Педагогические условия проведения уроков физической культуры с использованием интерактивных методов у слепых детей
ВВЕДЕНИЕ
Человек рождается и познает окружающий мир. Важнейшую роль в этом процессе играет зрение. Но, к сожалению, здоровые глаза и хорошее зрение встречаются далеко не всегда. По наблюдениям врачей, с каждым годом на нашей планете увеличивается количество детей, страдающих глазными заболеваниями. Как правило, это близорукость, дальнозоркость, астигматизм, амблиопия (слабовидение) и косоглазие. [14.] В настоящее время проблему своеобразия развития детей с глазной патологией и определение средств коррекции при нарушениях зрения освещают в своих работах ученые. Это работы: Р.М.Боскис (1975), Т.А.Власовой (1972), Л.С.Волковой (1983), Л.П.Григорьевой (1985), В.З. Денискиной (2001), В.П.Ермакова (1986), А.Г.Литвака (1973), Л.И.Плаксиной (1995), Л.И.Солнцевой (1980), Б.К.Тупоногова (1996), В.А. Феоктистовой (1992). [35.]
Ребенок с нарушением зрения - термин, касающийся как незрячих, так и слабовидящих. Незрячих делят на тотально слепых (Vis - 0) и детей с остаточным зрением (Vis от 0 до 0, 04 с оптической коррекцией стеклами на лучшем глазу). [38.]
По данным ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), во всем мире насчитывается более 35 млн незрячих, в России - около 260 тыс. [19.] Слепота бывает врожденной и приобретенной. Врожденная слепота - нарушение развития некоторых отделов головного мозга, зрительных нервов, сетчатки глаза. Приобретенная слепота развивается после перенесенных глазных заболеваний: глаукомы, трахомы, кератита, поражения зрительного нерва, а также после травм глазного яблока, повреждений глазницы и черепно-мозговых травм. [39.]
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………
ГЛАВА I. Теоретические аспекты проведения уроков физической культуры с использованием интерактивных методов у слепых детей…………………………………………………………………………
1.1. Особенности физического развития детей с нарушением зрения….
1.2. Проблемы, возникающие при обучении физической культуре слепых детей……………………..………………………………………....
1.3. Особенности организации пространства для проведения урока физической культуры………………………………………………………
1.4. Требования к инвентарю для проведения уроков физической культуры…………………………………………………………………….
1.5. Характеристика методов, используемых на уроках физической культуры у детей с нарушением зрения…………………………………..
ГЛАВА II. Цели, задачи, методы и организация исследования………………………………………………………………..
2.1. Цели и задачи исследования…………………………………………..
2.2. Методы исследования…………………………………………………
2.2.1 Анализ научно-методической литературы и интернет источников………………………………………………………………….
2.2.2 Педагогическое наблюдение……………………………………...…
2.2.3 Педагогический эксперимент…………………………………….…
2.2.4 Метод контрольных упражнений……………………………...……
2.2.5 Метод математико-статистической обработки данных………....…
2.3. Организация исследования……………………………………………
2.3.1 Экспериментальная методика с использованием метода Азбуки движений и шрифта Брайля на уроках по физической культуре………..
ГЛАВА III. Эффективность методики с применением азбуки движений и шрифта брайля на уроках по физической культуре у слепых детей………………………………………………………………
3.1. Характеристика исходного уровня физического состояния детей с нарушением зрения………………………………………………………...
3.2. Выявить эффективность методики с использованием Азбуки движений и шрифта Брайля у детей с нарушением зрения на уроках по физической культуре………………….……………………………………
Выводы.……………………………………………………………………..
Практические рекомендации………………………………………………
Список литературы…………………………………………………………
Список использованной литературы
Основная литература
1. Азарян, Р. Н. Урок физкультуры как важное средство воспитания пространственных и личностных качеству слепых и слабовидящих школьников [Текст] / Р. Н. Азарян // Дефектология. – 1984. – № 6. – С. 53 – 59.
2. Амельченко, Т. В. Образование как объект модернизации [Текст] / Т. В. Амельченко, Т. В. Терехова. – М.: МАНПО, 2009. – 148 с.
3. Бондырева, С. К. Психолого-педагогические проблемы интегрирования образовательного пространства [Текст] / С. К. Бондырева. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института. – Воронеж: МОдЭк, 2009. – 352 с.
4. Галкин, С. А. Воспитание. Личность. Общество [Текст] / С. А.Галкин. – Дубина: Феникс, 2009. – 144с.
5. Демирчоглян Г.Г. Специальная физическая культура для слабовидящих школьников / Демирчоглян Г.Г., Демирчоглян А.Г. – М., 2000. – 86 с.
6. Данилевский, Ю. А. Методика и практика проведения игр, которые оказывают содействие развитию физических качеств [Текст] / Ю. А. Данилевский. – Волгоград, 2010. – 114 с.
