Развитие лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью посредством игровой деятельности
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования заключается в том, что с каждым годом увеличивается количество детей с интеллектуальными нарушениями, в том числе с умственной отсталостью. По различным оценкам распространенность умственной отсталости колеблется от 0,5% до 3% детского населения. Среди инвалидов детства 53,7% имеют интеллектуальные нарушения, при этом приблизительно в 85% случаев среди лиц с данным нарушением встречается легкая умственная отсталость. [6]
В соответствии с Конвенцией о правах ребенка, Саламанкской декларацией о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями, Федеральным законом №-273 и Федеральным законом №-274, образовательные организации обязаны создать условия для получения качественного образования детьми дошкольного возраста с умственной отсталостью. В процессе получения образования детьми с умственной отсталостью делается большой акцент на развитии речи, так как именно речь позволяет ребенку активно постигать окружающий его мир и социализироваться. [66, 68]
Детство рассматривается как уникальный и неповторимый этап жизни ребенка, в котором закладываются основы его личностного становления, развития способностей и возможностей, воспитания автономии, самостоятельности и дальнейшей социализации. Формирование лексической стороны речи ребенка старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью является неотъемлемой частью постижения мира и формирования знаний об окружающей действительности. Проблема заключается в том, что дети с умственной отсталостью не обладают большинством речевых навыков в отличие от детей с нормальным развитием. Закономерности развития детей дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью находят отражение в недостаточном или нарушенном развитии лексического строя речи, что проявляется в ограниченности их представлений об окружающем мире, в трудностях осознания явлений, свойств и закономерностей окружающей действительности. Для полноценного речевого развития ребенка с умственной отсталостью необходима целенаправленная работа с педагогом-дефектологом. [11]
Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с умственной отсталостью отражает современное понимание процесса воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста, основывающееся на психолого-педагогических и медико-социальных закономерностях развития детства. В программе обозначены задачи речевого развития дошкольников с умственной отсталостью, одна из которых обогащение словаря детей. Выделение данной задачи связано с тем, что при недостаточном развитии словарного запаса у детей нарушаются коммуникативные, познавательные, интеллектуальные способности, что в свою очередь влияет на дальнейшее развитие и обучение детей. Расстройства лексической стороны речи проявляются в бедности и неточности словарного запаса детей с умственной отсталостью, что находит отражение в своеобразии их познавательной сферы. Нарушения лексической стороны речи приводят к различным проблемам коммуникации, неточности выражения мыслей ребенка. [18]
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 9
1.1.Лексическая сторона речи: понятие, развитие в онтогенезе 9
1.2. Изучение лексической стороны речи детей с легкой умственной отсталостью старшего дошкольного возраста в специальной педагогике и специальной психологии 16
1.3. Методы и приемы развития лексической стороны речи у детей с легкой умственной отсталостью старшего дошкольного возраста 19
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 29
2.1.Организация и программа исследования 29
2.2. Характеристика лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью (по материалам констатирующего эксперимента) 41
2.3. Комплекс игр и упражнений по развитию лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью 46
Заключение 76
Список используемой литературы и источников 41
Список используемой литературы и источников
1. Аксенова, А. К. Развитие связной устной речи у умственно отсталых учащихся на специальных уроках / А. К. Аксенова, Э. В. Якубовская. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 1987. – № 6. – С. 32.
2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – 3-е изд., стереотип. – Москва : Академия, 2000. – 400 с. – Текст : непосредственный.
3. Антипова, Ж. В. Формирование словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи : специальность 13.00.03 "Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) " : автореферат диссертации кандидата педагогических наук / Антипова Жанна Владимировна. – Москва : Московский педагогический государственный университет, 1998. – 16 с. – URL: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-slovarya-u-doshkolnikov-s-obshchim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 21.02.2022). – Текст : электронный.
4. Арефьева, Л. Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет : методическое пособие / Л. Н. Арефьева. – Москва : Сфера, 2008. –128 с. – (Логопед в ДОУ). – 978-5-89144-867-4. – Текст : непосредственный.
5. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа с детьми первых трех лет жизни : монография / Е. Ф. Архипов. – Москва, 2004. – 111 с. – ISBN 5-8288-0740-4. – Текст : непосредственный.
6. Афонина, Н. Физиологические основы речи дошкольников в трудах Г. М. Ляминой / Нина Афонина. – Текст : электронный // Автор 24 : справочник. – 2012. – URL: https://spravochnick.ru/pedagogika/fiziologicheskie_osnovy_rechi_doshkolnikov_v_trudah_g_m_lyaminoy/? (дата обращения: 17.05.2022).
7. Ахманова, О. С. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова. – Изд. 2-е, стереотип. – Москва : УРСС, 2014. – 608 с. – ISBN 5-354-00600-7. – Текст : непосредственный. Книга 2004 года
8. Ахутина, Т. В. Порождение речи: нейролингвистический анализ синтаксиса / Т. В. Ахутина. – Изд. 3-е. – Москва : URSS, 2008. – 215 с. – ISBN 978-5-382-00615-4. – Текст : непосредственный.
9. Бавыкина, Г. Н. Формирование словаря детей дошкольного возраста : методические рекомендации для студентов дошкольных факультетов педагогических институтов, воспитателей дошкольных учреждений / Г. Н. Бавыкина. – Комсомольск-на-Амуре : Издательство Комсомольского-на-Амуре государственного педагогического института, 1996. – 29 с. – Текст : непосредственный.
10. Баряева, Л. Б. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития : учебно-методическое пособие / Л. Б. Баряева, А. Зарин. – Санкт-Петербург : Издательство РГПУ им. А. И. Герцена : Союз, 2001. – 414 с. – (С верой в будущее. С любовью к детям). – ISBN 5-8064-0420-X. – Текст : непосредственный.
11. Баряева, Л. Б. Опыт организации коррекционной помощи детям с интеллектуальным недоразвитием / Л. Б. Баряева, А. П. Зарин. – Текст : непосредственный // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 2. – С. 71-75.
12. Богдан, Н. Н. Специальная психология : учебное пособие / Н. Н. Богдан, М. М. Могильная. – Владивосток : ВГУЭС, 2003. – 333 с. – Текст : непосредственный.
13. Бородич, А. М. Методика развития речи детей : [учебное пособие для педагогических институтов по специальности "Дошкольная педагогика и психология"] / А. М. Бородич. – 2-е изд., перераб. – Москва : Просвещение, 1981. – 255 с. – Текст : непосредственный.
14. Быкова, Н. М. Игры и упражнения для развития речи / Н. М. Быкова ; редактор С. Д. Ермолаев. – Москва : Детство-Пресс, 2013. – 160 с. – (Кабинет логопеда). – ISBN 978-5-89814-592-7. – Текст : непосредственный.
15. Винарская, Е. Н. Дизартрия / Е. Н. Винарская. – Москва : АСТ, 2006. – 144 с. – (Библиотека логопеда). – ISBN 5-17-028185-4. – Текст : непосредственный.
16. Виноградова, А. Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка : [для педагогических институтов по специальности N2111 "Дефектология" / А. Д. Виноградова, Е. И. Липецкая, Ю. Т. Матасов, И. П. Ушакова] ; составитель А. Д. Виноградова. – Москва : Просвещение, 1985. – 144 с. – Текст : непосредственный.
17. Выготский, Л. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский. – Санкт-Петербург : Лань, 2003. – 656 с. – (Учебники для вузов. Специальная литература). – Текст : непосредственный.
18. Гаврилова, Е. И. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / Е. И. Гаврилова. – Текст : электронный // nsportal.ru : образовательная социальная сеть. – 2018. – URL: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2018/12/17/primernaya-adaptirovannaya-osnovnaya-obshcheobrazovatelnaya? (дата обращения: 14.04.2022).
19. Гаврилушкина, О. П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников : книга для воспитателя / О. П. Гаврилушкина, Н. Д. Соколова. – Москва : Просвещение, 1985. – 72 с. – Текст : непосредственный.
