Особенности жизненного пути подростков группы риска в условиях инклюзии
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выпускной квалификационной работы.
Выбор данной темы обусловлен положением в социуме, которое влияет на развитие подростающего поколения, что в дальнейшем приводит к социальной отчуждённости среди молодёжи, распространению в детской среде саморазрушающего и зависимого поведения, а так же к появлению приступности . Всё более ощутимым становится разрушение института семьи, в следствии чего, родители не в состоянии проявлять достаточную заботу о детях, не выполняют родительских обязанностей, нередко и сами создают условия, опасные для жизни и развития детей. Преобладание у подростков группы риска гедонических потребностей, отсутствие образа будущего, что в свою очередь приводит к несформированности адекватного восприятия картины жизненного пути, ее ценностно-смысловой сферы.
Так же преобразовались нормы и ценности в обществе в целом (как социально-экономические, так и психологические) и модели поведения, необходимые подростку для адаптации в современной
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
ГЛАВА.1 ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КАРТИНЫ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ У ПОДРОСТКОВ ОТКЛОНЯЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ В КАТЕГОРИИ ФАКТОРА РИСКА В ПСИХОЛОГИИ………………………………………...6
1.1Понятие группы риска. Отклоняющееся поведение подростков группы риска………………………………………………………………………………6
1.2 Понятие «жизненный путь» личности в психологии……………………..13
1.3 Особенности жизненного сценария подростков группы риска………….19
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ПОДРОСТКОВ ГРУППЫ РИСКА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИИ………………………………………….26
2.1. Цель, задачи и методы эмпирического исследования……………………26
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования ……………………….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….43
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..46
ПРИЛОЖНИЕ А…………………………………………………………………49
ПРИЛОЖЕНИЕ Б………………………………………………………………..50
ПРИЛОЖЕНИЕ В……………………………………………………………….51
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Абдульманова Д.М. Индивидуальные различия в жизненных сценариях: магистерская дис. / С.-Петерб. гос. ун-т. СПб., 2010.
2.Абульханова – Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.– 301 с.
3. Адлер А. Что такое жизненный сценарий. [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.kalitva.ru.
4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ. - 1968. - 339 с.
5. Белов, В.Г. Психолого-педагогическая диагностика делинкветного поведения у трудных подростков / В.Г. Белов, Ю.А. Парфенов. – СПб.: ЗАО «Пони», 2015. - 316 с.
6. Берн Эрик. Трансакционный анализ и психотерапия. / Э. Берн. - Спб., 1994. - 266 с.
7. Гилинский, Я.И. Девиантность, преступность, социальный контроль / Я.И. Гилинский. – СПб.: Пресс, 2004. – 320 с.
8. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Наукова думка, 1988. 144 с.
9. Гришина Н.В. Психология жизненного пути // Психологический журнал. 2007. Т. 28, N 5. С. 81–88.
10. Гурьева В.А., Семке В.Я., Гиндикин В.Я. Психопатология подросткового возраста. Томск: Томский университет, 1994. 310 с.
11. Джойнс В., Стюарт Й. Жизненные сценарии. / В. Джойнс. - М., 1999. - 392
М.: Академический проект; Трикста, 2005. С. 146
12. Змановская, Е.В. Девиантология / Е.В. Змановская. – М.: Академия, 2012. – 288 с.
13. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения / Ю.А. Клейберг. – М.: Юрайт-М, 2011. – 160 с.
14. Ковалев, В.В. Патология личности и девиантное поведение: руководство по психиатрии / В.В. Ковалев. – М.: Медицина, 2010. – 462 с.
15. Личко, А.Е. Подростковая психиатрия / А.Е. Личко. – СПб.: Медицина, 2016. – 256 с.
16. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения: учебное пособие / В.Д. Менделевич. – СПб.: Речь, 2010. – 445 с.
17. Петрусевич, Д.Ф. Сущностные характеристики девиантного поведения подростков / Д.Ф. Петрусевич // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2014. – №8. – С. 195-198.
В 60х годах, данную проблему так же рассматривали зарубежные психологи (К. Роджерс, Э. Берн) построен на уверенности в преимущественно бессознательном выборе жизненного плана и жизненного сценария, который осуществляется на ранних стадиях развития ребенка. Согласно этим концепциям, жизненный план рассматривается как прогнозирование собственной жизни и ее реализация в представлениях и чувствованиях, а сценарий жизни - как постепенно развертывающийся жизненный план, ограничивающий и структурирующий жизненное пространство личности.
Понятие жизненного сценария легло в основу теории транзактного анализа.
Э.Берн разграничивает понятия жизненного пути и жизненного сценария человека. Он говорит, что жизненный путь - это то, что происходит в действительности. Продуктом действия различных сил оказываются различные типы жизненного пути, которые могут смешиваться и вести к одному или другому типу судьбы.