрасте возникают причины аддиктивного поведения детей и подростков. Подростковый комплекс характеризуется беспокойством, тревогой, склонностью подростка к резким колебаниям настроения, меланхолией, импульсивностью, негативизмом, конфликтностью и противоречивостью чувств, агрессивностью. Психологическими особенностями подросткового возраста являются перепады настроения, категоричность высказываний и суждений, желание быть признанным и оцененным, показная бравада и независимость, борьба с авторитетами и обожествление кумиров, что становится дополнительным фактором риска.
В современном обществе, в условиях обострения политических, социальных и экономических проблем, остро стоит вопрос о незащищённости семьи и детства, которым требуется помощь. Напряжение возрастает оттого, что усиливается расслоение семей по уровню доходов, растёт число разводов, внебрачных детей, разрушается традиционная структура семьи, меняются старые, общепринятые нормы поведения, характер супружеских отношений, взаимоотношения между родителями и детьми, отношение к воспитанию. Это приводит к стремлению молодежи уйти от реального мира, легче всего это сделать с помощью различных психоактивных веществ.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ 6
1.1. Аддиктивное поведение, понятие и этапы 6
1.2. Особенности формирования и проявления аддиктивного поведения в подростковом возрасте 12
1.3. Проблемы формирования аддиктивного поведения в психолого-педагогической литературе 17
Выводы по первой главе 22
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 24
2.1. Описание гипотез и выборки исследования 24
2.2. Эмпирическое исследование аддиктивного поведения подростков 28
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 30
2.4. Методические рекомендации для педагогов - психологов по профилактике раннего вовлечения подростков в употреблении психоактивных веществ 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
Не найдено
Вероятность отмены психолого-педагогического тестирования в той или иной форме в ближайшие годы крайне низка. По этой причине образовательным организациям целесообразно заложить часы на подготовку и проведение данного исследования в программу внеурочной деятельности для обучающихся 7–11 классов, например, в программу воспитания и социализации, обучающихся по направлению формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни. Данный блок может включать и часы на проведение подготовительных мероприятий для детей и родителей, и часы на проведение самого исследования. На данный момент оно, как правило, проводится за счет замены выделенных на другие мероприятия часов образовательной программы или за счет часов, не учтенных в образовательной программе, что вызывает вопросы о соответствии деятельности организации нормативно-правовым требованиям и требованиям документального оформления изменений образовательной программы. Объем часов на данный блок работы образовательная организация определяет самостоятельно, исходя из специфики контингента обучающихся и родителей, на основе уровня достоверности результатов исследования 2022 года и других факторов. При определении часов на мероприятия по подготовке и проведению тестирования необходимо учитывать, что какая-то часть обучающихся все-таки откажется от тестирования. Им должна быть предоставлена возможность реализовать эти часы в других мероприятиях. Целесообразно такие мероприятия посвятить профилактике немедицинского потребления психоактивных веществ, а не другим темам.