20. Гаврилушкина, О. П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников : книга для воспитателя / О. П. Гаврилушкина, Н. Д. Соколова. – Москва : Просвещение, 1985. – 72 с. – Текст : непосредственный.
21. Галиузова, Л. Н. Дошкольная педагогика : учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова-Замогильная. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2019. – 253 с. – (Бакалавр. Академический курс). – ISBN 978-5-534-06283-0. – URL: https://urait.ru/bcode/433693 (дата обращения: 12.03.2022). – Текст : электронный.
22. Гербова, В. В. Использование детьми третьего года жизни словарного запаса в повседневной жизни и деятельности / В. В. Гербова. – Текст : непосредственный // Ученые записки: МГЗПИ. – 1970. – Вып. 3.
23. Гогоберидзе, А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения : учебник для бакалавров по направлению 050100 "Педагогика" / А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. – Санкт-Петербург : Питер, 2013. – 464 с. : ил. - (Стандарт третьего поколения) (Учебник для вузов). – ISBN 978-5-496-00013-0. – Текст : непосредственный.
24. Гончарова, В. А. Общие и специфические особенности формирования лексики у дошкольников с различными нарушениями речи : специальность 13.00.03 "Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия)" : автореферат диссертации кандидата педагогических наук / Гончарова Валерия Александровна ; Ленинградский государственный областной университет им. А. С. Пушкина. – Санкт-Петербург, 2002. – 22 с. – URL: https://www.dissercat.com/content/obshchie-i-spetsificheskie-osobennosti-formirovaniya-leksiki-u-doshkolnikov-s-razlichnymi-na (дата обращения: 17.02.2022). – Текст : электронный.
25. Громова, О. Е. Диагностика и развитие речи детей 2-4 лет : методическое пособие / О. Е. Громова, Г. Н. Соломатина. – 2-е изд., перераб. – Москва : Сфера, 2017. – 55 с. : ил. – (Библиотека логопеда ; 4). – ISBN 978-5-9949-1418-2. – Текст : непосредственный.
26. Данилкина, Г. И. Влияние словесного образца на восприятие сюжетной картинки учащимися 1-2 классов вспомогательной школы / Г. И. Данилкина. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 1970. – № 5.
27. Данилов, М. А. Дидактика / М. А. Данилов, Б. П. Есипов ; под общей редакцией Б. П. Есипова ; Академия педагогических наук РСФСР. Институт теории и истории педагогики. – Москва : Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1957. – 518 с. – Текст : непосредственный.
28. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения : сборник методических рекомендаций / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена ; [составитель В. П. Балобанова и др.]. – Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2001. – 238, [1] с. : ил. – ISBN 5-89814-087-5. – Текст : непосредственный.
29. Егорова, А. В. Логопедическая работа по актуализации словаря младших школьников с интеллектуальной недостаточностью : специальность 13.00.03 "Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия)" : автореферат диссертации кандидата педагогических наук / Егорова Алена Владимировна ; [Место защиты: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена]. – Санкт-Петербург, 2011. – 23 с. – URL: https://www.dissercat.com/content/logopedicheskaya-rabota-po-aktualizatsii-slovarya-mladshikh-shkolnikov-s-intellektualnoi-ned (дата обращения: 11.02.2022). – Текст : электронный.
30. Екжанова, Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание : программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е. А. Екжанова. – Москва : Просвещение, 2005. – 272 с. – Текст : непосредственный.
Данные рекомендации по использованию дидактических игр для развития лексической стороны речи детей страшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью позволяют перейти к разработке комплекса игр и упражнений по развитию лексической стороны речи.
Комплекс игр и упражнений для развития лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью
По результатам констатирующего эксперимента большая часть детей показала низкий уровень развития активного и пассивного словаря, а так же низкий уровень развития словарного запаса. Дети практически не употребляют в своей речи глаголы и прилагательные, не умеют подбирать синонимы и антонимы, не могут назвать конкретные существительные. Исходя из этого, перед нами встала цель – разработать комплекс игр и упражнений для развития лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью.
Используя данные, полученные в ходе эксперимента, нами был составлен комплекс игр и упражнений по развитию лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью.