Особенности профилактики агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста
Введение
Актуальность исследования. Современные данные психологических исследований показывают, что в России увеличивается число людей проявляющие агрессивные модели поведение. Так как дети легко повторяют образцы агрессивного поведения взрослых, то и в детских группах агрессия, все более явственно проявляется в различных аспектах детского поведения, привлекает значительный общественный и научный интерес. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигает на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивности является на этапе дошкольного возраста, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда предпринимаемые действия позволяют оказать своевременные корригирующие меры
В изучении проблемы агрессивного поведения сложилась солидная традиция исследования, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Анализ специальной литературы позволяет определить несколько разных подходов, сложившихся в границах различных научных школ.
"В литературе описаны исследования, направленные на выявление различий в понимании агрессии (в работах С. Л. Колосовой, Н. Д. Левитова, Т. Г. Румянцевой, Л. М. Семенюк, С. Фешбаха, А. Бандуры, А. Басса и др.); исследовались причины возникновения агрессивного поведения детей; предметом научного познания становились виды агрессивного поведения (как например у Е. В. Куприянчука, С. Фешбаха, A. Басса, Д. Зилманна), а также возможности его коррекции и профилактики (в исследованиях Р. Кембелла, Е. К. Лютовой, Г. Менденфилда, Г. Б. Мониной, А. Б. Петровой, Л. М. Семенюк).
Содержание
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Теоретические подходы к изучению агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………9
1.2. Характеристика агрессивного поведения и его особенностей у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………..18
1.3. Методы и подходы к профилактике агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возрастая ………………………………….………….27
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ ………………………………………………………35
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1. Исследование агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста в ДОО………………………………………………………………….36
2.2 Программа профилактики агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста в ДОО …………..............................................................42
2.3. Результаты экспериментальной работы с детьми старшего дошкольного возраста с проявлениями агрессивного поведение в ДОО……………………………………………………………………………….46
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ ………………………………………………............50
Заключение ……………………………………………………………………..51
Список литературы …………………………………………………………..53
Список использованной литературы
1. Агрессивное поведение младших школьников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studwood.ru/1290635/psihologiya/agressivnoe_povedenie_mladshih_shkolnik ov_ego_korrektsiya
2. Агрессия детей и подростков / Под ред. Платоновой.– СПб.: Речь, 2008.– 316 С.
3. Андреева, И. Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта // Социальнопсихологические проблемы ментальности: 6-я Международная научно-практическая конференция. Ч. 1. Смоленск, 2004, 22–26.
4. Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена // Вопросы психологии. 2006, 3, 78–86.
5. Афонькина, Ю.А. Диагностика эмоционального интеллекта у дошкольников / Ю.А. Афонькина // Детский сад: теория и практика. – 2014. –№4. – С.6-17.
6. Береснева О. Е., Корнилова О. А. Обзор психологических подходов к описанию содержания и структуры эмоционального интеллекта / Педагогическая психология // URL: http://psy-teaching.ru/files/vypuski/2020-1/7-12.pdf (дата доступа: 10.09.2021 г.)
7. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия, контроль. М.: ПраймЕврознак, 2005. 512 с.
8. Бибишева Л. В. К вопросу различения понятий «агрессивность поведения» и «агрессивность личности» в психологической науке //Международный исследовательский форум студентов и учащихся. – 2021. – С. 133-138.
9. Большой психологический словарь / сост. Б. Мещеряков и В. Зинченко. – Олма-пресс, 2004
10. Бреслав, Г. М. Психотерапия агрессивного поведения детей и подростков: Ме¬тод. пособие для врачей / Г. М. Бреслав.– СПб.: Комздрав, 2004.–334 с..
11. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 2001. 352 с.
12. Ватова, Л. Н. Как снизить агрессивность детей / Л. Н. Ватова // Дошкольное воспитание. – 2003.– № 8.– 55–58 С.
13. Волкова, Е. Н. Особенности работы педагогов, психологов ДОУ с трудными детьми и их родителями: Агрессивные дети / Е. Н. Волкова // журнал Дошкольное воспитание: Ежемесячный научно-методический журнал / М-в образования РФ. – 2000 . – N3. – с. 108-110.
14. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2. Проблемы общей психологии / под ред. В. В. Давыдова. М., 1982.
15. Гарднер,Р. Психотерапия детских проблем/ Р.Гарднер.– СПб.,2005.– 416 с. Гуггенбюль, А. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними / А. Гуггенбюль; Пер. с нем. Н. Скородума; Послесл. В. Зеленского. – СПб., 2013.– 218 С.
