Изучение феномена французской массовой литературы (на примере творчества А. Гавальды) в рамках элективного курса по французскому языку

Цель работы: исследовать феномен современной массовой литературы Франции на примере романов Анны Гавальды
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
03.01.2023
Объем файла
124 Кб
Количество страниц
62
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
В эпоху глобализации в рамках социологии культуры, изучающей динамику современной массовой культуры, растет интерес к исследованию массовой литературы, причем не только в контексте анализа ее распространения, потребления и воздействия на массовую аудиторию, но и в контексте ее изучения как способа репрезентации культурных норм и ценностей социальных групп.
Современная литература Франции представлена такими непохожими друг на друга авторами, как М. Уэльбек, А. Гавальда, Ф. Бегбедер, П. Киньяр, Д. Литтелл, М. Леви, Б. Вербер и др. Каждый из названных писателей занимает свою нишу в литературном «сегодня» Франции. Авторы бестселлеров привлекают массового читателя, затрагивая темы, отвлекающие от рутины повседневности.
Произведения одной из известных современных французских писательниц Анны Гавальды неизменно привлекают внимание читателей, критиков, кинематографистов, отмечаются престижными премиями на национальных конкурсах, переводятся на иностранные языки. О популярности новелл и романов Анны Гавальды говорят тиражи ее произведений, насчитывающие более пяти миллионов экземпляров. Вместе с тем творчество Анны Гавальды, относящееся к качественной массовой литературе, снискавшее признание читателей в самых разных уголках мира обусловливает актуальность его исследования с самых разных позиций: литературоведческих, лингвистических и др.

 

Содержание
Введение
Глава 1. Понятие массовой культуры и массовой литературы
1.1. Происхождение массовой культуры
1.2. Жанры массовой литературы и их типологические черты
1.3. Современная французская литература (авторы бестселлеров в современной литературе): разнообразие жанров и жанровых форм
Глава 2. Феномен популярности А. Гавальды
2.1. Жанровое своеобразие романов А. Гавальды
2.2. Лексико-стилистические особенности романов А. Гавальды
2.3. Изучение языка современной массовой литературы в рамках элективного курса по французскому языку (на материале романов А. Гавальды)
Заключение
Список использованной литературы и источников

 

Список источников и использованной литературы

1. Агапова, С. Г. К вопросу о способах репрезентации эмоций / С. Г. Агапова, Е. К. Телюкина // Science Time. – 2015. – № 1. – С. 9-11.

2. Азарян, С. Г. Массовая культура: точки соприкосновения с телевизионным экраном / С. Г. Азарян, И. В. Мещерякова // Аналитика культурологии. – Тамбов: Тамбовский гос. ун-т им. Г. Р. Державина» – 2010. – № 3 (18). – С. 8-17.

3. Булычева, В. П. Структурно-композиционные особенности детективного жанра / В. П. Булычев // Актуальные вопросы филологических наук материалы II Международной научной конференции. – Чита: Молодой ученый, 2013. – С. 32-38.

4. Былинский, К.И., Розенталь, Д.Э. Литературное редактирование. Учебное пособие [Текст] / К.И. Былинский, Д.Э. Розенталь. – М.: Флинта, Наука, 2011. – 400 с. 

5. Ваганов, А. Эволюция покетбука [Электронный ресурс] / А. Ваганов. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.russ.ru/pole/Evolyuciya-poketbuka, свободный. – Загл. с экрана.

6. Вольский, Н. Н. Лёгкое чтение. Работы по теории и истории детективного жанра / Н. Н. Вольский. – Новосибирск: НГПУ, 2006. – 278 с.

7. Выставка художественной литературы: [Электронный ресурс]: статья. – Электрон. дан.  – Режим доступа: http://lib.pomorsu.ru/vystavki/french_lit.html, свободный. – Загл. с экрана.

8. Гавальда, А. Просто вместе: Роман / А. Гавальда. – М.: ИД «Флюид», 2007. – 590 с.

9. Гавальда, А. Утешительная партия игры в петанк: роман / А. Гавальда. – М.: АСТ, 2012. – 541 с.

10. Гавальда, А. Я ее любил. Я его любила: роман / А. Гавальда. – М.: АСТ, Астрель, 2010. – 192 с.

11. Гавальда, А. Ян: роман / А. Гавальда. – М.: АСТ, 2014. – 192 с.

12. Голикова, В. В. Авантюрный роман в первой половине XIX в. / В. В. Голикова // Слово. Словесность. Словесник Материалы межрегиональной научно-практической конференции преподавателей и студентов. – Рязань: Концепция, 2016. – С. 141-144.

13. Головина, Е. В. Особенности женского романа как жанра литературы / Е. В. Головина // Молодой ученый. – Казань: Молодой ученый, 2017. – № 2 (136). – С. 732-734.

14. Гудков, Л. Д. Литература как социальный институт: статьи по социологии литературы / Л. Д. Гудков, Б. В. Дубин. – М.: Новое лит. обозрение, 1994. – 352 с.

15. Изард, К. Э. Психология эмоций / К. Э. Изард ; перев. с англ. – СПб.: Издательство «Питер», 1999. – 464 с.

16. Исмаилов, М. М. Сущность массовой культуры, функции и влияние на сознание человека / М. М. Исмаилов // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология сборник статей по материалам VIII международной заочной научно-практической конференции. – М.: Международный центр науки и образования, 2017. – С. 17-20.

