Влияние взаимоотношений с матерями и отцами на формы проявления агрессии у подростков

Цель работы – изучить влияние детско-родительских отношений на формы проявления агрессии у подростков
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
15.01.2023
Объем файла
496 Кб
Количество страниц
69
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2320 руб.
2900 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
В настоящее время подросток живёт в осложнённом по своей сути и тенденции социализации мире. На сегодняшний день в нашем обществе сложилась нестабильная экономическая, социальная, а также идеологическая обстановка, которая вызывает увеличение разнообразных отклонений, как в личностном развитии, так и в поведении подростков. 
Главная особенность подросткового возраста заключается во вступлении в жизнь общества, устремлению к самореализации, расширению круга обязанностей, подросток начинает демонстрировать свои успехи в определённом виде деятельности. Одновременно в этом возрасте осуществляется развитие психических познавательных процессов и формирование личности ребёнка, в итоге чего меняются интересы ребёнка. Учебные интересы перестают быть на первом месте, а новые интересы начинают быть устойчивыми и разграниченными. Подросток начинает брать в пример жизнь взрослых. Часто это может выражаться в агрессивности подростка. 
Актуальность данной проблемы определяется необходимостью более глубокого изучения особенностей агрессивности подростков. Исторически проблема детской и подростковой агрессивности в отечественной психологии не получила должного развития, более того, в течение долгих лет эта тема была практически закрытой. Подростковая агрессивность изучалась только в связи с разрешением конфликтов, так как в науке на первом плане стояла установка, что агрессивность может возникнуть только у детей, не получивших должного внимания.

 

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы изучения влияния детско-родительских отношений на формы проявления агрессии у подростков 8

1.1 Агрессивность и агрессия как предмет психологического исследования 8

1.2 Психологические особенности агрессивности и агрессивного поведения подростков 13

1.3 Факторы формирования агрессивности у подростков 15

1.4 Детско-родительские отношения как фактор формирования агрессивности у подростков 19

1.5 Постановка проблемы: цели, задачи и гипотезы исследования 28

Глава 2. Организация и методы исследования 31

2.1 Организация исследования 31

2.2 Методы и методики исследования 31

2.3 Статистические методы обработки результатов исследования 36

Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 37

3.1 Описание выборки 37

3.2 Результаты сравнительного анализа показателей взаимоотношений подростков с матерями и отцами 42

3.3 Анализ взаимосвязей показателей форм проявления подростковой агрессии с показателями взаимоотношений с матерями и отцами 48

3.4 Анализ влияния детско-родительских отношений на формы проявления агрессии подростков 56

3.5 Рекомендации, направленные на профилактику и коррекцию агрессивного поведения подростков 67

Заключение 70

Список литературы 74

 

Список литературы

1. Авдулова, Т. П.  Агрессивность в подростковом возрасте: практическое пособие / Т. П. Авдулова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 126 с. 

2. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика [Текст] / Ю.П. Азаров. – М.: изд. Политической литературы, 2015. – 354 с. 

3. Алфимова М.В., Трубников В.И. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии. - 2000. - №6. - С.112.

4. Аттинг А. Ю. Особенности влияния детско-родительских отношений на агрессивность подростков // Молодой ученый. — 2020. — № 28 (318). — С. 71-74.

5. Баранчикова К.М. Влияние детско-родительских отношений на развитие агрессии у подростков // Студенческий электронный журнал СтРИЖ. 2020. № 1 (30). С. 21-25.

6. Бисерова Г.К. Влияние детско-родительских отношений на агрессивность и самооценку подростка // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 55-4. С. 353-360.

7. Бреслав, Г. Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. – СПб.: Речь, 2007. – 144 с.

8. Бубнова, Э.Ш. Особенности проявления агрессивного поведения старших дошкольников в группе детского сада: авторефер.  дис. канд. психол. наук. М., 2008 - 18 с.

9. Варга, А.Я. О двух подходах к изучению родительского поведения [Текст] / А.Я. Варга. – М.: Просвещение, 2014. – 180 с. 

10. Варга, А.Я. Структура и типы родительских отношений. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 358с.

11. Вердербер, Р. Психология общения: полный курс / Рудольф Вердербер, Кэтлин Вердербер. — СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2010. — 416 с.

12. Волков, Б. С. Психология подростков / Б. С. Волков. — СПб. : Питер, 2010. — 240 с.

13. Воронцова О.Я., Сухарев И.А. Взаимосвязь агрессивности и детско-родительских отношений в старшем школьном возрасте // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 36. С. 2327-2331.

14. Глазырина Л.Г., Нечаева А.А. Детско-родительские отношения как причина агрессии подростков // Альманах современной науки и образования, № 2 (92), 2015. – С. 13-14

15. Головин, С.Ю.Словарь практического психолога — Минск: Харвест, - М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. — 800 с.

16. Гребенникова, Н.В. Психология семьи: учебное пособие [Текст] / Н.В. Гребенникова, Е.В. Гурова, Е.И. Захарова, Е.Г. Суркова. – М.: Академия, 2014. – 237 с.

17. Егорова, В.Н. Детско-родительские отношения в материнской семье [Текст] / В.Н. Егорова, Н.В. Матваеева // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2018. - Т. 9. - № 10. – 53с.

18. Егорова, У.Г. Особенности родительско-детских отношений в семьях подростков с отклоняющимся поведением // Актуальные проблемы воспитания и образования: Сб. науч. статей. - Вып. 12 / Под ред. М.Д.Горячева. - Самара: 2012. -36с.

19. Зоря Н.А. Особенности влияния детско-родительских отношений на агрессивность детей подросткового возраста // Концепт. 2015 – С. 1-7.

20. Ильин, Е.П. Психология: Учебник для средних специальных учебных заведений. СПб: Питер, 2004. – 345 с.