16. Гребенкин Е. В. Профилактика агрессии и насилия в школе: учебнометодический комплекс. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 159 с.
17. Демьянов, Ю. Г. Основы психопрофилактики и психотерапии / Ю. Г. Демьянов. – СПб., 1999. – 224 С.
18. Долгова А. Г. Агрессия в младшем школьном возрасте. Диагностика и коррекция. – М.: Генезис, 2009. – 216 с
19. Егорова З. Р. Эмоциональный интеллект дошкольника в работах российских ученых: модели и диагностические методики //Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика. – 2020. – С. 191-194.
20. Ениколопов С. Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. 2001. № 1. С. 60-72.
21. Ениколопов С. Н., Ерофеева Л. В., Соковня И. И. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков. М.: Просвещение, 2002. 158 с
22. Заморев, С. И. Игровая психотерапия / С. И. Заморев. – СПб.: Речь, 2012. – 136 С.
23. Захаров, А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка / А. И. Захаров. – М.: Просвещение, 2003. – 192с.
24. Игры – обучение, тренинг, досуг / Под ред. В. В. Петрусинского. – М.: Прометей, 2004.– 136 С.
25. Игумнов, С.А. Психотерапия и психокоррекция детей и подростков / С.А. Игумнов. – М.: Институт психотерапии. – 2000. – с.112 – 162.
26. Истрофилова, О.И. Учебное пособие: Организация работы педагога с агрессивными детьми и подростками/ г.Нижневартовск, 2014. – 24, 56, 112
27. Кетс де Врис, М. Мистика лидерства. М.: Альпина Паблишер, 2011, 280.
28. Коваленко Е. В. Психолого-педагогическая коррекция агрессивности младших школьников / Е.В. Коваленко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 18. – С. 101-105.
29. Колосова, С. Л. Детская агрессия / С. Л. Колосова. – СПб.: Питер, 2009. – 224 С.
30. Коповой, А. С. Педагогическое взаимодействие как средство коррекции агрессивного поведения младших школьников: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. С. Коповой.– Саратов, 2011.– 22 С.
31. Куракина А.О. Эмоциональный интеллект дошкольника: структура, условия и механизмы развития: монография / А.О. Куракина. – Ижевск: Ин-т компьютер. исслед. – 2013. – 103 с.
32. Кухранова, И. Коррекционно-психологические упражнения и игры для детей с агрессивным поведением / И. Кухранова // Воспитание школьников.– 2012.– № 10.– С. 31–33.
33. Левитов Н. Д. Психическое состояние агрессии // Вопр. психологии. 1972. № 6. С. 168-171.
34. Леонтьев, А. Н. Деятельность и сознание // Вопросы философии. 1972, 12, 137–140.
35. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина. – М.: Педагогика, 1986. – с.144 – 165.
36. Майерс, Д. Психология. Мн., 2001
37. Мамедова М. А. Специфика проявления агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста //Юридическая наука в XXI веке: актуальные проблемы и перспективы их решений. – 2021. – С. 261-262.
38. Микляева Н.В. «Групповая экспресс-диагностика компонентов эмоционального интеллекта у старших дошкольников с ОНР» / Н.В. Микляева, О.А. Тихонова // Инклюзия в образовании. – 2018. – Т. 3. – № 3-4. – С.68-76.
39. Мосина Т. Н. Агрессивное поведение детей младшего школьного возраста /Т.Н. Мосина // Санкт-Петербургский образовательный вестник. – 2018. – № 6 (22). – С. 30-34.
40. Нгуен М.А. Психологические особенности формирования эмоционального интеллекта старших дошкольников (на примере российских и вьетнамских детей): дис. на соиск. учен. степ. канд. псих. наук: 19.00.07 / М.А.Нгуен; Тамбов. гос. ун-т им.Г.Р.Державина. – Воронеж: Б.и., 2008. – 192 с.
41. Практический интеллект / Стернберг, Р. Дж. и др. СПб, 2003.
42. Реан А. А. Агрессия и агрессивность личности // Психол. журн. 1996. № 5. С. 3-18.
43. Репина, Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада/ Т.А. Репина. – М.: Педагогика, 2008. – 148 С. 105
44. Романов, А. А. Коррекция расстройств поведения и эмоций у детей: альбом игровых коррекционных задач / А. А. Романов.– М.: Плэйт, 2002.– 112 С.
