Конкурентная стратегия предприятия: состояние проблемы и пути повышения

Цель выпускной квалификационной работы – проанализировать состояние проблемы конкурентной стратегии предприятия, выполнить анализ существующей конкурентной стратегии предприятия и разработать пути повышения конкурентоспособности организации за счет реализации выработанной конкурентной стратегии
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
16.01.2023
Объем файла
1730 Кб
Количество страниц
46
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях в России наблюдается усиление конкуренции, в результате чего руководители предприятий ведут постоянный поиск новых инструментов управления предприятиями и рычагов повышения конкурентоспособности, адекватных условиям конкуренции. За последние годы очень возросло значение стратегического поведения, позволяющее организации выживать в условиях высокой конкуренции. В условиях быстро меняющейся ситуации и высокой конкуренции, любой организации важно разрабатывать стратегию долгосрочного выживания, которая в результате позволит им успевать за изменениями, происходящими в их окружении. 
Актуальность выбранной темы состоит в том, что формирование конкурентной стратегии представляет собой основу конкурентного поведения предприятия на рынке и описывает схему обеспечения преимуществ над конкурентами, является центральным моментом в стратегической ориентации предприятия. От ее правильного выбора зависят все последующие действия предприятия. Это обстоятельство определяет необходимость тщательного обоснования данной процедуры. Цель выпускной квалификационной работы – проанализировать состояние проблемы конкурентной стратегии предприятия, выполнить анализ существующей конкурентной стратегии предприятия и разработать пути повышения конкурентоспособности организации за счет реализации выработанной конкурентной стратегии.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 5

1 Теоретические аспекты разработки конкурентной стратегии предприятия 8

1.1 Сущность конкурентной стратегии и ее виды 8

1.2 Факторы, влияющие на конкурентную стратегию предприятия 15

1.3 Этапы разработки конкурентной стратегии предприятия 18

2 Анализ конкурентной стратегии ООО «Награда» 27

2.1 Общая характеристика деятельности ООО «Награда» 27

2.2 Анализ внешней и внутренней среды ООО «Награда» 35

2.3 Оценка конкурентных преимуществ ООО «Награда» 38

3 Разработка конкурентной стратегии ООО «Награда» 47

3.1 Разработка основных направлений конкурентной стратегии ООО «Награда»47

3.2 План мероприятий по реализации конкурентной стратегии ООО «Награда»49

3.3 Экономическое обоснование проекта по внедрению конкурентной стратегии ООО «Награда» 54

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.      Гражданский кодекс Российской Федерации. Федеральный закон № 51-ФЗ от 30.11.1994 г. (ред. от 25.02.2022) // Собр. законодательства РФ. – 2022.

2. Артемьева, С. С. Финансы, денежное обращение, кредит / С.С. Артемьева. – М. : Академический Проект, Фонд «Мир», 2018. – 480 c.

3. Ассель, Г. Маркетинг : принципы и стратегия / Г. Ассель. – М. : ИНФРА-М, 2017. – 804 c.

4. Алейникова, А.И. Факторы, влияющие на выбор конкурентной стратегии предприятия / А.И. Алейникова // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – 2016. – № 6. – С. 25-28.

5. Андрейчиков, А.В. Системный анализ и синтез стратегических решений в инноватике. Основы стратегического инновационного менеджмента и маркетинга / А.В. Андрейчиков. – М. : Либроком, 2017.  – 248 c.

6. Бондаренко, С.И. Конкурентоспособность продукции : моногр. / С.И. Бондаренко. – М. : Научная книга, 2016. – 104 c.

7. Волкова, Н.П. Конкурентоспособность предпринимательских структур: моногр. / Н.П. Волкова. – М. : LAP Lambert Academic Publishing, 2019. – 176 c.

8. Габибова, М.Ш. Пути повышения конкурентоспособности предприятия / М.Ш. Габибова // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). – М. : Буки-Веди, 2018. – С. 85-87.

9. Грушенко, В. И. Менеджмент. Восприятие сущности менеджмента в условиях стратегических изменений / В.И. Грушенко. – М. : ИНФРА-М, 2017. – 288 c.