21. Ковалев, С.В. Психология современной семьи [Текст] / С.В. Ковалев. – М.: Просвещение, 2016. – 208 с. 

22. Кондратьев, М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. - СПб.: Питер, 2009. - 219 с.

23. Костромина, С. Н. Справочник школьного психолога. – М.: Астрель, 2012. – 512 с.

24. Крысько, В.Г.Социальная психология: учебник для вузов / В.Г. Крысько . - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Эксмо, 2010. 412с.

25. Кузнецова, А.М. Методы социально-психологической работы с подростками, склонными к агрессии в ГБОУ СОШ "центр образования" г. Чапевска. // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017, № 1-2 – с. 89-93.

26. Лузгина О.П., Чистякова О.Е. Взаимосвязь детско-родительских отношений и агрессивности у подростков // Материалы 68-й научно-практической конференции преподавателей и студентов. В 2 частях. 2018. С. 88-92.

27. Марковская, И.М. «Тренинг взаимодействия родителей с детьми». — СПб.: Речь, 2005.

28. Мовсисян, К.А. Современные представления о детско-родительских отношениях [Текст] / К.А. Мовсисян // Наука молодых – будущее России. Сборник научных статей 3-й Международной научной конференции перспективных разработок молодых ученых: в 6 томах. - 2018. – С. 89-91.

29. Мурадова, В.И. Агрессивное поведение современных подростков. // журнал «Молодой ученый» № 15, часть IV, 2016, стр. 413-415.

30. Петренко, Р.А. Многоаспектность понятий «агрессия» и «агрессивность» // Гуманитарные и социальные науки. - 2010. - № 5. – 100с.

31. Платонова, Н.М. Агрессия у детей и подростков. - Спб.: Речь, 2006. – 336 с.

32. Пономарева, М.А. Психодиагностика личности: пособие для студентов вузов / М.А. Пономарева, Т.И. Юхновец/   под   общ.   Ред. М.А.Пономаревой. – Минск: Тесей, 2008. – 312 с.

33. Посохова,С.Т., Соловьева, С.Л. Настольная книга практического психолога. - СПб.: 2008. - 671 с.

34. Реан, А.А. Психология подростка. - СПб.: Питер, 2003. - 580с.

35. Рикунова Г.С. Связь агрессивности подростков с детско-родительскими отношениями // За нами будущее: взгляд молодых ученых на инновационное развитие общества: сборник научных статей Всероссийской молодежной научной конференции: в 4 томах. 2020. С. 80-84.

36. Румянцева, Т.Г. Агрессия и контроль // Вопросы психологии. – 2003. – №5- 105с.

37. Тетеркина П.В., Котовская С.В. Взаимосвязь типа детско-родительских отношений с особенностями проявления агрессии у младшего подростка // Актуальные вопросы современной науки и практики. Сборник научных статей по материалам VII Международной научно-практической конференции. Уфа, 2022. С. 91-97.

38. Тургунбаева А.Ж., Васягина Н.Н. Особенности отношения подростков к отцу и матери, 2018.

39. Фомина, Л. К. Понятие и типы детско-родительских отношений [Текст] / Л.К. Фомина // Молодой ученый. – 2016. - №2. – 707 с.

40. Фромм Э. Психоанализ и религия. — Сумерки богов. Ф. Ницше, З. Фрейд, Э. Фромм, А. Камю, Ж. П. Сартр. — Москва: Политиздат, 1990.

41. Хеллингер, Б. Порядки любви: Разрушение семейно-системных конфликтов и противоречий [Текст] / Б. Хеллингер. - М. : Изд-во Института психотерапии, 2016. - 400 с.

42. Цаплина, О.В. Психология воспитания: учебное пособие [Текст] / О.В. Цаплина. – Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018. – 182 c.

43. Чумаков, С.А. Особенности современного подросткового возраста [Текст] / С.А. Чумаков // Аллея науки. - 2018. - Т. 2. - № 7 (23).-907с.

44. Шнейдер Л.Б. Психология девиантного и аддитивного поведения детей и подростков: учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.Б. Шнейдер. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 219 с. 

45. Ярыгина А.В. Взаимосвязь детско-родительских отношений и агрессивности подростков // Актуальные психолого-педагогические исследования. Сборник материалов научных исследований. Под редакцией Е.М. Разумовой. Магнитогорск, 2017. С. 112-114.

Наименьшее влияние оказывает такой предиктор, как «согласие матери» (положительное). Можно предположить, что чрезмерное согласие матери влияет на появление обиды подростка. Когда мать во всем соглашается с ребенком, это может восприниматься подростком как нейтральное отношение к нему, то есть подростков воспринимает отношение матери, как чисто формальные, и такой подросток становится более обидчивым. 
Умеренное влияние на обиду подростка по результатам анализа оказывает такой фактор как «согласие отца» (отрицательное). В отличие от согласия со стороны матери, согласие со стороны отца воспринимаются подростками более положительно, а наоборот, если отцы постоянно не согласны с мнением своих детей, то подростки обижаются на это, и проявляют свою обиду и на других окружающих людей.
Самое сильное влияние на обиду среди вышеперечисленных показателей ДРО оказывают «сотрудничество матери» (отрицательное), последовательность отца (положительное). Если мать не сотрудничает со своим ребенком, не учитывает его мнение в решении каких-то бытовых семейных вопросов, тогда у ребенка накапливается обида. Нелогичность действий со стороны отца, отрицательно влияют на отношение подростка, у него возникает обида.
Таким образом, из полученных результатов мы можем сделать вывод о том, что на проявление обиды влияет отношение со стороны обоих родителей, а именно особенности согласия отца и матери, сотрудничества матери, последовательности отца.