Совершенствование технической подготовки юных легкоатлетов средствами видеоанализа
ВВЕДЕНИЕ
В современном спорте управление тренировочным процессом предусматривает комплексное использование как возможностей системы спортивной тренировки (закономерностей, принципов, положений, средств и методов и др.), так и внетренировочных и внесоревновательных факторов (специализированного инвентаря, специального оборудования и тренажеров, средств восстановления и др.). Конечно, техническое обеспечение вышло на высокий уровень, ведь доступность и простота использования стоят в одном ряду с информативностью многих гаджетов, систем, специальных программ и приложений.
Лёгкая атлетика является одним из самых популярных и массовых видов спорта, миллионы людей занимаются ей каждый день.
Актуальность:
В лёгкой атлетике, во всех её видах, спортсмены выполняют ряд быстрых движений, сменяющих пофазно друг друга. Но так как человеческий глаз не способен уловить больше 24 кадров в секунду, даже самые опытные специалисты в области спорта, с помощью визуального восприятия не могут
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………...……4
Глава 1. Анализ литературных источников………………………………..6
1.1 Техническая подготовка спортсменов………………………………….6
1.2 Контроль в спортивной тренировке………………………………….9
1.3 Техника низкого старта……………………………...…………………10
1.4 Физиологические особенности и сенситивные особенности детей…14
1.5 История внедрения фото- и видеофиксации в спорте……………..19
1.6 Применение современных средств видеоанализа………………….25
1.7 Цифровизация спорта………………………………………………….28
Глава 2. Цель, задачи, методы, организация исследования……………32
2.1 Задачи исследования…………………………………………………32
2.2 Методы исследования………………………………………………..32
2.2.1 Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования………………………………………………………………..33
2.2.2 Педагогические наблюдения………………………………………33
2.2.3 Метод опроса……………………………………………………….34
2.2.4 Метод экспертных оценок…...…………………………………….34
2.2.5 Педагогический эксперимент………………………………………..34
2.2.6 Методы математической статистики………………………………..35
2.3 Организация исследования………………………………………...…..36
2.4 Характеристика исследуемого контингента………………………..37
2.5 Характеристика используемых камер………………………………37
Глава 3. Результаты видеоанализа и обсуждение полученных данных….41
3.1 Результаты опроса среди тренеров-специалистов по лёгкой атлетике……………………………………………………………………..41
3.2 Биомеханические показатели техники до педагогического эксперимента………………………………………………………..………42
3.3 Биомеханические показатели техники после педагогического эксперимента…………………………………………………………………45
3.3 Анализ результатов исследования……………………………………..48
Выводы……………………………………………………………………...52
Список используемых источников………………………………………..54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Акчурин, Б.Г. Проблемы организации деятельности высшей школы по формированию физического здоровья студентов: Дис. канд. пед. наук / Б.Г. Акчурин.- Уфа, 1996.- 132 с.
2. Барчуков, И.С. Физическая культура и спорт. Методология, теория, практика [Текст]: учебное пособие для вузов /И.С.Барчуков, А.А.Нестеров; под общей ред. Н.Н.Маликова. – М.: Изд.Центр «Академия», 2009. – 525с.
3. Белова, Л. В. Здоровьесберегающие технологии в системе профессионального образования : учебное пособие / Л. В. Белова. – М. : СКФУ, 2015 – 93 с.
4. Броницкая, О. Мастера старого света / О. Броницкая, А. Данилов // Плавание. 2013. № 3. С. 30—31.
5. Голубева, Г.Н., Голубев А.И. Современные технические средства оздоровительной и спортивной тренировки // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 9. – С. 95-95;
6. Л. П. Матвеев, А. Д. Новикова. Теория и методика физического воспитания [Текст] : учебник для интов физ. культ. : В 2 т.. - 2-е изд., изд. - м: 1976. - 544 с.
7. Лукьяненко, В.П. Формирование здорового образа жизни. Телосложение и его формирование / В.П. Лукъяненко // Физ. культура в школе. - 2002.- № 2. - С. 28-32.
8. Брамешин, А.И. Управление инновациями в сфере образования / А.И. Абрамешин, Т.Т. Воронина, О.П. Молчанова // Высшее образование в России.- 2001.- №6.- С. 99-113.
9. Меньшиков, В.М. Профессионально-прикладная физическая культура учащейся молодежи как предмет теоретического исследования / В.М. Меньшиков // Теория и практика физ. культуры. - 2000. - № 4. - С. 55-59.
10. Фарфель, В. С. Управление движениями в спорте / В. С. Фарфель. – М.: Физкультура и спорт, 1975. – 208 с
11. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст] : учеб.пособие для студентов вузов / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - 6-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. – 478 с.