7. Дети с отклонениями в развитии [Текст]: учеб.-метод, пособие / под ред. Н. Д. Шматко. – М.: Аквариум, 2001. – 99 с.
8. Земцова, М. И. Учителю о детях с нарушениями зрения [Текст] / М. И. Земцова. – М.: Просвещение, 1973. – 159 с.
9. Комарова, Т. С. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу [Текст] / Т.С. Комарова, О. А. Соломенникова – Ярославль: Академия развития, 2006. – 385с.
10. Коррекционная педагогика [Текст]: учеб. Пособие / И. А. Зайцева [и др.]; / под ред. В. С. Кукушина. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: МарТ, 2004. – 352 с.
11. Кудрявцев, В. Физическая культура и развитие ребенка [Текст] // Дошкольное воспитание / В. Кудрявцев. – № 2, 2004.
12. Лаптев, А. П. Теория и методика физической культуры [Текст] / А. П. Лаптев. – М.: ФИС, 2010. – 124 с.
13. Литвак, А. Г. Психология слепых и слабовидящих [Текст]: учеб. пособие / А. Г. Литвак; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. – СПб.: Изд-во РГПУ, 1998.
14. Никулина, Г. В. Охраняем и развиваем зрение. Учителю о работе по охране и развитию зрения учащихся младшего школьного возраста [Текст]: учеб.-методическое пособие для педагогов образовательных учреждений общего назначения / Г. В. Никулина., Л. В. Фомичева – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002.
15. Ноткина, Н. А. Оценка физического и нервно – психического развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / Н. А. Ноткина, Л.И.Казьмина, Н.Н. Бойнович. – СПб.: Детство-Пресс, 2011. – 146 с.
16. Оленчук, П. Т. Здоровье дарит спорт [Текст] / П. Т. Оленчук. – Николаев, 2003. – 265 с.
17. Осипова, Л. Б. Методические рекомендации к программе «Развитие осязания и мелкой моторики» – коррекционно-развивающая программа для детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения (косоглазие и амблиопия) [Текст]: учебно-методическое пособие / Л. Б. Осипова. – Челябинск: Цицеро, 2011. – 123 с.
18. Осипова, Л.Б. Реализация индивидуального и дифференцированного подходов при организации коррекционной работы по развитию осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения [Текст] / Л. Б. Осипова // Материалы конференции по итогам научно- исследовательских работ профессоров, преподавателей, научных сотрудников и аспирантов ЧГПУ за 2005 год. — Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2006. — С. 115–119.
19. Особенности учебной и трудовой деятельности при глубоких нарушениях зрения [Текст] / Под ред. А. Г. Литвака. – Л.: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1983. – 112 с.
20. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду [Текст] / Под ред. Л. И. Плаксиной. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 173 с.
21. 40. Савенков, А. И. Педагогическая психология [Текст]: учеб. для вузов / А. И. Савенков. – М.:Академия. – Высшее профессиональное образование, 2009. – 416 с.
22. Сверлов, B. C. Пространственная ориентировка слепых [Текст]: пособие для учителей и воспитателей школ слепых / В. С. Сверлов – М.: Учпедгиз, 1951. – 152 с.
23. Сековец, Л. С. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушениями зрения [Текст] / Л. С. Сековец. – М.: Школьная Пресса, 2008. – 144 с.
24. Сековец, Л. С. Организация двигательного режима детей дошкольного возраста с нарушениями зрения [Текст] / Л. С. Сековец // Дефектология. – 1987. – № 6
25. Солнцева, Л. И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста [Текст] / Л. И. Солнцева. – М., 2008.
26. Соломенникова, О. А. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу [Текст] / О.А. Соломенникова, Т. С. Комарова. – М.: Знание, 2011. – 144 с.
27. Теория и методика физической культуры дошкольников [Текст]: учебн. пособие / под ред. С. О. Филипповой [и др.]. – СПб.: Детство-пресс, 2011. – 656 с.
28. Теория обучения [Текст]: учеб. пособие для вузов / под ред. И. П Андриади. – М.:Академия, 2010. – 355 с.
29. Толмачев, Р. А. Адаптивная физкультура и реабилитация слепых и слабовидящих [Текст] / Р. А. Томачев. – М.: Советский спорт, 2010. – 201 с.
30. Фарвель, В. С. Движение, развитие, здоровье [Текст] / В. С. Фарвель. – М.: Просвещение, 2011. – 309 с.
31. Феоктистова, В. А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей [Текст] / В. А. Феоктистова. – М.: Речь, 2005. – 128 с.
32. Юрко, Г. М. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / Г. М. Юрко, В. П. Спирина. – М.: Знание, 2010. – 248 с.
