Формирование навыка чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи третьего уровня

Цель работы: изучить уровень развития навыков чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи третьего уровня, на основе полученных результатов провести коррекционно-логопедическую работу и проанализировать её эффективность
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
05.01.2023
Объем файла
172 Кб
Количество страниц
54
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
В настоящее время, по статистическим данным за 2022 год, количество детей с дефектами речи увеличивается. Согласно исследованиям проведённые сотрудниками Института коррекционной педагогики РАО РФ подтверждают, что за последние 30 лет основной категорией стойко неуспевающих учеников общеобразовательных школ (82%), являются дети с тяжёлыми нарушениями речи [16]. Поэтому становится необходимым решение вопросов раннего выявления, диагностики и выбор методов коррекционного воздействия в работе с детьми. Согласно данным международной статистики у 17,5% детей в возрасте до 7 лет наблюдаются нарушения речи. Чем раньше они будут диагностированы, тем эффективнее будет коррекционная работа [3].
Актуальность исследования состоит в том, что читательская грамотность в России за последние годы довольно снизилась. Сравнивая начало 90-х годов, где процент читающих людей в России составлял 79%, то в 2005 году эта цифра снизилась до 63%. Около трети – 30% жителей России не читали книги за последние полгода, такой вывод сделал Всероссийский цент изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Можно сделать вывод о том, что необходимо стимулировать детей к чтению, для развития у них читательской грамотности [40].
Чтение, с помощью которого дети получают большую часть информации, играет важную роль в процессе усвоения знаний. Его значение возрастает в условиях существующей системы образования, предполагающей развитие дифференциации и индивидуализации обучения и увеличение удельного веса самообразования школьников. В этих обстоятельствах особенно важно умение правильно использовать чтение как средство получения новых знаний.

 

Оглавление

Введение 3

ГЛАВА I. Теоретические основы исследования навыков чтения у детей с общим недоразвитие речи 7

1.1. Формирование навыка чтения в онтогенезе 7

1.2. Особенности формирования навыка чтения у детей с общим недоразвитие речи III уровня 14

1.3. Основные направления коррекционной работы по развитию навыка чтения у младших школьников с общим недоразвитие речи третьего уровня 21

Выводы по первой главе 29

ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по развитию навыка чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи третьего уровня 30

2.1. Обследование уровня сформированности навыка чтения у младших школьников с общим недоразвитие третьего уровня 30

2.2. Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыка чтения у младших школьников с общим недоразвитие речи третьего уровня 39

2.3. Оценка эффективности коррекционно-логопедической работы по развитию навыка чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи третьего уровня 47