45. Романов, А. А. Направленная игротерапия агрессивности у детей: Альбом диагностических и коррекционных методик / А. А. Романов.– М.: Романов, 2011.– 48 С.
46. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1976.
47. Румянцева Т.Г. Агрессия: проблемы и поиски в западной философии и науке. — М., 1997. – 23С.
48. Савенкова Т.Д. Методика диагностики базовых параметров эмоционального интеллекта дошкольника / Т.Д. Савенкова. – Вестник московского городского педагогического университета. Серия: педагогика и психология. – 2017. – № 3(41). – С.47-53.
49. Сироткина, И. Эмоциональный интеллект (EQ) // Управление персоналом. 2006, 21, 45–52.
50. Смирнова Е. О. Психологические особенности и варианты детской агрессивности / Е.О. Смирнова // Вопросы психологии. – 2002. – № 1. – С. 18- 22.
51. Тавстуха, О.Г. Исследование сформированности эмоционального интеллекта старших дошкольников / О.Г. Тавстуха, Л.Ю. Шавшаева // материалы междунар.науч.-практич.конференции «Наука в современном обществе: закономерности и тенденции развития», 10 нояб. 2017 г. – Оренбург: Изд-во Аэтерна, 2017. – С. 185-191.
52. Тимошок, А.В. Агрессивное поведение детей дошкольного возраста // Современная психология: материалы Международной научной конференции (г.Пермь, июнь 2012 г.). — Пермь:Меркурий,2012.— С.25- 27. 106
53. Токарева О.А. К вопросу о разработке модели эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста / О.А. Токарева. – Вестник педагогического опыта. – 2018. – № 41. – С. 179- 186.
54. Токарева О.А. К вопросу о разработке модели эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста / О.А. Токарева. – Вестник педагогического опыта. – 2018. – № 41. – С. 179- 186.
55. Федорова Л. А. Особенности проявления агрессивного поведения у младших школьников // Актуальные проблемы развития человека в современном обществе: сб. научн.ст.III Всероссийской научно-практической конференции (29-30 октября 2020 г.) / Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2021. – С. 15.
56. Формы и методы профилактики детской и подростковой агрессии: Науч.-метод. рекомендации / Под ред. Н. М. Платоновой.– СПб., 2013.– 320 С.
57. Фурманов, И. А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И. А. Фурманов.– Минск, 1996.– 216 С.
58. Фурманов И. А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция. – СПб.: Речь, 2007. – 279 с.
59. Черняева, С. А. Психотерапевтические сказки и игры / С. А. Черняева.– СПб.: Речь, 2012.– 168 С.
60. Чураев Э. Н. Социально-психологические особенности проявления агрессивности суворовцев и ее психокоррекция: дис.. канд. психол. наук. М., 2005. 177 с.
61. Шоакбарова С.И. Конспекты психолого-педагогических развивающих занятий для дошкольников. - СПб.: ООО «Издательство «Детствопресс»»,2013. – 64С.
62. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике / Р. Д. Робертс и др. // Психология: журнал Высшей школы экономики. 2004, 1, 4, 3–24.
63. Яковлева, Е. Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития // Вопросы психологии. 1997, 4, 20–27.
64. Bar-On, R. Emotional Intelligence Inventory (EQ-i): Technical Manual. Toronto, 1997.
65. Bar-On, R., & Parker, J. D. (2014). Bar-On Emotional Quotient Inventory: Youth Version— Observer Form. Toronto, Canada: Multi-Health Systems // URL: https://tarjomefa.com/wp-content/uploads/2017/08/7591-English-TarjomeFa.pdf (дата обращения: 10.09.2021 г.)
66. Bar-On, R., & Parker, J. D. A. (2000). EQI:YV. Bar-On Emotional Quotient Inventory Youth Version. Technical manual. New York: MHS. URL: https://tarjomefa.com/wp-content/uploads/2017/08/7591-English-TarjomeFa.pdf (дата обращения: 10.09.2021 г.)
67. Esturgó-Deu, M. E., & Sala-Roca, J. (2010). Disruptive behaviour of students in primary education and emotional intelligence. Teaching and Teacher Education, 26, 830–837// URL: https://tarjomefa.com/wp-content/uploads/2017/08/7591-English-TarjomeFa.pdf (дата обращения: 10.09.2021 г.)