33. Пособие для учителя спец. (коррекц.) образоват.учреждений VIII вида /В.М.Мозговой – М.: Просвещение, 2009.
34. Креминская М.М. Сборник программ по физической культуре для образовательных организаций, реализующих адаптивные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья). – СПб.: Владос Северо-Запад, 2013. – 294 с.
35. Доклад "Проблемы социализации детей в ДОУ с нарушением зрения. Пути их решения” - 2017 URL: https://infourok.ru/doklad-problemi-socializacii-detey-v-dou-s-narusheniem-zreniya-puti-ih-resheniya-1937508.html (Дата обращения: 16.09.2021)
36. Бегидова Т. П. Теория и организация адаптивной физической культуры. М.: Юрайт, 2019-189 с.
37. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих / Литвак А.Г. Пб., РГПТУ им. А.И. Герцена, 1998. – 96 с.
38. Морозова О.В. // Теория и практика физической культуры. М - 1998. № 1 – 45 с.
39. Частные методики адаптивной физической культуры. Шапкова Л.В., гл. 2.1.2. URL: https://aupam.ru/pages/fizkult/ch_mafk/page_08.html (Дата обращения: 16.09.2021)
Дополнительная литература
40. Богатова, Н. В. Направления работы социального педагога со слабовидящими детьми [Текст] / Н. В. Богатова // Дефектология. – 2003. – № 1. – С. 28 – 31.
41. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. – М.: Просвещение, 2008. – 464 с.
42. Дружинина, Л. А. Модель индивидуализации медико-психолого- педагогического сопровождения дошкольников с нарушениями зрения [Текст] / Л. А. Дружинина. – М.: Национальный книжный центр, 2009. – 192 с.
43. Дубровский, В. И. Лечебная физическая культура [Текст]: учеб. для студентов высших учебных заведений / В. И. Дубровский. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011. – 122 с.
44. Трудности развития у детей: виды, характеристика, коррекционные подходы: Учебное пособие / Под ред. Е.Л.Инденбаум. – Иркутск: Изд-во ИГПУ, 2002.-31 c.
45. Литвак, А. Г. Практикум по тифлопсихологии. [Текст] учеб. пособие / А. Г. Литвак. – М.: КАРО, 2008. – 295 с.
46. Литвинов, Е. Н. Подвижные игры в Физическом воспитании [Текст] / Е. Н. Литвинов // «Спорт в школе» – Первое сентября, 2007 – № 14. – 42 с.
47. Луговая, В. А. Народные подвижные игры, развлечения и забавы: методология, теория и практика [Текст] / В. А. Луговая. – СПб.: Детство- пресс, 2011. – 105 с.
48. Матвеев, Л. П. Основы спортивной тренировки [Текст] / Л. П. Матвеев. – Москва 2007. – 270с.
49. Плаксина, Л. И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушениями зрения [Текст] / Л. И. Плаксина. – М.: Город, 2009. – 262с.
50. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания с спорта [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. К Холодов, В. С. Кузнецов. – М.: Издательский цент «Академия», 2000. – 480 с.
51. Шебеко, В. Н. Физическая культура в подготовительной к школе группе детского сада [Текст]: метод. пособие. [Текст] / В. Н. Шебеко, Л. В.Карманова. – Мн.: Полымя, 2010. – 125 с.
52. URL: https://nsportal.ru (Дата обращения: 16.09.2021)
Настоящие практические рекомендации адресуются специалистам общеобразовательных, коррекционных школы: преподавателям АФК, тьюторам, реабилитологам, учителям ФК, тренерам по видам спорта. Кроме того, эти рекомендации адресуются специалистам по управлению учебными заведениями и организаторам новых инновационных технологий в области образования. Суть практических рекомендаций сводится к тому, что спортивная работа в школе – урок, должна проводиться с внедрением современных форм организации учебного и тренировочного процесса. В связи с этим, специалистам по физической культуре рекомендуется, прежде всего, качественно подготовить, а затем провести тестирование спортсменов, выявить для каждого из них их личные результаты. А затем, специально разработанной методикой занятий, имеющей приоритетную направленность, воздействовать на отстающие физические качества. В наших исследованиях испытуемые занимались четыре месяца по приведённой методике. За этот период в результатах этих детей произошли существенные сдвиги. Это свидетельствует в пользу эксперимента и позволяет заключить, что организация проведённых уроков даёт положительный эффект. Все наши исследования проходили с испытуемыми–учащимися, в возрасте 7-8 лет. Мы убеждены, что по этому же пути возможно разрабатывать учебную работу и для других возрастных контингентов учащихся. Рекомендуем также тестировать учеников для ведения качественной работы не только по критерию средних показателей. Ведь могут быть и другие исследования, позволяющие разделять учеников по характеру их спортивных результатов.