Эффективность применения комплекса упражнений с использованием поддерживающих средств при начальном обучении плаванию детей 6–7 лет
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы:
Плавание является уникальным видом физических упражнений и относится к наиболее массовым видам спорта в нашей стране. Спортивная деятельность в условиях водной среды (плавание) имеет ряд физиологических особенностей, отличающих ее от физической работы в обычных условиях воздушной среды. Эффективные средства, которые целенаправленно воздействуют на формирование техники движений в процессе обучения плаванию и на желаемый результат пока не достигнут: из-за того, что учебный процесс занимает длительные время, достаточно высокий процент детей, не освоившие навык плавания. Это особенно актуально для детей дошкольного возраста, поскольку в данном периоде происходит наиболее интенсивное формирование знаний, умений, навыков.
Занятия детей плаванием в раннем возрасте благотворно влияют не только на закаливание и укрепление организма, но и на всестороннее развитие физических качеств.
Специфическая особенность плавания связана с двигательной активностью в водной среде, чем объясняется его гигиенически-оздоровительная, прикладная и спортивная ценность. Умение плавать относится к числу жизненно-необходимых навыков. Плавание представляет собой и одно из важнейших средств физического воспитания, благодаря чему оно входит в содержание программ физического воспитания дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, средних и высших специальных учебных заведений.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. НАУЧНО–МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 6
1.1 Анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста 6
1.2 Игровой метод в начальном этапе в обучении плаванию 14
1.3 Методики обучения плаванию детей дошкольного и младшего школьного возраста. 30
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 36
2.1 Цель и задачи исследования. 36
2.2 Методы исследования. 36
2.3 Организация исследования. 37
ГЛАВА III. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 43
ВЫВОДЫ 49
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Асташина, М. П. К проблеме срочной оценки эмоционального состояния дошкольников в процессе физического воспитания и физическая культура, спорт и здоровье населения Дальнего Востока: Материалы региональной научной конференции молодых ученых, посвященного 100-летию современных Олимпийский игр. / М.П. Асташина. - Хабаровск: Изд-во ХГИФК, 2010. -с. 36–38.
2. Ашмарин, Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: пособ. для студентов, аспирантов и преподавателей институтов физкультуры / Б. А. Ашмарин. - М.: Физкультура и спорт, 2009. -223 с.
3. Беляев, Б. Т. Плавание и долголетие / Б. Т. Беляев. - СПб.: Питер, 2010. -39 с.
4. Бальсевич, В. К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания // Теория и практика физической культуры. - 2009.-№ 4.-С. 21–26
5. Бердынхова, Я. С. Мама, папа, занимайтесь со мной / Я. С. Бердыхнова. - М: Физ-ра и спорт, 2014. - 104 с.
6. Большакова И. "МАЛЕНЬКИЙ ДЕЛЬФИН" нетрадиционная методика обучения плаванию детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / И. Большакова. – Электрон.текстовые дан. – Иж.: – Режим доступа: http://dob.1september.ru/2001/15/vkl.htm. – 2015г. 12.12, 12:30.
7. Буллах, И.М. Плавание: от рождения до школы / И.М. Буллах. - М., 2009. - 106 с.
8. Булгакова, Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов: учеб.пособие. / Н. Ж. Булгакова. - М.: ФиС, 2010.- 132 с.
9. Булгакова, Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов: учеб.пособие. / Н. Ж. Булгакова. - М.: ФиС, 2010.-129с.
10. Булгакова, Н.Ж. Плавать с детских лет // Физкультура и спорт. - 2013. - №6.-С.22-24.
11. Булгакова, Н.Ж. Плавание: учебн. для институтов физической культуры / Н. Ж. Булгакова. - М.: Физкультура и спорт, 2009. - 320 с.
12. Бухатова, М.М. Плавание для здоровья: практич.пособие. / М. М. Бухатова, К.П. Сахиновский. - Киев: Здоровье 2009–136 с.
13. Вайнер, Э.Н. Общая валеология: учебник. / Э.Н. Вайнер. – Липецк: Липецкое издательство, 2011. - 183 с.
14. Вайцеховский, С.М. Книга тренера: учеб.пособие./ С. М. Вайцеховский. – М.: ФиС, 2010. – 312 с.
15. Васильев, В. С. Обучение детей плаванию: В. С. Васильев, Б.А. Никитский. - М.: Физкультура и спорт, 2009. - 204 с.
16. Васильев, B.C. Обучение детей плаванию: учеб.пособ. / В. С. Васильев. - М.: Физкультура и спорт, 2012.- 96 с.
17. Воронцов, А. Р. Методика развития выносливости у юных пловцов: учеб.практич. пособ. / А. Р. Воронов. - М.: ЮНИТИ-Дана, 2014. -252с.
18. Вострокнутов, В.С. Формирование интереса учащихся к занятиям физической культурой: методические рекомендации / В. С. Вострокнутов. – М.: Изд. Регион, 2009.- 122с.
19. Ганчар, И. Л. Плавание: методика преподавания: учебн. пособие / И.Л. Ганчар. - Минск: Беларус.изд. Тов-о «Хата», 2014.-336 с.
20. Ганчар, И. Л. Плавание: Теория и методика преподавания: учеб. / И.Л. Ганчар. - Мн.: «Четыре четверти»; «Экоперспектива», 2010.- 352 с., ил.