68. Goleman, D. Emotional Intelligence. Why it can matter more than IQ. New York, 1997, 353.
69. Helmsen J, Petermann F. Emotionsregulationsstrategien und aggressives Verhalten im Kindergartenalter [Emotion regulation strategies and aggressive behavior of preschool children]. Prax Kinderpsychol Kinderpsychiatr. 2010;59(10):775-91. German. doi: 10.13109/prkk.2010.59.10.775. PMID: 21290850. // URL: https://tarjomefa.com/wp-content/uploads/2017/08/7591-English-TarjomeFa.pdf (дата обращения: 10.09.2021 г.)
70. Kokkinos, C. M., & Kipritsi, E. (2012). The relationship between bullying, victimization, trait emotional intelligence, self-efficacy and empathy among preadolescents. Social Psychology of Education, 15(1), 41–58 // URL: https://tarjomefa.com/wp-content/uploads/2017/08/7591-English-TarjomeFa.pdf (дата обращения: 10.09.2021 г.)
71. Laurent, Geneviève & Hecht, Hannah & Ensink, Karin & Borelli, Jessica. (2018). Emotional Understanding, Aggression, and Social Functioning Among Preschoolers. American Journal of Orthopsychiatry. 90. 10.1037/ort0000377. // URL: https://www.researchgate.net/publication/327779232_Emotional_Understanding_Aggression_and_Social_Functioning_Among_Preschoolers (дата обращения: 10.09.2021 г.)
72. Mavroveli, S., & Sánchez-Ruiz, M. J. (2011). Trait emotional intelligence influences on academic achievement and school behavior. British Journal of Educational Psychology, 81, 112–134, http://dx.doi.org/10.1348/2044-8279.002009. // URL: https://tarjomefa.com/wp-content/uploads/2017/08/7591-English-TarjomeFa.pdf (дата обращения: 10.09.2021 г.)
73. Mavroveli, S., Petrides, K. V., Shove, C., & Whitehead, A. (2008). Investigation of the construct of trait emotional intelligence in children. European Child & Adolescent Psychiatry, 17, 516–526 // URL: https://tarjomefa.com/wp-content/uploads/2017/08/7591-English-TarjomeFa.pdf (дата обращения: 10.09.2021 г.)
74. Mayer, J. D., Salovey, P. What is Emotional Intelligence? // Emotional Development and Emotional Intelligence: Implications for Educators / P. Salovey & D. Sluyter (eds.). New York, 1997, 3–31.
75. Petrides, K. V. (2009). Technical manual for the Trait Emotional Intelligence Questionnaires (TEIQue). London: London Psychometric Laboratory // URL: https://tarjomefa.com/wp-content/uploads/2017/08/7591-English-TarjomeFa.pdf (дата обращения: 10.09.2021 г.)
76. Petrides, K. V., Sangareau, Y., Furnham, A., & Frederickson, N. (2006). Trait emotional intelligence and children's peer relations at school. Social Development, 15, 537–547 // URL: https://tarjomefa.com/wp-content/uploads/2017/08/7591-English-TarjomeFa.pdf (дата обращения: 10.09.2021 г.)
77. Santesso, D. L., Reker, D. L., Schmidt, L. A., & Segalowitz, S. J. (2006). Frontal electroencephalogram activation asymmetry, emotional intelligence, and externalizing behaviors in 10-year-old children. Child Psychiatry and Human Development, 36(3), 311–328 // URL: https://tarjomefa.com/wp-content/uploads/2017/08/7591-English-TarjomeFa.pdf (дата обращения: 10.09.2021 г.
Следующей методикой бы опросник «Ребенок глазами взрослого» (А.А. Романов). Целью данной методики является выявление частоты проявления агрессивного поведения и их различия у детей старшего дошкольного возраста. Для заполнения данной методики мы провели наблюдение в группе , а также время приема детей в дошкольную организацию. На диаграмме видно, что полностью отсутствуют признаки агрессии всего у 6 детей, что соответствует первому уровню. Второму уровню соответствуют 19 детей, что говорит о том, что ребенку может понадобиться помощь в овладении своим деструктивным поведением. 3 уровню соответствуют результаты у 44 детей, что подразумевает оказание значительной психолого-педагогической помощи ребенку в овладении агрессивностью как расстройством поведения и эмоций.4 уровню показатели соответствуют у 9 детей. На данном уровне требуется очень существенная коррекция, вплоть до медицинского вмешательства. По результатам данной методики в работу были отобраны 10 детей.