Жанровые особенности немецкой биографии на рубеже хх – ххі столетий

Цель исследования заключается в рассмотрении сущности немецкой биографии и изучении ее жанровых особенностей
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
04.01.2023
Объем файла
123 Кб
Количество страниц
52
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Мировая литература насчитывает огромное количество произведений из разных стран и эпох. Каждое произведение уникально, ведь несет в себе частичку культуры своей страны, историю своего государства. 
Литература Германии богата творческим разнообразием, а немецкие писатели отличаются необыкновенным талантом. За период своего развития Германия пережила многое. Огромное количество событий навсегда остались в истории страны. Многие писатели черпали вдохновение именно из истории. Две мировые войны, разделение Германии на два государства, перестройка, воссоединение огромной страны, жизнь в военное и послевоенное время, жизнь во время перестройки – все это отображено в литературных произведениях.
Одним из важнейших периодов в истории Германии является рубеж XX–XXI веков. Именно этот временной промежуток очень важен для немецкого народа. В этот период происходят значительные изменения в государстве и, как следствие, в литературе. Для рубежа XX – XXI столетий характерно огромное количество творческих исканий. Известные авторы набирают силу, но на смену им приходит новое поколение, которое также завоевывает сердца читателей. 
Рубеж XX–XXI веков – достаточно непростое время не только в политическом, экономическом, но и культурном плане. Объединение страны в одно большое государство принесло не только инновации в жизнь немецкого народа, но и новые трудности. Существуя отдельно друг от друга, две части Германии развивались по-своему, это касалось всей отраслей жизни, что очень сильно отразилось на последующем развитии уже единой страны.

 СОДЕРЖАНИЕ 
Введение…………………………………………………………………………...3
РАЗДЕЛ 1. НЕМЕЦКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ И ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ РУБЕЖА XX – XXI СТОЛЕТИЙ……………………………….6
1.1. Исторические события рубежа XX–XXI веков…………………………….6
1.2. Развитие немецких документальных произведений на рубеже XX–XIX веков………………………………………………………………………………13
Выводы по разделу 1…………………………………………………………….29
РАЗДЕЛ 2. СОВРЕМЕННАЯ НЕМЕЦКАЯ БИОГРАФИЯ И ЕЕ ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ………………………………………………………………...32
2.1. Жанровые особенности биографии Джулиана Шютта «Макс Фриш. Биография восхождения»……………………………………………………….32
2.2. Жанр биографии в творчестве Беатрис фон Матт («Меня зовут Макс Фриш»)…………………………………………………………………………...41
Выводы по разделу 2…………………………………………………………….46
Заключение……………………………………………………………………….49
Список литературы………………………………………………………………52

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аверинцев С. Плутарх и античная биография. К вопросу о месте классика жанра в истории жанра. М., 1973. С. 163;

2. Бакши Н. Назову себя Макс Фриш [Электронный ресурс] / Наталия Бакши. – Режим доступа: https://www.colta.ru/articles/specials/27829-nataliya-bakshi-maks-frish-110-let, свободный;

3. Биография как вид исторического исследования: Сб. науч. тр. – Тверь, 1993. – 180 с.;

4. Биографический метод в литературоведении [Электронный ресурс] /– Режим доступа: https://proza.ru/2011/05/07/1415, свободный;

5. Борн А. Литературная история немецкого единства 1989–2000: Чужие между Востоком и Западом, Ганновер: Wehrhahn Verlag 2019.;

6. Большой толковый словарь русского языка [Текст] // М., 2004;

7. Валевский, А.Б. Биографика как дисциплина гуманитарного цикла [Текст] / А.Б. Валевский. Вып. №6 – М., 1995;

8. Валевский, А.Б. Основания биографики [Текст] / А.Б. Валевский. – Киев: Наукова душка, 1993;

9. Винокур, Г.О. Биография и культура [Текст] / Г.О. Винокур. – М.: Изд. ЛКИ, 2007;

10. Гиривенко, А. Н. Немецкая литература от древности до наших дней = Deutsche Literatur von den Anfangen bis zur Gegenwart : словарь-справочник / А. Н. Гиривенко. – М. : Флинта: Наука, 2003. – 104 с.

