Особенности социальной адаптации спортсменов, завершающих спортивную карьеру

ВКР в которой проанализирована дефиниция и сущность понятия «спортивная карьера», выделены основные этапы спортивной карьеры и причины ее завершения, изучено содержание, структура, критерии и уровни социальной адаптации спортсменов, завершающих профессиональную спортивную карьеру
Author image
Iskander
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
08.01.2023
Объем файла
378 Кб
Количество страниц
61
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2080 руб.
2600 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

В спорте высоких достижений, как в любом виде деятельности, которая может осуществляться на профессиональном уровне, активно используется понятие «карьера». Современный спортсмен, как правило, с детского возраста в течение продолжительного времени целенаправленно строит свою карьеру, которая проявляется как совокупность профессиональных достижений, отражающая достигнутый уровень роста и развития человека в этой профессиональной деятельности.  Успешная спортивная карьера, как правило, позитивно влияет на социальный статус.
Изменение профессионального пути и отказ от продолжения карьеры ввиду невозможности по тем или иным причинам продолжать ее, всегда является психологически сложным процессом. Большинство спортсменов оказываются не готовы к уходу из профессионального спорта как с точки зрения психологической, так и социальной. Нередко результатом отказа от спортивной карьеры становится социальная дезадаптация. Данный процесс зачастую повышает тревожность, генерирует 

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА I СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ СПОРТСМЕНОВ, ЗАВЕРШАЮЩИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ КАРЬЕРУ, КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА8
1.1Профессиональная карьера в спорте как социокультурный феномен8
1.2 Содержание, структура, критерии и уровни социальной адаптации спортсменов завершающих спортивную карьеру18
1.3 Факторы, определяющие процесс социальной адаптации спортсменов завершающих профессиональную карьеру в спорте25
ГЛАВА II ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОЦЕССА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СПОРТСМЕНОВ, ЗАВЕРШАЮЩИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ КАРЬЕРУ29
2.1 Психолого-педагогическое сопровождение спортивной карьеры29
2.2 Психолого-педагогические условия социальной поддержки спортсменов, завершающих карьеру33
2.3 Опытно-экспериментальная работа и анализ ее результатов37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ51
ПРИЛОЖЕНИЯ 1-355

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Аитова Ю. С. Анализ государственной политики России в сфере регулирования демографических процессов / Ю.С. Аитова // Вестник евразийской науки. — 2019. — Т. 11. — № 6. — С. 2.
Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. - 4-е изд. Питер, 2016. - 282 с.
Аршинова В. В. Вопросы психологического сопровождения в спорте, рекреационно-оздоровительной и лечебной практиках /В. В. Аршинова, М. Р. Арпентьева , Н. В. Кузнецова, А. В. Новаков// Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2019. Т. 4, N№ 1 С. 106-114.
Благинин А. А. Исследование психологической адаптации спортсменов, завершающих свою спортивную карьеру /Благинин А. А., Бар Н. С., Шихвердиев С. Н.// Вестник ЛГУ имени А. С. Пушкина. – 2015. - №2. С. 64-76.
Бутова Е. С., Демьянова Л. М. Проблемы социальной адаптации спортсменов после завершения карьеры// Наука без границ, 2018. № 5 (22). – С. 122-124.
Выготский Л. С. Психология развития. Избранные работы / Л. С. Выготский.  М.: Юрайт, 2021. – 281 с.
Высоцкая Т. П. Предложения по социально-психологической адаптации спортсменов высокой квалификации после завершения спортивной карьеры/Т.П. Высоцкая, Т.Н. Шутова, К.Э. Столяр, М.А. Кузьмин// Наука и спорт: современные тенденции. № 3 (Том 20), 2018 г. С. 53-59.
Дмитриева К. А. Выбор профессии: [для старшего школьного возраста: 6+] / К. А. Дмитриева, Т. Б. Рябинина. М.: Просвещение, 2017. – 301 с.
Жегульская Ю. В. Социальная адаптация лиц с нарушениями социализации. Сущность, виды, факторы социализации и социальной адаптации: учебное пособие / Ю. В. Жегульская. – Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры [изд.], 2018. – 116 c.
Ильин Е. П. Психология спорта/ Е. П. Ильин. Спб.: Питер, 2008. - 352 с.
Кузнецов В. С. Теория и история физической культуры/ В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий. М.: КноРус, 2020. – 256 с.
Мильштейн О.А. Жизненная история и спортивная карьера олимпийца: основные положения международного исследовательск

Став тренером, бывший спортсмен сам приобретает роль учителя. Он начинает заниматься не спортивной, а педагогической деятельностью. Этот вид деятельности предъявляет собственные требования к личностным и психологическим особенностям человека: педагог должен не только владеть в совершенстве предметом, который он преподает, но и уметь передать свои знания другому человеку. Нельзя не отметить и разные психологические установки спортсмена и тренера: чтобы быть успешным спортсменом, необходимо очень сильно концентрироваться на себе, а чтобы стать хорошим тренером, надо стремиться к успеху не для себя, а для того, чтобы суметь передать знания ученикам, то есть быть ориентированным вовне.
Таким образом, при социализации успешных спортсменов необходимо учитывать факторы социальной реадаптации, которые имеют экономический