Психологическая адаптация ребенка к детскому саду

Цель исследования: изучение взаимосвязи между особенностями детско-родительских отношений и адаптацией ребенка к дошкольному учреждению
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
05.01.2023
Объем файла
219 Кб
Количество страниц
57
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Актуальность исследования. Дошкольный возраст является важным этапом в жизни ребенка. Для развития и социализации детей родителям необходимо обеспечить посещение ребенком дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). От адаптации дошкольника в детском саду будет зависеть не только его пребывание в дошкольном учреждении, но и успешность его приспособления и дальнейшего обучения в школе.
На адаптацию детей к ДОУ влияют многие объективные и субъективные факторы, например, значительное влияние имеют семейные отношения, преимущественно между родителями и детьми.
В основу общих установок к собственному Я, к родителям, к обществу в целом ложится опыт семейного общения с самых ранних периодов развития. Огромную роль в развитии ребенка играет семья. Именно в семье создаются здоровые условия для развития личности ребенка, реализации его творческого потенциала.
К сожалению, семья не всегда позитивно влияет на социализацию детей. Бывает, что семья препятствует развитию личностных черт подрастающей личности, препятствует развитию личностных достижений. Может привести к развитию невротизма у ребенка, что в свою очередь, может затруднить нормальную адаптацию несовершеннолетнего к дошкольному учреждению. Частой проблемой вышеизложенных событий является неправильное воспитание ребенка. Сюда же можно отнести неспособность родителей, законных представителей, грамотно решать свои личностные проблемы. Все это приводит к созданию напряженных, конфликтных ситуаций, в которые оказываются вовлечены дети. 

 

Оглавление

Введение 

Глава 1. Теоретические аспекты исследования детско-родительских отношений в семье и адаптация ребенка к дошкольному учреждению.

1.1 Стадии адаптации к ДОУ. 

1.2 Длительность процесса адаптации к ДОУ

1.3 Проблема детско-родительских отношений в психологии.

1.4 Вывод по главе 1.

Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи  между особенностями детско- родительских отношений в семье и адаптация ребенка к дошкольному учреждению. 

2.1 Организация исследования. 

2.2. Описание методик.

2.3 Интерпретация результатов.

2.4 Практические рекомендации по оптимизации процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ.

Вывод по главе 2.

Заключение.

Список литературы:

1.  Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений в детской субкультуре. - Воронеж, 2000.
 2. Андриенко Е. В. Социальная психология. -М.: Академия, 2002.          3.Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986.    
4.Бойчева В. Семья, ребенок, детский сад. // Дошкольное воспитание, 1996, №5, с.62-66.
5.  Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. - М.: Акадамия, 1995.
6. Бондаренко Е.А. О психическом развитии ребенка. - М.: Просвещение, 1997.
7. Васильева Е. Эмоциональные проблемы у детей в период адаптации к дошкольному учреждению. // Дошкольное воспитание. 2006, № 10, с.45-47. 8.Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад. - М.: Просвещение, 1983. 9.Выготский Л. С. Психология развития человека. - М.: Эксмо: Смысл, 2003. 10.Горлова Е.Л. Характеристика родительской компетентности как фактора нормативного развития детей раннего возраста. // Психолог в детском саду. 2006, № 4, с 59-66.
11. Давыдова О.И., Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
12 Р. Дарр. Первые три года жизни. - М.: Просвещение, 1992. .13 Детская практическая психология. / Под ред. Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарики,2001.
13. Диалоги о воспитании. / Под ред. В.Н. Столетова. - М.: Педагогика, 1982.
14. Довгая Н.А. Влияние факторов семейной ситуации на эмоциональное развитие дошкольника. // Психолог в детском саду. 2006, № 4, с 66-77.
15. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития. / Под ред. Т.Н. Дороновой и др. - М.: Просвещение, 2001. .        Дубровина И.В. Семья и социализация ребенка.// Мир психологии, 1998, январь-март №1(13).
16. Дубровинская Н. В. и др. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии. - М.: Владос, 2000.
17.  Журавлев Д. Адаптация учащихся при переходе из начальной в среднюю школу. // Народное образование. 2002, № 8, с.99-105.
18. Журавлев Д. Первый раз в первый класс. Готовность к школе. // Народное образование. 2004, № 6, с.201-209.
19. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М.: Просвещение, 1986.
20. Захаров А.И. Ребенок идет в детский сад. // Семья и школа. 1989, №6.
21. 3еленова М. Е. Адаптация к начальной школе. // Психологическая наука и образование. 2000, № 3, с.22-30. 
22. Зубова Г.Г. Первый раз в детский сад. // Управление ДОУ. 2003, № 6, с. 67-82. 
23.Калитиевская Е. Р., Ильичева В. И. Адаптация или развитие: выбор психотерапевтической стратегии. // Психологический журнал. 1995, № 1, с. 115-121. 
24.Ковалев С.В. Психология современной семьи. - М.: Просвещение, 1988. .        Краткий психологический словарь. / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
25. Крысько В. Г. Словарь-справочник по социальной психологии. - СПб.: Питер, 2003.
26. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости. - М: ТЦ Сфера, 2002.
27. Культура семейных отношений. Сборник статей. - М.: Знание, 1985. 28. Кумарина Г. Школьная дезадаптация: признаки и способы предупреждения. // Народное образование. 2002, № 1, с. 111-121.
29. Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях. // Психологический журнал. 2001, №1, с. 16-24. 
30.  Макшанцева Л. В. К проблеме адаптации трехлетних детей к ДОУ. //Вестник МГУ, серия 14, Психология. 2003, № 1, с.60-66.
31. Макшанцева Л. В. Программа психодиагностики, профилактики и преодоления дезадаптации младших дошкольников к детскому саду. // Психолог в детском саду. 2004, №1, с. 24-49.
32. Макшанцева Л. В. Тревожность и возможности ее снижения у детей, начинающих посещать детский сад. // Психологическая наука и образование. 1998,№2,с.39-47.
33.Малявина С.С., Пивцайкина О.А. Особенности детско-родительских отношений в семьях: гендерный аспект. // Психолог в детском саду. 2006, №3, с. 93-104.
34. Мочалова О. Адаптация детей к ДОУ. // Ребенок в детском саду. 2006, №4, с. 57-59.
35. Мухина B.C. Детская психология. - М.: Просвещение, 1985. .        Обухова Л.Ф., Шаграева О.А. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития. -М.: Просвещение, 1999. 
36.Общение детей в детском саду и семье. / Под ред. Т.А. Репиной. - М.:Педагогика, 1990.
37. Основы психологии семьи и семейного консультирования. / Под общ. ред. Н. Н. Посысоева. - М.: Владос, 2004. .        Павлова Л.Н. Самые маленькие в детском учреждении. //Дошкольное воспитание, 1993, №1.
38. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. - М.: Знание, 1981.
39. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. - СПб.: Речь, 2002.
 40.Семья в психоконсультировании. / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина.-М.: Педагогика, 1989.
41. Семейное воспитание. Словарь. Ред. - сост. В. В. Кумарин. - М.: Педагогика, 1972.
42. Смирнова Е. О., Быкова М. В. Опыт исследования структуры и динамики родительских отношений. // Вопросы психологии, 2000, №3.
43. Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н. Ступени общения: от 1 до 7 лет. - М.: Просвещение, 1992.
44. Соловьева Е. Адаптация ребенка к условиям детского сада.// Дошкольное воспитание, 1993, №8.
45.  Социальная адаптация детей в ДДУ. / Под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской.-М.: Просвещение, 1987.
46. Теплюк С. Улыбка малыша в период адаптации.// Дошкольное воспитание, 2006, №3, с.42-49, №4, с.46-52. 
47. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. - М.: Академия, 1999.
48. Целуйко В. М. Психология современной семьи. - М.: Владос, 2004. 49. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Психология и психотерапия семьи.  

Основываясь на анализе литературы, можно сказать, что нарушения в процессе воспитания могут способствовать аномалиям характера у ребенка в будущем. Эти виды семейного воспитания не способствуют формированию и дальнейшему развитию необходимых личностных качеств и негативно влияют на уровень развития адаптационных способностей. Чрезмерную, или гиперопеку, многие авторы считают одними из основных проблем в процессе воспитания. Зачастую причину такой позиции по отношению к ребёнку учёные отмечают в «оправданных опасениях за здоровье и сохранность ребенка» либо в «инерционности родительского отношения, т. е. к подросшему ребенку продолжают относиться как к маленькому)». Согласно мнению Л. В. Ковинько и И. В. Гребенникова истинная причина чрезмерной протекции заключается в «равнодушии к судьбе ребенка» или «излишнем стремлении приучить ребенка к самостоятельности». [46,с.44-45] На основании проведённого анализа работ исследователей в рамках данного вопроса можно сделать вывод о том, что в основной массе случаев классификация видов неправильного воспитания аналогична видам, которые были описаны А. Е. Личко и Э. Г. Эйдемиллером. Подходы к определению вида семейного воспитания разнообразны, некоторые учёные особую роль отводят специфике материнского отношения [41].