Влияние тренинга саморегуляции на коммуникативные качества и стратегии поведения в конфликте у студентов-психологов
Введение
Актуальность. На современном этапе развития общества возрастают требования к системе образования, качеству подготовки профессионалов и уровню сформированности их профессиональных компетенций, которые в значительной степени закладываются на вузовском этапе профессиональной подготовки (стадия «адепта»).
В учебно-профессиональной деятельности студенты-психологи сталкиваются с проблемами, детерминирующими появление конфликтов. В основном, это проблемы саморегуляции и оптимального усвоения навыков общения (коммуникативных качеств), отличающихся сложностью понимания психологических феноменов и закономерностей их появления и развития. Несовершенство социальных программ повышения уровня коммуникативной компетентности, отсутствие института психологической помощи, недоступность эффективных программ освоения навыков саморегуляции усиливает проблему адаптации в социальной среде и конфликтов. Включенность всех участников учебно-профессиональной деятельности в образовательный процесс способствует эффективному усвоению программы подготовки, приобретению навыков саморегуляции, снижению социальной дезадаптации.
Саморегуляция в учебно-профессиональной деятельности студентов-психологов играет важную роль. Различные интенсивные эмоциональные переживания и негативные чувства могут значительно влиять на процесс коммуникации и успешность учебно-профессиональной деятельности. Поэтому студентам-психологам важно научиться справляться с собственными негативными эмоциями для более успешного выполнения своей будущей профессиональной деятельности.
Оглавление
Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологические предпосылки исследования влияния тренинга саморегуляции на коммуникативные качества и стратегии поведения в конфликте у студентов-психологов 7
1.1 Психологический анализ учебно-профессиональной деятельности студентов-психологов 7
1.2 Коммуникативные качества как основа успешной учебно-профессиональной деятельности 10
1.3 Стратегии поведения в конфликте 13
1.4 Влияние тренинга саморегуляции на коммуникативные качества и стратегии поведения в конфликте студентов-психологов 15
Глава 2 Организация и методы исследования влияния тренинга саморегуляции на коммуникативные качества и стратегии поведения в конфликте у студентов-психологов 22
2.1 Этапы исследования 22
2.2 Характеристика выборки респондентов 24
2.3 Описание методов и методик исследования 25
Глава 3 Описание и интерпретация результатов экспериментального исследования влияния тренинга саморегуляции на коммуникативные качества и стратегии поведения в конфликте у студентов-психологов 28
3.1 Результаты диагностики коммуникативных качеств и стратегий поведения в конфликте у студентов-психологов 28
3.2 Анализ результатов входной и выходной диагностики коммуникативных качеств и стратегий поведения в конфликте у студентов-психологов в экспериментальной группе 34
3.3 Выявление влияния тренинга саморегуляции на коммуникативные качества и стратегии поведения в конфликте студентов-психологов 37
Выводы 43
Заключение 46
Рекомендации 48
Список использованных источников 50
Список использованных источников
1. Алимова, Е.Р., Паркайкина, Г.А. Сформированность навыков саморегуляции деятельности в ранне-юношеском и юношеском возрастах / Е.Р. Алимова, Г.А.Паркайкина. – Текст : непосредственный // Международная научно-практическая конференция (1 февраля 2016 г. «Интеллектуальный и научный потенциал XXI века»): Ч.4. – Уфа: Аэтерна, 2016. – С. 136-138.
2. Анцупов, А.Я. Конфликтология : учебник для вузов / А.Я. Анцупов., А.И. Шипилов. – Москва : ЮНИТИ, 2000. – 551 с. – ISBN 5-238-00062-6. –Текст : непосредственный.
3. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В.В. Бойко. – Москва : : Информ.-изд. дом "Филинъ", 1996. – 472 с. ISBN 5-900855-60-0. – Текст : непосредственный.
4. Гасанова, П.Г. Психологический анализ учебной деятельности студентов / П.Г. Гасанова, Э.А. Кимпаева. – Текст : непосредственный // Журнал Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – 6 С.111-114.
5. Громова, О.М. Конфликтология / О.М. Громова. – Москва : ГАУ, 1993. – 430 с. ISBN 5-88-124-042-1. – Текст : непосредственный.
6. Гуревич, К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы / К.М. Гуревич. – Москва : Наука, 1970. – 271 с. – Текст : непосредственный.
7. Гутник, Е.П. Современные теоретические представления о коммуникативных компетенциях / Е.П. Гутник. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2016. – №27. – С. 774-778.
8. Жарких, Н.Г. Особенности коммуникативной компетентности студентов с разными типами реакций в ситуациях фрустрации: автореферат диссертации... канд. психол. наук : / Жарких Наталья Григорьевна. – Москва, 2013. – 98 с. – Текст : непосредственный.
9. Истратова, О.Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 375 с. ISBN 978-5-222-18569-8. – Текст : непосредственный.
10. Козырев, Г.И. Введение в конфликтологию / Г.И. Козырев. – Москва : Владос, 1999. – 340 с. ISBN 5-691-00260-0. – Текст : непосредственный.
11. Конопкин, О.А . Психологические механизмы регуляции деятельности / О.А. Конопкин ; Российская акад. образования, Психологический ин-т. - 2-е изд., испр. и доп. – Москва : URSS : Ленанд, 2010. - 316 с. : ил., табл.; 22 см.; ISBN 978-5-9710-0321-2. – Текст : непосредственный.
12. Леонова, А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека / А.Б. Леонова. – Москва : Изд-во Моск. Ун-та., 1986. – 200 с. – Текст : непосредственный.
13. Мельник, С.Н. Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга / С.Н.Мельник. – Владивосток : Издательство Дальневосточного университета, 2004. – 74 с. – Текст : непосредственный.
14. Моросанова, В.И. Личностные и когнитивные аспекты саморегуляции деятельности человека / В.И. Морсанова. – Москва : Психологический институт РАО, 2014. – 320 с. – Текст : непосредственный.
15. Муравьева, О.И. Психология коммуникативной компетентности: Учебник / О.И. Муравьева. – Томск : Из-воТом. ун-та, 2013. – 160 с. – Текст : непосредственный.
16. Науменко, М.В. Тренинг как форма работы по коррекции стратегий поведения в конфликте сотрудников организаций дополнительного образования / М.В.Науменко. – Текст : непосредственный // Ученые записки университета имени П.Ф Лесгафта. –2017. – № 9. – С. 278-281.
17. Низаева, Л.Ф. Коммуникативная компетенция: сущность и компонентный состав / Л. Ф. Низаева. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2016. – №28. – С. 933-935.
18. Ожиганова, Г.В. Высшая способность к саморегуляции и внутренний опыт / Г.В. Ожиганова. – Текст : непосредственный // Приволжский научный вестник. Серия «Психологические науки». – 2014. – № 11-2 (39). – C. 164—169.
19. Осницкий, А.К. Развитие саморегуляции как условие успешности профессионального самоопределения и обучения / А.К.Осницкий. – Текст : непосредственный // В кн.: В.И. Моросанова (Ред.), Психология саморегуляции в ХХI веке. – Москва : Нестор-История, 2011. – С. 304-314.
20. Пацявичюс, И.В. Соотношение индивидуально-типических характеристик эмоциональности с особенностями саморегуляции деятельности: 19.00.01: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук : / Пацавичюсь Ионас Викторович. – Москва, 1981. - 190 с. – Текст : непосредственный.
21. Практикум по социально-психологическому тренингу / под общей редакцией Б.Д. Парыгина. – СПб. : изд-во Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, 1994. – 86 с. – Текст : непосредственный.
22. Психологический словарь / Под редакцией А.В. Петровского. – Москва, 2007. – 510 с. ISBN 5-250-00364-8. – Текст : непосредственный.
23. Пуни, А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованиям в спорте / А.Ц. Пуни. – Ленинград : [Б.и.], 1973. – 31 с. – Текст : непосредственный.
24. Райгородский, Д.Я. Психодиагностика персонала / Д.Я. Райгородский. – Москва : Бахрах-М, 2007. – 560 с. - ISBN 5-94648-053-7. –Текст : непосредственный.
25. Скотт, Д.Г. Конфликты: пути их преодоления /Д.Г. Скотт. – Киев : Внешторгиздат : Киев.отд-ние, 1991. – 228 с. - ISBN 5-85-025-054-9. – Текст : непосредственный.
26. Спиридонов, Н.И. Психическая саморегуляция, движение, здоровье / Н.И. Спиридонов. – Ставрополь : Кн. изд-во, 1980. – 107 с. – Текст : непосредственный.
27. Шкуратько, К.В. Стратегии поведения личности в ситуации конфликтного взаимодействия / К. В. Шкуратько, Е. В. Безносюк. – Текст: непосредственный // Психологическое благополучие современного человека: материалы Международной заочной научно-практической конференции. – 2019. – С. 744-749.
28. Якунин, В.А. Педагогическая психология: Учебное пособие / В.А. Якунин.; фонд "Международно-правовой экспертизы", Европ. ин-т экспертов. – Санкт-Петербург : Изд-во Михайлова : Полиус, 1998. – 638 с.- ISBN 508016-0022-1. – Текст : непосредственный.
Это может быть связано с тем, что коммуникативные качества, стратегии поведения в конфликте, и негативные установки довольно устойчивые психологические явления, которые не поддаются влиянию тренинга саморегуляции в том виде, в котором он предложен Jacobson E. в адаптации А.Б. Леоновой. Стоит отметить, что тренинг рассчитан на освоение и систематическое использование приемов саморегуляции. Лонгитюдное исследование влияния тренинга саморегуляции по Jacobson E. в адаптации А.Б. Леоновой, возможно, ответит на вопрос возможности влияния этого тренинга на коммуникативные качества, конструктивные стратегии поведения в конфликте. Таким образом, полученные результаты свидетельствуют об опровержении гипотезы, что тренинг саморегуляции повышает коммуникативные качества и использование конструктивных стратегий поведения в конфликте «Сотрудничество» и «Компромисс». Поскольку негативные установки личности могут оказывать воздействие на выбор той или иной стратегии поведения, то их устойчивость, выявленная в результате исследования, дополняет наш вывод о невозможности изменить устойчивые качества личности в формате предложенного тренинга.