11. Гребенникова, Н. С. Зарубежная литература. XX век : учеб. пособие для вузов / Н. С. Гребенникова. – М. : ВЛАДОС, 1999. – 128 с.;

12. Гиривенко, А. Н. Немецкая литература от древности до наших дней = Deutsche Literatur von den Anfangen bis zur Gegenwart : слов.-справ. / А. Н. Гиривенко. – М. : Флинта : Наука, 2003. – 104 с.;

13. Детективный метод [Электронный ресурс] / – Режим доступа: https://detectivemethod.ru/laboratory/german-novel-twentieth-century, свободный;

14. Дурстхофф Г. Патриарху немецкой литературы - 100 лет [Электронный ресурс] / Галина Дурстхофф. – Режим доступа: https://www.dw.com/ru/патриарху-немецкой-литературы-100-лет/a-5626842, свободный;

15. Зарубежная литература ХХ века : учеб. для студентов высш. учеб. заведений / Л. Г. Андреев, А. В. Карельский, Н. Павлова [и др.]. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Высш. шк., 2004. – 559 c.;

16. История швейцарской литературы. Том III. А.В. Маркин, Н. С. Павлова. Макс Фриш — М.: ИМЛИ РАН, 2005. С. 265–296.;

17. Казанцева, Г.В. Беллетризованная биография: проблема определения жанра и история жанра / Казанцева Г.В. // Вопр. филологии. – 2007. – № 3. – С. 64–69.;

18. Лихачев С. Биография: краткая история и проблемы жанра [Электронный ресурс] / Сергей Лихачев. – Режим доступа: https://memoirmentoring.wordpress.com/2015/11/21/биография-краткая-история-и-проблемы/, свободный;

19. Наркирьер, Ф.С. Андре Моруа / Ф.С. Наркикьер. – М.: Художественная литература, 1974. – 220 с.;

20. Немецкая литература после 1945 года [Электронный ресурс] / – Режим доступа:https://studme.org/280938/literatura/nemetskaya_literatura_1945_goda, свободный;

21. Немецкий роман конца ХХ века: Детективные модели построения текста [Электронный ресурс] / – Режим доступа: https://detectivemethod.ru/laboratory/german-novel-twentieth-century/, свободный;

22. Померанцева, Г. Е. Биография в потоке времени: ЖЗЛ: замыслы и

воплощения серии [Текст] / Г.Е. Померанцева. – М., 1987.

23. Проблемы биографического жанра в исторической науке: научно-аналитический обзор. – М., 1988. – 38 с.;

24. Розин, В.М. Личность и ее изучение [Текст] / В.М. Розин. – М., 2004.

25. Трыков, В.П. Французский литературный портрет XIX [Текст] / В.П. Трыков. – М., 1999

26. Холиков, А. А. Биография писателя как жанр [Текст] / А.А. Холиков. – М.: 2010.

27. Черняк М.А. Феномен массовой литературы ХХ века. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2005. – С. 152-178.;

28. Чугунов Д. Немецкая литература рубежа 20-21 вв. М. 2002 г.;

29. Чугунов Д. Немецкая литература 1990-х годов: основные тенденции развития [Электронный ресурс] / Дмитрий Чугунов – Режим доступа: http://www.dslib.net/literatura-mira/nemeckaja-literatura-1990-h-godov-osnovnye-tendencii-razvitija.html, свободный;

30. Явчуновский, Я.К. Документальные жанры: образ, жанр, структура произведения / Я.К. Явчуновский; под ред. П.А. Бугаенко. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1974. – 232 с.;

31. Backscheider, P.R. Reflections on biography / P.R. Backscheider. – Oxford University.Press, 1999. – 289 p.;

32. Batchelor, J. The art of literature biography / Batchelor J. – Clarendon Press, 1995. – 289p.;

33. Die Biographie – Zur Grundlegung ihrer Theorie / hsgb. von B. Fetz. – Walter de Gruyter,2009. – 563 S.;

34. Biographie und Geschichtswissenschaft: Aufsätze zur Theorie und Praxis biograph. Arbeit. / hsgb. von G. Klingenstein, H. Lutz, G. Stourzh – Oldenbourg Verlag, 1979, 1979. – (Wiener Beitrage zur Geschichte der Neuzeit, Bd. 6). – 268 S.;

35. Birmele J. Anmerkungen zu Max Frischs Roman «Mein Name sei Gantenbein» // Monatshefte, Vol. 60, № 2 (Summer, 1968), pp. 167–173.;

36. Dilthey W. Der Aufbau der geschichtlichen Welt in den Geisteswissenschaften., Stutgart, 1965.;

37. Deutsche Einheit [Электронный ресурс] / – Режим доступа: https://www.dw.com/de/deutsche-einheit/t-18731277, свободный;

38. Ferber R. Kurzkritik. Beatrice von Matt: «Mein Name ist Frisch. Begegnungen mit dem Autor und seinem Werk, Zürich – 2011.;

39. Gleichauf I. Jetzt nicht die Wut verlieren. Max Frisch – eine Biografie. Nagel & Kimche, Zürich 2010. 270 S.;

40. Grundlagen der Biographik: Theorie und Praxis des biographischen Schreibens / hsgb. von Ch. Klein. – Stuttgart, Weimer: Verlag J.B. Metzler, 2002. – 282 S.;

41. Jacobsen D. Das drohende Chaos im Inneren, – 2011;

42. Matt B. Mein Name ist Frisch. Begegnungen mit dem Autor und seinem Werk. Nagel & Kimche Verlag, Zürich 2011,151 S.;

43. Obermüller K. Max Frisch suchte Ordnung, nur nicht in der Liebe – Literatur, - 2011;

44. Scheuer, H. Kunst und Wissenschaft: Die moderne literarische Biographie / H. Scheuer // Biographie und Geschichtswissenschaft: Aufsatze zur Theorie und Praxis biograph. Arbeit. / hsgb. von G. Klingenstein, H. Lutz, G. Stourzh – München: Oldenbourg, 1979. – (Wiener Beitrage zur Geschichte der Neuzeit, Bd. 6). – S. 81-110.;

45. Schütt J. Max Frisch. Biographie eines Aufstiegs. Suhrkamp, – 2011.;

Шютт никоим образом не претендует на то, чтобы представить полную биографию. Напротив, он сосредотачивается на годах становления между 1911 и 1954 – и резко обрывает свои исследования на 54-м году. Это год, когда Фриш завершает свой «Штиллер» («Stiller») – роман, который должен был помочь ему совершить прорыв не только в немецкой литературе, но и в мире. Джулиан Шютт выбрал такой промежуток неслучайно. Он хотел показать жизнь Макса Фриша в динамике, создать эффект «здесь и сейчас».
Всего в шести обширных хронологических главах Шютт описывает годы, необходимые для совершения писателем  прорыва, прежде чем он завершает свою монографию почти стостраничным приложением, состоящим из иллюстраций, примечаний и списка библиографий, имен и работ. Заядлый фришевский читатель получает множество подробностей, все из которых были тщательно исследованы и подкреплены доказательствами: в начале были сложные отношения с отцом, о чем Фриш отказывается рассказывать, но с другой стороны автор имеет необычайно близкие отношения с матерью. Описаны и детские переживания, а также знакомство с театром и литературой в школьные годы. 
В произведении Шютта имеются некоторые неточности. С самого начала автор приводит различные данные, но тут же ставит их под сомнение, например, Шютт допускает, что «фактическая дата рождения» писателя Макса Фриша совпадает со смертью его отца в марте 1932 года.