Разработка психокоррекционной программы по профилактике и диагностике когнитивных и эмоциональных компонентов склонности к риску в ходе профессиональной деятельности у специалистов транспортной безопасности
Введение
Проблема эмоциональной составляющей в работе специалиста транспортной безопасности состоит в постоянном подвержении специалиста рискам. Риск для человека всегда сопровождается стрессом так как принятие определенного решения предполагает собой выбор в условиях неопределенности и непонимания развития конкретной ситуации.
Специалисты, в чьих профессиях присутствует угроза жизни или здоровью, всегда подвергаются факторам риска. Риск являет собой недостаток информации, неопределенность и нехватку времени. Такие процессы отражают качество выполнения рабочих задач, уровень профессиональной готовности работника действовать в условиях риска, и важные качества присущие профессии.
Психика человека реагирует на стресс по-разному, есть несколько типов реакций на стресс:
эмоциональная реакция (раздражение, гнев, тревога, страх и т.д.);
физиологическая реакция (возбуждение вегетативной нервной системы, выброс гормонов, нейрохимические изменения и т.п.);
поведенческая
Содержание
Аннотация2
Перечень сокращений и обозначений3
Содержание4
Введение6
1. Теоретический анализ исследований склонности к риску и стрессоустойчивости специалистов транспортной безопасности в научной литературе10
1.1Склонность личности специалиста к риску в исследованиях отечественной и зарубежной литературе10
1.2Стрессоустойчивость как свойство личности специалиста транспортной безопасности13
1.3Успешность деятельности специалиста транспортной безопасности как научная проблема22
2Организация и методы исследования.27
2.1 Постановка проблемы исследования27
2.2Организация и выборка исследования28
2.3Описание методов исследования29
3Анализ результатов исследования34
3.1 Результаты исследования и их психологический анализ.34
3.2 Взаимосвязь склонности к риску и стрессоустойчивости специалистов транспортной безопасности с успешностью выполнения ими задач.46
3.3 Рекомендации по профилактике, диагностике, развитию и поддержанию высокого уровня стрессоустойчивости и умеренной склонности к риску в ходе профессиональной деятельности у специалистов транспортной безопасности.49
Заключение54
Список использованных источников57
Приложения58
Приложение А58
Приложение Б66
Приложение В69
Список использованных источников
Б.Г. Мещеряков, В.П, Зинченко Большой психологический словарь 2003 г.;
https://studref.com/583803/menedzhment/obektivnye_subektivnye_storony_riska
Е.П. Ильин Психология риска 2012г.;
Национальная электронная психологическая энциклопедия https://vocabulary.ru/;
Е.П. Ильин Психомоторная организация человека 2003 г.;
С.П. Соловьева Статья Тревога и тревожность: теория и практика журнал Медицинская психология в России 2012 г.;
Л. Г. Дикая, А. Л. Журавлев. Личность профессионала в современном мире 2014 г.;
Б.М. Теплов Способности и одарённость. 2002 г.;
Е.А. Климов Введение в психологию труда 1998г.;
A.Б. Сосновский Статья Мотив как личностное образование журнал Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности 1988 г.;
Национальная энциклопедическая служба https://didacts.ru/;
А.Г. Беловешкин Статья Как тестостерон влияет на наше поведение 2019 г.;
О.А. Харькова, А.Г. Соловьев Статистические методы и математическое моделирование 2017 г.;
Федеральный закон "О транспортной безопасности" от 09.02.2007 N 16
ПриложенияПриложение АПодробное описание респондентов, участвующих в исследовании, представлено в Приложении А.
Таблица 5 – Подробное описание респондентов
№ Специальность Пол Возраст Стаж работы Баллы по Шуберту Баллы по «Адаптивность»
«Сырые» баллы Обработанные баллы «Сырые» баллы Стены
1 Инспектор по досмотру Муж. 29 4 15 65 5 9
2 Инспектор по досмотру Муж. 24 1 10 60 10 7
3 Инспектор по досмотру Муж. 47 15 -13 37 16 5
4 Инспектор по досмотру Муж. 37 9 -2 48 14 6
5 Инспектор по досмотру Муж. 39 7 -6 44 11 7
6 Инспектор по досмотру Муж. 29 5 -4 46 12 7
7 Инспектор по досмотру Муж. 41 13 -12 38 15 6
8 Инспектор по досмотру Жен. 35 4 -6 44 18 5
9 Инспектор по досмотру Жен. 24 2 -17 33 32 3
10 Инспектор по досмотру Жен. 37 10 0 50 9 7
11 Инспектор по досмотру Жен. 49 16 -8 42 14 6
12 Инспектор по досмотру Жен. 47 20 -10 40 11 5
Гиппократ в V в. до н.э. предположил о том, что жизнедеятельность, здоровье человека зависят от четырех основных жидкостей в организме: крови, лимфы, желтой желчи и черной желчи. Основываясь на этих исследованиях, Клавдий Гален, во II в. до н.э. соотнес типы темперамента с физиологическими и психологическими свойствами. Смешение жидкостей в организме с преобладанием крови получило название сангвинического темперамента; с преобладанием лимфы —флегматического темперамента; смешение с преобладанием желтой желчи — холерического темперамента; смешение с преобладанием черной желчи — меланхолического темперамента.
Сангвиник
Человек с сангвиническим темпераментом более дисциплинирован, находчив, обладает хорошей способностью к концентрации внимания и самоконтролю, обладает сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой. У него быстрая скорость реакции, его действия обдуманны. Практически все сангвиники являются экстравертами.