Соотношение особенностей общения и тревожности у подростков
Введение
Невозможно вообразить, что было бы, если человек не имел возможности общаться с другими людьми. Ведь общение занимает практически первое место в жизни человека. Он утратит свои социальные качества и многие черты личности, если его оградить от общества и ограничить общение с окружающими людьми. Это подтверждается социальным опытом и на повседневной практике. Если человек не умеет построить общение с окружающими людьми то, в конце концов, это становится причиной неудач и неурядиц. Проблема общения является актуальной в современном мире. Прежде всего, она связана с потребностями общества, его духовной сферой. Проблема общения одна из основных проблем в сфере жизнедеятель-ности. Коммуникационные навыки сказываются на формировании будущей личности. С возрастом подростков связано формирование основных черт человека. И именно от коммуникативных навыков зависит будущее человека. Считается, что подростковый возраст является самым сложным в вос-питании. Психофизиология и психическое отклонение подростков связаны с возрастом полового созревания. В этом возрасте в первый раз возникают и обостряются различные болезненные реакции, возникающие из-за разновидностей психических болезней или затруднений в процессе формирования личностей. Современные подростки уделяют много внимания к технологическим новинкам. Виртуальный мир захватывает все больше и больше внимание детей. Они понимают, что виртуальное общение намного проще, чем общение в реальной жизни. Зачастую это приводит к интернет зависимости, к ухудшению поведения и к тому, что появляются трудности общения в реальном мире.
Содержание
Введение………………………………………………………………….....5
1.Глава. Особенности общения и тревожности у подростков…………..9
1.1.Определение и характеристики общения ……………….……………9
1.2.Определение и характер тревожности подростков............…….…..18
1.3.Особенности общения у подростков………………...………….…...26
2.Глава. Проведение эмпирического исследования соотношения осо-бенностей общения и тревожности у подростков.……………….…......33
2.1.Организация и методы эмпирического исследования ……………..33
2.2.Анализ результатов экспериментального исследования.................34
2.3.Исследование взаимосвязи общения и тревожности у детей под-росткового возраста ……………………………………….……………..39
Заключение ………………………..……………………………………...46
Библиографический список………………………………………………49
Библиографический список
1. Авдулова Т. П. Психология подросткового возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата / Т. П. Авдулова. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 394 с.
2. Амбросова В. И. Психологическое консультирование. Ч. 1: учебное пособие / В. И. Амбросова. — 2-е изд. — Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019. — 104 c.
3. Бахметьева, Е.Л. Организация, содержание и методы коррекционной работы с тревожностью подростков [электронный ресурс] / Е.Л. Бахметьева //Режим доступа: http:// festival.1september.ru/subjects/25/
4. Бардышевская М. К. Диагностика психического развития ребенка: учебное пособие для вузов / М. К. Бардышевская. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 153 с.
5. Беличева С.А. Характеристика современного состояния проблем тревожности несовершеннолетних подростков и пути ее решения [текст] / С.А. Беличева. – М.: Академия, 2012. – 532 с.
6. Бернис Грюнвальд Консультирование семьи / Бернис Грюнвальд Б., Гарольд Макаби В.; перевод И. Ю. Хамитова. — 3-е изд. — М. : Когито-Центр, 2019. — 416 c.
7. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. − М., 1996. − С. 88.
8. Бурлакова Н. С. Детский психоанализ. Школа Анны Фрейд : учебник для вузов / Н. С. Бурлакова, В. И. Олешкевич. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 270 с.
9. Выготский Л. С. Психология развития. Избранные работы / Л. С. Выготский. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 281 с.
10. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: информационно-методические материалы к курсу «Общая психология»: учеб. пособие. − М., 1986 − С. 105.
11. Димов В. М. Проблемы тревожности подростков (социологический аспект) [текст] / В.М. Димов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. – 2014. – № 3. – С. 45–55.
12. Забродин Ю. М. Психологическое консультирование: учебное пособие / Ю. М. Забродин, В. Э. Пахальян ; под редакцией Ю. М. Забродин. — Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 286 c.
13. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учеб. для вузов / И. А. Зимняя. — 3-е изд., пересмотр. — М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2018. — 448 с.
14. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с.
15. Каган М.С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений. − М., 1988. − c. 283.
16. Квинн В. Прикладная психология: Учеб. пособие для студентов вузов и слушателей курсов психол. дисциплин / Вирджиния Н. Квинн; [Пер. с англ. Н. Мальгина]. - 4-е междунар. изд. - СПб. и др.: Питер, 2000. - 558 с.
17. Коноваленко М. Ю. Психология общения: учебник и практикум для СПО / М. Ю. Коноваленко. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 2-е изд., перераб. и доп.—476 с.
18. Конева Е.В. Психология общения: учебное пособие / Е. В. Конева, Е. В. Драпак; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова.— Ярославль: ЯрГУ, 2016. — 204 с.
19. Конюхов Н.И. Словарь - справочник по психологии. − М., 1996. − С. 88.
20. Краткий психологический словарь /сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. − Ростов н/Д., 1998. − С. 229.
21. Кузнецова М.А. Психология общения: Учебное пособие для СПО. — М.: РГУП, 2019. — 167 с.
22. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2019. – 544 с.
23. Мальцева Т. В. Профессиональное психологическое консультиро-вание: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специально-стям «Психология» и «Юриспруденция» / Т. В. Мальцева, И. Е. Реуцкая. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 143 c.
24. Мандель Б. Р. Возрастная психология: учебное пособие / Б.Р. Мандель. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 350 с.
25. Мельникова М. Л. Психология стресса: теория и практика: учебно-методическое пособие / М. Л. Мельникова ; Урал. гос. пед. ун-т ; науч. ред. – Екатеринбург: 2018.
26. Микляева А. В., Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагно-стика, профилактика, коррекция. — СПб.: Речь, 2017. — 248с.
27. Мишечкина Н. А. Представление о понятии «общение» и уровни общения по Добровичу А. Б. / Н. А. Мишечкина. — Текст : непосредствен-ный // Молодой ученый. — 2018. — № 19 (205). — С. 373-375.
28. Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии [Электронный ресурс]: учебник/.— М.: Владос, 2013.— 687 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/14187.— ЭБС
29. Панфилова А. П. Психология общения : учебник для студ. Учре-ждений сред. проф. образования / А. П. Панфилова. — М. : Издательский центр «Академия», 2013. — 368 с.
30. Пахальян В. Э. Личностно-ориентированное консультирование в образовании: материалы к организации и проведению учебных занятий / В. Э. Пахальян. — 2-е изд. — Саратов: Вузовское образование, 2018. — 288 c.
31. Подольский А. И. Психология развития. Психоэмоциональное благополучие детей и подростков: учебное пособие для вузов / А. И. Подольский, О. А. Идобаева. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 124 с.
32. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологиче-ская природа и возрастная динамика. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. — 304с.
33. Психология молодежи / С. И. Самыгин, Л. Д. Столяренко, В. И. Бондин [и др.]. – Москва: РУСАЙНС, 2020. – 404 с.
34. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. — СПб.: Питер, 2011.
35. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в 2 ч. Часть 1. Система работы психолога с детьми разного возраста: практическое пособие / Е. И. Рогов. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 412 с.
36. Рогов Е. И. Практикум школьного психолога: практическое пособие / Е. И. Рогов. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 435 с.
37. Руководство практического психолога. Психолог в школе: практи-ческое пособие / И. В. Дубровина [и др.]; под редакцией И. В. Дубровиной. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 206 с.
38. Соибназарова М. Н. Некоторые психологические проблемы обще-ния в подростковом возрасте / М. Н. Соибназарова, З. А. Санакулова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 5 (109). — С. 737-739
39. Солынин Н. Э., Лебедева Е. П. Психологические причины тревож-ности в подростковом возрасте // Ярославский педагогический вестник. — 2016. — № 6. — С. 281–284.
40. Толстых Н. Н. Психология подросткового возраста: Учебник и практикум / Н. Н. Толстых, А. М. Прихожан. – Москва: Общество с ограни-ченной ответственностью «Издательство ЮРАЙТ», 2020. – 406 с.
41. Хорни, Карен. Собр. соч. в 3 томах. Т.2.: Тревожность / Карен Хорни. - М.: Смысл, 2010. - С. 174-180.
42. Чуясова Д. С. Особенности тревожности в подростковом возрасте / Д. С. Чуясова, В. В. Володин. — Текст: непосредственный // Юный ученый. — 2021. — № 1 (42). — С. 58-59.
43. Щербинина О. А. Взаимосвязь тревожности, социометрического статуса и самооценки младших подростков // Вестник Оренбургского госу-дарственного университета. — 2018. — № 3. — С. 108–113.
44.Психологическая энциклопедия //Общение. URL: http: //wiki.1vc0.ru/ enciklopediya/
45. Библиотека по психологии http://psychologylib.ru/
46. Подростковый возраст. –URL: http://love-mother.ru/podrostkovyj-vozrast-psihologiya-osobennosti-harakteristika.html.
47. Особенности подросткового возраста и поведение родителей –URL: https://www.b17.ru/article/osobennosti_podrostkovogo_vozrasta/
Социальные и экономические перемены в обществе, физические особенности подростка, его психическое развитие становятся причинами возрастания тревожности у подростков. То, в какой степени они значимы для своих друзей, тоже оказывает влияние на тревожность. Происходящие в организме подростка изменения, также повышают его возбудимость, а иногда даже становятся причиной депрессии. Во время полового созревания возрастанию тревожности способствует всё большее проявление различий в плане физиологического развития среди сверстников. Можно сказать, что основной причиной возрастания тревожности мо-жет послужить неудовлетворенность в коммуникации и неудачность в обучении, а также не способность построить общение с родителями и прочими взрослыми. Оценка других, также влияет на рост тревожности. Особенно, если отрицательная оценка исходит из уст значимого для подростка человека. Если полученная оценка, не согласуется с его собственной самооценкой, то это становится причиной беспокойства. А впоследствии может стать причиной снижения самооценки. На основе полученных данных, мы не можем сформулировать вывод, что же является основным источником тревоги у подростков. Мы лишь можем предположить, что нарушения в сфере межличностных отношений играют роль в её возникновении.