Выводы по второй главе 52

Заключение 53

Список литературы 55

Список литературы
1. Августова, Ю. В. Историко-педагогический аспект развития практико-ориентировочного образования в отечественной педагогике / Ю. В. Августова. – Весник ПГГПУ. – №3. – 2020. – С. 95-100.
2. Аксенова, А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе : учебник для студентов дефектологического факультета педвузов / А. К. Аксенова. – Москва : Владос. – 2004. – 316.
3. Бахур, В. Родители смогут диагностировать нарушения речи у детей самостоятельно с помощью ИИ / В. Бахур. – 2020. – Режим доступа : URL : https://cnews.ru/link/n518021 (дата обращения : 30.03.2022).
5. Беккер, Р. Нарушения речи как фактор, обусловливающий затруднения в обучении чтению и правописанию / Р. Беккер. – Москва : Владос. – 2007. – 112 с.
6. Бекмагомбетова, З. Э. Комплексная логопедическая методика формирования у учащихся четвёртого класса с тяжёлыми нарушениями речи навыка чтения «про себя» / З. Э. Бекмагобетова. – Научно-методический электронный журнал «Концепт». – №9. – 2018. – С. 1-9.
7. Варламова, М. П. Особенности нарушения чтения у детей младшего школьного возраста с ОНР / М. П. Варламова. Ю. С. Пяшкур. – Шадринск. – 2015. – Режим доступа : URL : https://izron.ru/articles/aktualnye-voprosy-psikhologii-i-pedagogiki-v-sovremennykh-usloviyakh-sbornik-nauchnykh-trudov-po-ito/sektsiya-3-korrektsionnaya-pedagogika-surdopedagogika-i-tiflopedagogika-oligofrenopedagogika-i-logop/osobennosti-narusheniya-chteniya-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-s-onr/? (дата обращения : 30.03.2022).
8. Васильева, А. Н. Курс лекций по стилистике русского языка. Общие понятия стилистики. Разговорно-обиходный стиль речи / А. Н. Васильева. – Москва : КомКнига. – 2018. – 242 c.
9. Васильева, М. С. Актуальные проблемы обучения чтению в начальный классах / М. С. Васильева, М. И. Оморокова, Н. Н. Светловская. Москва : Педагогика. – 2007. – 89 с.
10. Васильева, О. Л. Проект по теме «Преодоление трудностей в обучении чтению детей с ОНР» / О. Л. Васильева.  – Чувашия. – 34 с.
11. Воробьёва, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В. К. Воробьёва. – Москва : Астрель. Планета Знаний. –2018. – 160 c.
12. Вьюнова, Н. И. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе / Н. И. Вьюнова, К. М. Гайдар, Л. В. Темнова. – 3-е издание. – Москва : Академический проект. – 2019. – 256 с.
13. Дедюхина, Г. В. Работа над ритмом в логопедической практике / Г. В. Дедюхина. – Москва : Айрис-пресс. – 2006. – 233 с.
14. Джежжелей, О. В. Формирование навыков выразительного чтения у младших школьников / О. В. Джежжелей. –  Журнал «Начальная школа». – №1. – 2000. – С.33-38.
15. Дунаева, Н. Ю. Нарушение слоговой структуры слова у детей с ОНР. Конспекты логопедических занятий с детьми с общим недоразвитием речи: монография / Н. Ю. Дунаева. – Москва : Владос. – 2017. – 936 c.
16. Евдокимова, И. В. Тьюторское сопровождение детей с тяжёлыми нарушениями речи в дошкольной образовательной организации / И. В. Евдокимова. – Вестник социально-гуманитарного образования и науки. – №2. – 2018. – С. 10-14.
17. Жаров, А. Н. Особенности чтения школьников с ОНР / А. Н. Жаров. – 2018. – Режим доступа : URL : https://multiurok.ru/files/osobennosti-chteniia-shkolnikov-s-onr.html? (дата обращения : 30.03.2022).
18. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Москва : Просвещение. – 2006. – 196с.
19. Заика, Е. В. Упражнения для формирования навыка чтения у младших школьников / Е. В. Заика. – Журнал «Вопросы психологии». – №5. – 2005. – С. 44-54.
20. Зикеев, А. Г. Формирование и коррекция речевого развития учащихся начальных классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений на уроках развития речи : книга для учителя-дефектолога / А. Г. Зикеев. – Москва: Владос. – 2017. – 423 с.
21. Иванова, М. А. Методика формирования навыка чтения / М. А. Иванова. – 2020. – Режим доступа : URL : https://pedsovet.su/load/239-1-0-56235 (дата обращения : 30.03.2022).
22. Иншакова, О. Б. Некоторые приёмы коррекции специфических ошибок чтения и письма / О. Б. Иншакова. – Санкт-Петербург : Гном. – 2007. – 142 с.
23. Карачевцева, И. Н.  Смысловой компонент читательской деятельности младших школьников с общим недоразвитием речи: изучение и направления работы: монография / И. Н. Карачевцева, Т. А. Алтухова. – Белгород : НИУ «БелГУ». – 2013. – 144 с.
24. Киселёва, Т. В. Особенности обучения чтению детей с ОНР / Т. В.
Киселёва. – 2020. – Режим доступа :  URL : https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2020/02/25/osobennosti-obucheniya-chteniyu-detey-s-onr (дата обращения : 30.03.2022).
25. Копачевская, Л. A. Формирование интонационной выразительности у детей с речевыми нарушениями : Автореферат диссертации кандидат педагогических наук / Л. А. Копачевская. – Москва. – 2000. – 35 с.
26. Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей : Учебно-методическое пособие / А. Н. Корев. – Санкт-Петербург : МиМ. – 2007. – 286 с.
27. Лалаева, Р. И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Р. И. Лалаева, Л. В. Венедиктова. – Москва : Союз. – 2017. – 224 c.
28. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников / Р. И. Лалаева. – Санкт-Петербург : Союз. – 2000. – 160с.
29. Лалаева, Р. И. Нарушения чтения / Р. И. Лалаева. – Санкт-Петербург : Питер. – 2000. – 136с.
30. Лалаева, Р. И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – Санкт-Петербург : Союз. – 2004. – 224с.
31. Ларин, А. Н. Социализация младших школьников как научно-педагогическая проблема / А. Н. Ларин. –  Журнал «Социально-экономические явления и процессы». – № 3 (61). – 2017. – С. 199-204.
32. Ларина, Е. А. Скрининг-диагностика интонационной стороны речи у детей младшего школьного возраста : учебно-методическое пособие / Е. А. Ларина. – Хабаровск : Дальневосточный государственные гуманитарный  университет. – 2011. – 142 с.
33. Левченко, И. Ю. Дети с общим недоразвитием речи. Развитие памяти / И. Ю. Левченко. – Москва : Национальный книжный центр. – 2016. – 157 c.
34. Логинова, Е. А. Особенности развития неречевых психических функций у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи / Е. А. Логинова, С. А. Юдина. – Журнал «Специальное образование». – №1. – 2015. – С. 208-211.
35. Логопедия : Пособие для логопедов и студентов дефектологического факультета педагогических вузов / под редакцией Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской – Москва : Владос. – 2003. – 480 с.
36. Мирофанова, И. В. Коррекционно-развивающая работа над несовершенным навыком чтения у детей с ОНР / И. В. Мированова. – 2012. – Режим доступа : URL : https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2012/08/27/korrektsionno-razvivayushchaya-rabota-nad-nesovershennym (дата обращения : 30.03.2022).
37. Никашина, Н. А. Устранение недостатков произношения и письма у младших школьников.  Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы / Н. А. Никашина, под редакцией Р. Е. Левиной. – Москва : Просвещение. – 1965. – С. 46-66.
38. Никитина, Л. В. Повышение эффективности уроков чтения путём организации групповой работы / Л. В. Никитина. – Журнал «Начальная школа». – №5. – 2001. – С. 99-101.
39. Оморокова, М. И. Совершенствование чтения младших школьников / М. И. Оморокова. – Москва : Гном – 2007. – 152 с.
40. Опрос показал долю не читающих книги россиян. – Ведомость. – 2021. – Режим доступа : URL : https://www.vedomosti.ru/society/news/2021/06/09/873597-opros-pokazal-dolyu-ne-chitayuschih-knigi-rossiyan (дата обращения : 01.04.2022).
41. Постникова, А. А. Особенности развития словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом / А. А. Постникова. – Журнал «Современные инновации». – №5 (30). – 2018. – С. 76-78.
42. Пригорнева, Т. А.  Коррекция нарушений чтения у учащихся начальных классов с ОВЗ / Т. А. Пригорнева. – Режим  доступа : URL : http://kladraz.ru/blogs/tatjana-aleksandrovna-prigorneva/statja-po-korekcionoi-pedagogike-2801.html
43. Пятибратова, Н. В. Обучение чтению и письму. Рабочая тетрадь / Н. В. Пятибратова. – Москва : Робинс. – 2015. – 72с.
44. Родыгина, А. А. Диагностика и коррекция навыка чтения у детей с ОНР III уровня / А. А. Родыгина. – Киров. – 2016. – Режим доступа : URL : https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=5760 (дата обращения : 30.03.2022).
45. Садовникова, И. Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма : Пособие для логопедов / И. Н. Садовникова. – Москва : АРКТИ. – 2005. – 400 с.
46. Светловская, Н. Н. Самостоятельное чтение младших школьников. Теоретико-экспериментальное исследование / Н. Н. Светловская. – Москва : Педагогика. – 2000. – 156 с.
47. Сиохина, Н. В. Коррекция нарушений чтения младшего школьника / Н. В. Сиохина. – 2016. – Режим доступа : URL : https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/korriektsiianarushieniichtieniiamladshieghoshkolnika? (дата обращения : 30.03.2022).
48. Сухарева, Л. С. Как помочь младшему школьнику по чтению / Л. С. Сухарева. – Москва : Ранок. – 2019. – 633 c.
49. Терещенко, М. Н. Готовность ребёнка к обучению в школе как психолого-педагогическая проблема / М. Н. Терещенко. – Вестник Южно-Уральского государственного университета. – №9. – 2018. – С. 58–61.
учащихся, имеющих трудности в обучении / М. И. Шишкова. – Журнал «Логопед». – №1. – 2006. – С. 98-105.
50. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. – Москва : Ажур. – 2014. – 32 с.

