Педагогические условия проведения уроков физической культуры с использованием интерактивных методов у слепых детей

Цель исследования : теоретически разработать методику и практически определить влияния Азбуки движений и шрифта Брайля на отдельные компоненты характеризующие уровень физической подготовленности у детей 7-8 лет с нарушением зрения
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
15.01.2023
Объем файла
2052 Кб
Количество страниц
38
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Человек рождается и познает окружающий мир. Важнейшую роль в этом процессе играет зрение. Но, к сожалению, здоровые глаза и хорошее зрение встречаются далеко не всегда. По наблюдениям врачей, с каждым годом на нашей планете увеличивается количество детей, страдающих глазными заболеваниями. Как правило, это близорукость, дальнозоркость, астигматизм, амблиопия (слабовидение) и косоглазие. [14.] В  настоящее  время  проблему  своеобразия  развития  детей  с  глазной  патологией  и  определение  средств  коррекции  при  нарушениях  зрения  освещают  в  своих  работах  ученые.  Это  работы:  Р.М.Боскис  (1975),  Т.А.Власовой  (1972),  Л.С.Волковой  (1983),  Л.П.Григорьевой  (1985),  В.З.  Денискиной  (2001),  В.П.Ермакова  (1986),  А.Г.Литвака  (1973),  Л.И.Плаксиной  (1995),  Л.И.Солнцевой  (1980),  Б.К.Тупоногова  (1996),  В.А.  Феоктистовой  (1992). [35.]
Ребенок с нарушением зрения - термин, касающийся как незрячих, так и слабовидящих. Незрячих делят на тотально слепых (Vis - 0) и детей с остаточным зрением (Vis от 0 до 0, 04 с оптической коррекцией стеклами на лучшем глазу). [38.] 
По данным ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), во всем мире насчитывается более 35 млн незрячих, в России - около 260 тыс. [19.] Слепота бывает врожденной и приобретенной. Врожденная слепота - нарушение развития некоторых отделов головного мозга, зрительных нервов, сетчатки глаза. Приобретенная слепота развивается после перенесенных глазных заболеваний: глаукомы, трахомы, кератита, поражения зрительного нерва, а также после травм глазного яблока, повреждений глазницы и черепно-мозговых травм. [39.] 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………

ГЛАВА I. Теоретические аспекты проведения уроков физической культуры с использованием интерактивных методов у слепых детей…………………………………………………………………………

1.1. Особенности физического развития детей с нарушением зрения….

1.2. Проблемы, возникающие при обучении физической культуре слепых детей……………………..………………………………………....

1.3. Особенности организации пространства для проведения урока физической культуры………………………………………………………

1.4. Требования к инвентарю для проведения уроков физической культуры…………………………………………………………………….

1.5. Характеристика методов, используемых на уроках физической культуры у детей с нарушением зрения…………………………………..

ГЛАВА II. Цели, задачи, методы и организация исследования………………………………………………………………..

2.1. Цели и задачи исследования…………………………………………..

2.2. Методы исследования…………………………………………………

2.2.1 Анализ научно-методической литературы и интернет источников………………………………………………………………….

2.2.2 Педагогическое наблюдение……………………………………...…

2.2.3 Педагогический эксперимент…………………………………….…

2.2.4 Метод контрольных упражнений……………………………...……

2.2.5 Метод математико-статистической обработки данных………....…

2.3. Организация исследования……………………………………………

2.3.1 Экспериментальная методика с использованием метода Азбуки движений и шрифта Брайля на уроках по физической культуре………..

ГЛАВА III. Эффективность методики с применением азбуки движений и шрифта брайля на уроках по физической культуре у слепых детей………………………………………………………………

3.1. Характеристика исходного уровня физического состояния  детей с нарушением зрения………………………………………………………...

3.2. Выявить эффективность методики с использованием Азбуки движений и шрифта Брайля у детей с нарушением зрения на уроках по физической культуре………………….……………………………………

Выводы.……………………………………………………………………..

Практические рекомендации………………………………………………

Список литературы…………………………………………………………

 

Список использованной литературы

Основная литература

1. Азарян, Р. Н. Урок физкультуры как важное средство воспитания пространственных и личностных качеству слепых и слабовидящих школьников [Текст] / Р. Н. Азарян // Дефектология. – 1984. – № 6. – С. 53 – 59.

2. Амельченко, Т. В. Образование как объект модернизации [Текст] / Т. В. Амельченко, Т. В. Терехова. – М.: МАНПО, 2009. – 148 с.

3. Бондырева, С. К. Психолого-педагогические проблемы интегрирования образовательного пространства [Текст] / С. К. Бондырева. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института. – Воронеж: МОдЭк, 2009. – 352 с.

4. Галкин, С. А. Воспитание. Личность. Общество [Текст] / С. А.Галкин. – Дубина: Феникс, 2009. – 144с.