10. Коммерческая стратегия / ред. С.М. Каплунов. – М. : Машиностроение, 2017. – 144 c.

11. Конкурентоспособность предприятий и производственных систем / ред. С.М. Каплунов. – М. : Наука, 2020. – 126 c.

12. Коновалова, Т.Л. Внутриотраслевая конкуренция : стратегии и методы / Т.Л. Коновалова // Аграрный научный журнал. – 2018. – № 3. – С. 78-83.

13. Коробова, Г.Г. Банковское дело / Г.Г. Коробова. – М.: Экономист, 2019. – 766 с.

14. Нешитой, А. С. Конкурентная стратегия российских предприятий / А.С. Нешитой. – М. : Дашков и К, 2019. – 312 c.

15. Попов, С. А. Актуальный стратегический менеджмент. Видение – цели – изменения : учеб.-практ. пособие / С. А. Попов. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 447 с.

16. Калмийцев, С. Маркетинг и конкурентоспособность полиграфической продукции / С. Калмийцев. – 2017. – № 3. – С. 30-36.

17. Квасникова, В. В. Конкурентоспособность товаров и организаций. Практикум / В.В. Квасникова. – М. : Инфра-М, Новое знание, 2015. – 192 c.

18. Коряков, А.Г. Конкурентоспособность и структура потенциала устойчивого развития предприятий химической промышленности : моногр.  / А.Г. Коряков. – М. : Синергия, 2020. – 634 c.

19. Клейнер, Г.Б. Предприятия в нестабильной экономической среде : риски, стратегия, безопасность : учеб. пособие / Г.Б. Клейнер. – М. : Экономика, 2018. – 546 с.

20. Маккей, Х., Карлоф, Б. Как уцелеть среди акул. Деловая стратегия / Х. Маккей, Б. Карлоф. – М. : Экономика, 1993. – 367 c.

21. Малюк, В. И. Стратегический менеджмент. Организация стратегического развития : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В. И. Малюк. – М. : Издательство Юрайт, 2017. – 361 с.

22. Немировский, И.Б. Бюджетирование. От стратегии до бюджета – пошаговое руководство / И.Б. Немировский. – М. : Вильямс, 2019. – 512 c.

23. Носова, Н. С. Конкурентная стратегия компании, или маркетинговые методы конкурентной борьбы / Н.С. Носова. – М. : Дашков и К, 2017. – 256 c.

24. Намыслова, У.Д. Способы оценки и анализа конкурентоспособности предприятий / У.Д. Намыслова // Экономические науки. – 2015. – №4. – С. 39-41.

25. Оберт, Т.В. Теория конкуренции: учебное пособие для студентов экономических специальностей / Т.В. Оберт. – Саратов: Изд-во Саратовского государственного университета им Н.Г. Чернышевского, 2014. – 80 с. 

26. Попов, С. А. Актуальный стратегический менеджмент. Видение – цели – изменения: учеб.-практ. пособие / С. А. Попов. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 447 с.

27. Олькова, М. А. Конкурентоспособность как объект управления / М.А. Олькова // Научно-методический журнал «Концепт». – 2018. – №8. – С. 57-59.

28. Олехнович, Г. И. Конкурентные стратегии / Г.И. Олехнович. – М. : БГЭУ, 2017. – 264 c.

29. Парамонова, Т.Е. Конкурентоспособность предприятия розничной торговли / Т.Е. Парамонова. – М. : КноРус, 2018. – 162 c.

30. Пашенцев, Е. Н. Коммуникационный менеджмент и стратегическая коммуникация. Современные технологии глобального влияния и управления / Е.Н. Пашенцев. – М. : Международный центр социально-политических исследований и консалтинга, 2018. – 480 с.

31. Подузов, А.А. Качество и цена специфических товаров / А.А. Подузов // Проблемы прогнозирования. – 2019. – № 1. – С. 100-108.

32. Портер, М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов / М. Портер. – М. : Альпина Паблишер, 2017. – 456 c.