 

Первое направление. На данном направлении происходило уточнение правильная артикуляция звуков с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятии и кинестетических ощущений. Например, при уточнении правильной артикуляции звука [С], в первую очередь обращали внимание на работу артикуляционный органов при его произнесении: «губы растянуты в улыбке, кончик языка находится за нижними резцами». Для того чтобы младшие школьники закрепили зрительный образ звука использовались изображения-символы: губы, растянуты в улыбке; язык с опущенным вниз кончиком.  Далее работа по формированию кинестетических ощущений, проводилась с помощью уточнения тактильных ощущений при произнесении звуков. Данная работа проводилась на основе сравнения звуков [С], [Т]. Уточнялось положение кончика языка, опущен он или поднят, которая подкреплялась определённым положением руки. Какая воздушная струя образовалась: «центральная узкая, холодная воздушная струя, голосовые складки не вибрируют». Слуховой образ звуков соотносился с неречевым звучанием (с выходящим из шарика воздухом или вытекающей из крана струйкой воды). Второе направление. Проходила работа на выделение звука на фоне слога, учили детей выделять звук на слух и в произношении, различать слоги с заданным звуком и без него. Проводились следующие упражнения: «Угадай звук»; «Разноцветные мячики»; «Наоборот»; «Зоопарк»; «Цепочка», остальные упражнения представлены в приложении 4.