5. Демирчоглян Г.Г. Специальная физическая культура для слабовидящих школьников / Демирчоглян Г.Г., Демирчоглян А.Г. – М., 2000. – 86 с.

6. Данилевский, Ю. А. Методика и практика проведения игр, которые оказывают содействие развитию физических качеств [Текст] / Ю. А. Данилевский. – Волгоград, 2010. – 114 с.

7. Дети с отклонениями в развитии [Текст]: учеб.-метод, пособие / под ред. Н. Д. Шматко. – М.: Аквариум, 2001. – 99 с.

8. Земцова, М. И. Учителю о детях с нарушениями зрения [Текст] / М. И. Земцова. – М.: Просвещение, 1973. – 159 с.

9. Комарова, Т. С. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу [Текст] / Т.С. Комарова, О. А. Соломенникова – Ярославль: Академия развития, 2006. – 385с.

10. Коррекционная педагогика [Текст]: учеб. Пособие / И. А. Зайцева [и др.]; / под ред. В. С. Кукушина. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: МарТ, 2004. – 352 с.

11. Кудрявцев, В. Физическая культура и развитие ребенка [Текст] // Дошкольное воспитание / В. Кудрявцев. – № 2, 2004.

12. Лаптев, А. П. Теория и методика физической культуры [Текст] / А. П. Лаптев. – М.: ФИС, 2010. – 124 с.

13. Литвак, А. Г. Психология слепых и слабовидящих [Текст]: учеб. пособие / А. Г. Литвак; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. – СПб.: Изд-во РГПУ, 1998.

14. Никулина, Г. В. Охраняем и развиваем зрение. Учителю о работе по охране и развитию зрения учащихся младшего школьного возраста [Текст]: учеб.-методическое пособие для педагогов образовательных учреждений общего назначения / Г. В. Никулина., Л. В. Фомичева – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002.

15. Ноткина, Н. А. Оценка физического и нервно – психического развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / Н. А. Ноткина, Л.И.Казьмина, Н.Н. Бойнович. – СПб.: Детство-Пресс, 2011. – 146 с.

16. Оленчук, П. Т. Здоровье дарит спорт [Текст] / П. Т. Оленчук. – Николаев, 2003. – 265 с.

17. Осипова, Л. Б. Методические рекомендации к программе «Развитие осязания и мелкой моторики» – коррекционно-развивающая программа для детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения (косоглазие и амблиопия) [Текст]: учебно-методическое пособие / Л. Б. Осипова. – Челябинск: Цицеро, 2011. – 123 с.

18. Осипова, Л.Б. Реализация индивидуального и дифференцированного подходов при организации коррекционной работы по развитию осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения [Текст] / Л. Б. Осипова // Материалы конференции по итогам научно- исследовательских работ профессоров, преподавателей, научных сотрудников и аспирантов ЧГПУ за 2005 год. — Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2006. — С. 115–119.

19. Особенности учебной и трудовой деятельности при глубоких нарушениях зрения [Текст] / Под ред. А. Г. Литвака. – Л.: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1983. – 112 с.

20. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду [Текст] / Под ред. Л. И. Плаксиной. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 173 с.

21. 40. Савенков, А. И. Педагогическая психология [Текст]: учеб. для вузов / А. И. Савенков. – М.:Академия. – Высшее профессиональное образование, 2009. – 416 с.

22. Сверлов, B. C. Пространственная ориентировка слепых [Текст]: пособие для учителей и воспитателей школ слепых / В. С. Сверлов – М.: Учпедгиз, 1951. – 152 с.

23. Сековец, Л. С. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушениями зрения [Текст] / Л. С. Сековец. – М.: Школьная Пресса, 2008. – 144 с.

24. Сековец, Л. С. Организация двигательного режима детей дошкольного возраста с нарушениями зрения [Текст] / Л. С. Сековец // Дефектология. – 1987. – № 6

25. Солнцева, Л. И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста [Текст] / Л. И. Солнцева. – М., 2008.

26. Соломенникова, О. А. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу [Текст] / О.А. Соломенникова, Т. С. Комарова. – М.: Знание, 2011. – 144 с.

27. Теория и методика физической культуры дошкольников [Текст]: учебн. пособие / под ред. С. О. Филипповой [и др.]. – СПб.: Детство-пресс, 2011. – 656 с.

28. Теория обучения [Текст]: учеб. пособие для вузов / под ред. И. П Андриади. – М.:Академия, 2010. – 355 с.

29. Толмачев, Р. А. Адаптивная физкультура и реабилитация слепых и слабовидящих [Текст] / Р. А. Томачев. – М.: Советский спорт, 2010. – 201 с.

30. Фарвель, В. С. Движение, развитие, здоровье [Текст] / В. С. Фарвель. – М.: Просвещение, 2011. – 309 с.

31. Феоктистова, В. А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей [Текст] / В. А. Феоктистова. – М.: Речь, 2005. – 128 с.