33. Портер, М. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран / М. Портер. – М. : Международные отношения, 2020. – 896 c.

34. Родионова, Л.Н. Оценка конкурентоспособности продукции / Л.Н. Родионова // Маркетинг в России и за рубежом. – 2021. – № 1. – С. 63-77.

35. Рохчин, В.Е. Управление стратегической конкурентоспособностью промышленного предприятия на основе развития его потенциала / В.Е. Рохчин. – СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2021. – 262 с.

36. Сидоров, М. Н. Стратегический менеджмент : учебник для СПО / М. Н. Сидоров. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 158 с. 

37. Скобкин, С. С. Менеджмент : учебник для вузов / С. С. Скобкин. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2017. – 442 с.

38. Старостина, Т.Г. Оценка эффективности нововведений : учебно-методическое пособие / сост. В. Н. Лазарев. – Ульяновск : УлГТУ, 2016. – 152 с.

39. Тебекин, А. В. Стратегический менеджмент : учебник для СПО / А. В. Тебекин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 333 с. 

40. Устимкин, О.А. Оценка и пути повышения конкурентоспособности предприятия / О.А. Устимкин // Форум молодых ученых. – 2019. – №1 (29). – С. 7–10.

41. Фетюхина, О.Н. Управление конкурентоспособностью предприятий АПК региона в условиях импортозамещения : монография / О.Н. Фетюхина. – Новочеркасск : Лик, 2018. – 161 с.

42. Фокс, Д., Грегори, Р. Конкурентные преимущества в денежном выражении / Д. Фокс, Р. Грегори. – М. : Альпина Бизнес Букс, 2014. – 294 c.

43. Хулей, Г. Маркетинговая стратегия и конкурентное позиционирование / Г. Хулей. – М. : Баланс Бизнес Букс, 2020. – 778 c.

44. Щетинина, Е.Д. Факторы, влияющие на формирование конкурентных преимуществ предприятия в современных условиях / Е.Д. Щетинина // Белгородский экономический вестник. – 2017. – № 1 (85). – С. 31-39.

45. Шонесси, Дж. Конкурентный маркетинг. Стратегический подход / Дж. Шонесси. – М. : Питер, 2002. – 864 c.

46. Шифрин, М. Б. Стратегический менеджмент / М.Б. Шифрин. М.: Питер, 2017. – 240 c.

Прямым конкурентом ООО «Награда» является ООО «ИТЦ Ф1». Она задает на рынке цены. Другие компании, как правило, заимствуют идеи и элементы разработок у лидера. Еще одной отличительной чертой рынка наградной продукции является преобладание заказчиков с «бюджетным» финансированием (детские спортивные секции, образовательные организации и т.д.). Эта «зависимость» от бюджетных организаций создает проблемы, связанные с отсрочками платежей, работе по гарантийным письмам, что ведет к кассовым разрывам и негативно отражается на финансовых показателях компании.  Критерии, по которым заказчики выбирают поставщика, различны. Многие потребители, прежде всего, ориентируются на цену. Если заказывают по интернету, – то на удобство заказа, на логистику, на поставку – при условии, что находятся в регионе, где нет дилера выбранной компании. Немаловажную роль играет репутация поставщика. Также большое значение имеет наличие программы лояльности, постоянные клиенты, покупая продукцию у одного продавца, могут существенно экономить. В настоящее время в ООО «Награда» отсутствует программа лояльности и система скидок. Тогда как у главного конкурента ООО «ИТЦ Ф1» она имеется. Для оценки конкурентоспособности товаров ООО «Награда» воспользуемся интегральным методом.  Интегральный метод оценки конкурентоспособности товаров включают в себя совокупность комплексных показателей, необходимых для учета влияния на конкурентоспособность товара комбинаций отдельных факторов, в виде отношения или суммы. Совместно с отделом маркетинга ООО «Награда» выделены основные критерии, по которым проведена оценка, по итогам каждому критерию присвоены экспертные баллы. Базой для сравнения является максимальная оценка – 5 баллов.