21. Годик, М.А. Спортивная метрология: учебн. / М.А. Годик. – М.: ФиС, 2011. – 192 с.
22. Горбунов, Г.Д. Психопедагогика спорта: учебн. / Г. Д. Горбунов. –М.: Физкультура и спорт, 2010.- 332с.
23. Дорошенко, И. В. Учись плавать: практич. пособие. / И. В. Дорошенко. - М: Советский спорт, 2009. - 64 с.
24. Каунсилмен, Д. Е. Спортивное плавание: пер.с анг / Д.Е. Каунсилмен. – М.: Физкультура и спорт, 2009. – 208 с., ил.
25. Кенеман, А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: учеб.пособие / А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева. - М: Просвещение, 2010. - 92 с.
26. Коновалова, И.В. Эффективность игрового метода в занятиях пловцов, групп начального обучения: практич.пособие / И.В. Коновалова. - М: Физкультура и спорт, 2009. - 125 с.
27. Кубышкин, В.И. Учите школьников плавать. Книга для учителя / В.И. Кубышкин. - М: Просвещение, 2011. - 112 с.
28. Кузнецов, В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта / В. С. Кузнецов, Ж. К. Холодов. - М.: Академия. 2010.- 290 с.
29. Кутафин, Ю.Ф. Особенности физического развития и воспитания детей дошкольного и школьного возраста: учебное пособие / Ю.Ф. Кутафин, Ф. А. Богомолова. - М.: УДИ, 2012. - 48 с.
30. Левин, Г. Плавание для малышей / пер. с нем. Л.Е. Минулина. / Г. Левин. - М.: Физкультура и спорт, 2010. - 96 с.
31. Макаренко, Л.П. Юный пловец: практич. пособие / Л. П. Макаренко. - М.: Физкультура и спорт, 2013. -288 с.
32. Макаренко, Л. П. Учить плавать малышей: учеб.-практич. пособие/ Л. П. Макаренко. - М.: Физкультура и спорт,2009. - 32 с.
33. Макаренко, Л.П. Плавайте на здоровье: учеб.-практич.пособие / Л.П. Макаренко. - М.: Физкультура и спорт, 2011.-80 с.
34. Матвеев, А.П. Методика физического воспитания с основами теории: учеб.пособие / А.П. Матвеев, С.Б. Малышев. - М.: Просвещение, 2009. -141 с.
35. Оноприенко Б. И. Учите детей плавать. - М.: Физкультура и спорт, 2009. - 48с.
36. Осокина, Т.И. Обучение плаванию в детском саду: книга для воспитателей детского сада и родителей/ Т. И. Осокина. Е. А. Тимофеева, Т. Н. Бочина. - М.: Просвещение, 2013. - 159 с.
37. Плавание: учебник для студентов вузов физич. культуры / под общ.ред. В. Н. Платонова. - Киев: Олимпийская академия, 2010.- 140 с.
38. Платонов, В. Н.– Сильнейшие пловцы мира. (Методика спортивной тренировки.) / В. Н. Платонов, Л.С. Фесенкос. – М.: Физкультура и спорт, 2009. – 304 с.
39. Сепридова, Т.А. Учись плавать: практич. пособ. / Т. А. Сепридова. - М: Советский спорт, 2010. -64 с.
40. Топяков, В.А. Подготовка к плаванию детей 3–5 лет // Дошкольное воспитание. – 2010. - №6. – С.10-11.
41. Тимакова, Т.С. Многолетняя подготовка и ее индивидуализация (биологические аспекты). - М.: ФиС, 2010.- 220 с.
42. Тренажеры и тренировочные устройства в плавании: Учебное пособие для физкультурных вузов. – Хабаровск: ДВГАФК, 2010–63 с.
43. Физическое воспитание детей дошкольного возраста: Книга для воспитателей детских садов: из опыта работы / В.А. Андереон, А. А. Вике, М. С. Жбанова и др.; сост. Ю.Ф. Луури. - М: Просвещение 2010. - 63 с.
44. Фарфель, B.C. - Управление упражнениями в спорте: учеб. пособие / В.С. Фарфель. - М.: Физкультура и спорт, 2011.-208с.
Экспериментальное обоснование эффективности применения специально подобранных упражнений в обучении плаванию детей 6–7 лет.
В результате анализа научной и научно-методической литературы выявлено, что во многих методиках обучения плаванию детей дошкольного и младшего школьного возраста специально подобранным упражнениям с применением поддерживающих средств отводится незначительная часть времени или же поддерживающие средства не используются совсем, что снижается эффективность данного процесса.
В этой связи в исследовании была поставлена задача экспериментального обоснования эффективности применения специально подобранных упражнений с использованием поддерживающих средств в обучении плаванию детей 6–7 лет.
В течение экспериментального периода проводилось тестирование и сравнение результатов плавательных навыков.
Тест 1 - скольжение на груди на задержке дыхания (м);
Тест 2 - скольжение на спине (м).
Проводились на второй неделе обучения (рис.4)
В результате анализа полученных данных выявлено (Tест1), что показатели в экспериментальной группе выше, чем в контрольной на 1,15 м. Показатели (Тест2) в экспериментальной группе выше, чем в контрольной на 1,0 м. И это благодаря использованию специально подобранных упражнений, в которых мы применяли поддерживающие средства