32. Юрко, Г. М. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / Г. М. Юрко, В. П. Спирина. – М.: Знание, 2010. – 248 с.

33. Пособие для учителя спец. (коррекц.) образоват.учреждений VIII вида /В.М.Мозговой – М.: Просвещение, 2009.

34. Креминская М.М. Сборник программ по физической культуре для образовательных организаций, реализующих адаптивные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья). – СПб.: Владос Северо-Запад, 2013. – 294 с.

35. Доклад "Проблемы социализации детей в ДОУ с нарушением зрения. Пути их решения” - 2017 URL: https://infourok.ru/doklad-problemi-socializacii-detey-v-dou-s-narusheniem-zreniya-puti-ih-resheniya-1937508.html (Дата обращения: 16.09.2021)

36. Бегидова Т. П. Теория и организация адаптивной физической культуры. М.: Юрайт, 2019-189 с.

37. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих / Литвак А.Г. Пб., РГПТУ им. А.И. Герцена, 1998. – 96 с.

38. Морозова О.В. // Теория и практика физической культуры. М - 1998. № 1 – 45 с.

39. Частные методики адаптивной физической культуры. Шапкова Л.В., гл. 2.1.2. URL: https://aupam.ru/pages/fizkult/ch_mafk/page_08.html (Дата обращения: 16.09.2021)

Дополнительная литература

40. Богатова, Н. В. Направления работы социального педагога со слабовидящими детьми [Текст] / Н. В. Богатова // Дефектология. – 2003. – № 1. – С. 28 – 31.

41. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. – М.: Просвещение, 2008. – 464 с.

42. Дружинина, Л. А. Модель индивидуализации медико-психолого- педагогического сопровождения дошкольников с нарушениями зрения [Текст] / Л. А. Дружинина. – М.: Национальный книжный центр, 2009. – 192 с.

43. Дубровский, В. И. Лечебная физическая культура [Текст]: учеб. для студентов высших учебных заведений / В. И. Дубровский. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011. – 122 с.

44. Трудности развития у детей:  виды, характеристика, коррекционные  подходы: Учебное пособие / Под  ред. Е.Л.Инденбаум. – Иркутск:  Изд-во ИГПУ, 2002.-31 c. 

45. Литвак, А. Г. Практикум по тифлопсихологии. [Текст] учеб. пособие / А. Г. Литвак. – М.: КАРО, 2008. – 295 с.

46. Литвинов, Е. Н. Подвижные игры в Физическом воспитании [Текст] / Е. Н. Литвинов // «Спорт в школе» – Первое сентября, 2007 – № 14. – 42 с.

47. Луговая, В. А. Народные подвижные игры, развлечения и забавы: методология, теория и практика [Текст] / В. А. Луговая. – СПб.: Детство- пресс, 2011. – 105 с.

48. Матвеев, Л. П. Основы спортивной тренировки [Текст] / Л. П. Матвеев. – Москва 2007. – 270с.

49. Плаксина, Л. И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушениями зрения [Текст] / Л. И. Плаксина. – М.: Город, 2009. – 262с.

50. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания с спорта [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. К Холодов, В. С. Кузнецов. – М.: Издательский цент «Академия», 2000. – 480 с.

51. Шебеко, В. Н. Физическая культура в подготовительной к школе группе детского сада [Текст]: метод. пособие. [Текст] / В. Н. Шебеко, Л. В.Карманова. – Мн.: Полымя, 2010. – 125 с.

52. URL: https://nsportal.ru (Дата обращения: 16.09.2021) 

Настоящие практические рекомендации адресуются специалистам общеобразовательных, коррекционных школы: преподавателям АФК, тьюторам, реабилитологам, учителям ФК, тренерам по видам спорта. Кроме того, эти рекомендации адресуются специалистам по управлению учебными заведениями и организаторам новых инновационных технологий в области образования. Суть практических рекомендаций сводится к тому, что спортивная работа в школе – урок, должна проводиться с внедрением современных форм организации учебного и тренировочного процесса. В связи с этим, специалистам по физической культуре рекомендуется, прежде всего, качественно подготовить, а затем провести тестирование спортсменов, выявить для каждого из них их личные результаты. А затем, специально разработанной методикой занятий, имеющей приоритетную  направленность, воздействовать на отстающие физические качества. В наших исследованиях испытуемые занимались четыре месяца по приведённой методике. За этот период в результатах этих детей произошли существенные сдвиги. Это свидетельствует в пользу эксперимента и позволяет заключить, что организация проведённых уроков даёт положительный эффект. Все наши исследования проходили с испытуемыми–учащимися, в возрасте 7-8 лет. Мы убеждены, что по этому же пути возможно разрабатывать учебную работу и для других возрастных контингентов учащихся. Рекомендуем также тестировать учеников  для ведения качественной  работы не только по критерию средних показателей. Ведь могут быть и другие исследования, позволяющие разделять учеников по характеру их спортивных результатов.