12. Кривец Д.В., Слива С.С., Слива А.С., Кондратьев И.В. Очувствление спортивных тренажеров как перспективный метод исследования и тренировки спортивных навыков // Российский журнал биомеханики. - 1999. - №2. - С. 60-61.
13. В. Мансветов Как „читать" кинограммы // Легкая атлетика. - 1984. - №5. - С. 7.
14. В. А. Перепекин, О. Г. Савченко, А. А. Костю Принципы физической подготовки спортсменов// Вестник Смоленской медицинской академии. - 2009. - №3. - С. 66-68.
15. Савченко, Т.В. Высокое качество подготовки специалистов – главная цель повышения эффективности психолого-педагогического управления образовательным процессом в филиалах вуза / Т.В. Савченко // Научно-теоретичекий журнал ученые записки университета имени П.Ф. Легафта.- № 5 (27).- Санкт-Петербург: ФГОУ ВПО «СПбГУФК», 2007.- С. 83-86.
16. Волков, В.М., Мильнер Е.Г. Человек и бег. – М., 1987.
17. Жилкин, А.И., Кузьмин В.С., Сидорчук Е.В. Легкая атлетика. – М. : Академия, 2007.
18. Легкая атлетика и методика преподавания / под ред. О.В. Колодия, Е.М. Лутковского, В.В. Ухова. – М. : ФиС, 1985. Легкая атлетика / под ред. А.Н. Макарова. – М. : Просвещение, 1974.
19. Легкая атлетика / А.Н. Макаров, П.З. Сирис, В.П. Теннов – М. : Просвещение, 1990.
20. Озолин, Н.Г. Путь к успеху. – М. : ФиС, 1985.
21. Петровский, В.В. Бег на короткие дистанции. – М. : ФиС, 1978.
22. Скоростно-силовая подготовка юных спортсменов / под ред. В.П. Филина. – М. : ФиС, 1988.
23. Суслов, Ф.П. С чего начинается бег. – М. : ФиС, 1974.
24. Учебник тренера по легкой атлетике / под. ред. Л.С. Хоменкова. – М. : ФиС,1982.
Отбор, контроль и прогнозирование в спортивной тренировке. –Киев, 1990. Школа легкой атлетики. Под ред. А.В. Коробова. – М. : ФиС, 1988. Э. Озолин. «Спринтерский бег». «Спорт» 2010 г. Э. Д. Гагуа. «Тренировка спринтера». «Терра спорт» М. 2001 г. Л.П. Матвеев, 1982: Н.Г. Озолин, 2002; В.Н. Платонов, 2004; В.П. Савин, 1990, 2003
Матвеев, Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов / Л.П. Матвеев. — Киев: 1999. – 318 с. Платонов, В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов / В.Н. Платонов. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 286 с. Платонов, В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения: учебник для тренеров / В.Н. Платонов. — Киев: Олимпийская литература, 2015. – 752 с.
Белова, Л. В. Здоровьесберегающие технологии в системе профессионального образования: учебное пособие / Л. В. Белова. – М. : СКФУ, 2015 – 93 с.
Перед началом педагогического эксперимента мы провели опрос. По итогам опроса выяснилось, что лишь 20% тренеров используют видеоанализ в тренировочном процессе постоянно, 10% - периодически и 70% не используют вообще.
Однако 60% опрошенных респондентов считают, что необходимо использовать видеосъемку в тренировочном процессе, 10% считают, что скорее нужно вести видеосъёмку, нежели нет, 10% затруднились ответить, 15% считают, что видеосъёмка скорее не нужна, нежели нужна и 5% считают, что в ней вообще нет необходимости. Из 20% тренеров, Использующих видеосъемку в тренировочном процессе, 100% из них анализируют полученные данные из видеозаписи.
При этом 50% анализируют очень основательно, 50% тренеров анализируют информацию достаточно бегло. При опросе специалистов относительно использования видео фиксации при обучении низкому старту, мы выяснили что 40% респондентов считают, что необходимо использовать видео съемки в тренировках с использованием низкого старта, 50% считают, что скорее нужно использовать видео съемку, нежели нет, 10% опрошенных считают, что скорее не нужно использовать видео съемку в данных тренировках. В ответе на вопрос, необходима ли видеосъемка на тренировках при обучении детей техническим элементам, 20% тренеров считают, что съемки необходимо проводить, 20% тренеров затруднились ответить на данный вопрос, 40% опрошенных считают, что скорее необходимо проводить видеофиксацию, нежели нет, 10% опрошенных тренеров считают, что скорее не нужно проводить съемки, нежели нужно, 10% специалистов считают, что совсем не нужно проводить видео съемки.