17. История книги: учеб. для вузов / под ред. А. А. Говорова, Т. Г. Куприяновой. – М.: Мир книги, 1998. – 368 с.

18. Канон, И. А. Способы выражения чувств в романах Анны Гавальда / И. А. Канон, Ю. А. Панищева // Филология как средоточие знаний о мире: сборник научных трудов. – Краснодар: Кубанский государственный университет, 2021. – С. 64-67.

19. Климинская, С. Л. Индивидуальная образовательная траектория как способ повышения эффективности обучения иностранным языкам // Науковедение. – 2014. – №4 (23). – С. 1-9

20. Колесников, А. А. Профессионально-ориентированные элективные курсы на иностранном языке для филологического профиля: научные основы, пример разработки, специфика внедрения в практику / А. А. Колесников. – Рязань: РГУ им. С. А. Есенина, 2011. – 212 с.  

21. Коновалова, И. Е. Элективный курс как фактор реализации индивидуальной траектории школьников // Вестник БГВУ. – 2013. – №15. – С.130-133. 

22. Кудрявцева, Т. Ю. Современная массовая литература во Франции и в России / Т. Ю. Кудрявцева // III Студенческая научно-практическая конференция «Молодой исследователь: от идей к проекту». – Йошкар-Ола: Марийский гос. ун-т, 2019. – С. 378-380.

23. Кузнецова, Е. В. Феномен массовой культуры: проблемы и противоречия / Е. В. Кузнецова // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. – Пермь: Пермский гос. ун-т, 2013. – № 3 (15). – С. 89-95.

24. Куприянова, Т. Г. Формирование рынка массовых изданий за рубежом в XIX веке / Т. Г. Куприянова // Проблемы полиграфии и издательского дела: науч.-техн. журн. – 2007. – № 1. – С. 143–151.

25. Лебедев, И. В. Жанр фэнтези и авантюрно-приключенческая литература / И. В. Лебедев // Rhema. Рема. – М.: Московского гос. педагогический ун-т, 2014. – № 3. – С. 14-20.

26. Лесова-Юзефович, Н. С. Проблема семейных отношений в романе «Просто вместе» Анны Гавальда / Н. С. Лесова-Юзефович, А. Н. Путинцев // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Филологические науки. – 2016. – Т. 2 (68). – № 2-2. – С. 82-93.

27. Лесова-Юзефович, Н. С. Система персонажей в романе французской писательницы Анны Гавальда «Я ее любил. Я его любила» / Н. С. Лесова-Юзефович, Р. О. Головко. – Текст: непосредственный // Филологические науки в России и за рубежом: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). – Санкт-Петербург: Свое издательство – 2016. – № 2. – С. 21-23.

28. Литературный энциклопедический словарь. [Электронный ресурс]: электронная энциклопедия – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.textologia.ru/slovari/literaturovedcheskie-terminy/?q=456, сво-бодный. – Загл. с экрана.

29. Лотман, Ю.М. Массовая литература как историко-культурная проблема // Ю. М. Лотман / Избранные статьи. Т. 3. – Таллин, 1994.

30. Мещеряков, В. П. Введение в литературоведение. Основы теории литературы / В. П. Мещеряков, А. С. Козлов. – М.: Юрайт, 2013. – 422 с.

31. Мзареулов, К. Д. Фантастика. Общий курс / К. Д. Мзареулов. – Севастополь: Шико-Севастополь, 2018. – 391 с.

32. Мильчин, А. Э. Издательский словарь-справочник / А. Э. Мильчин. – 2-е изд, испр. и доп. – М.: ОЛМА-Пресс, 2003. – 560 с.

33. Михайлов, А. Д. История французской литературы / А. Д. Михайлов. – М.: Высшая школа, 1987. – 135 с. 

34. Моисеев, П. А. Поэтика детектива / П. А. Моисеев. – М.: Дом Высшей школы экономики, 2017. – 240 с. 

35. Немировский, Е. Л. Институт бестселлеров / Е. Л. Немировский // Кн. дело. – 1993. – № 4. – С. 114-115.

36. Немировский, Е. Л. Подводя итоги XX столетия: книгоиздание / Е. Л. Немировский // Компьюарт. – 1999. – № 12; 2000. – № 1. – С. 87–93.

37. Николина, Н. А. Массовая литература сегодня: учеб. пособие для студентов, абитуриентов, преподавателей-филологов [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://litresp.ru/chitat/ru/%D0%9D/nikolina-nataliya-anatoljevna/massovaya-literatura-segodnya, свободный. Загл. с экрана.

38. Николина, Н. А. Массовая литература сегодня: учеб. пособие для студентов, абитуриентов, преподавателей-филологов [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://e-libra.ru/read/393265-massovaya-literatura-segodnya.html, свободный. – Загл. с экрана. 

39. Ожегов, С. И. Толковый словарь [Электронный ресурс]: электронная библиотека – Электрон. дан. – Режим доступа: https://slovarozhegova.ru/, свободный. – Загл. с экрана.

40. Ортега-и-Гассет Хосе. Восстание масс. – М.: АСТ, 2008. – 417 с. 

41. Осипов, А. Н. Теория фантастики [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.fandom.ru/about_fan/fantasto/osipov_a.htm, свободный. – Загл. с экрана.

42. Основы культурологии: учеб. пособие / отв. ред. И. М. Быховская; Гос. ин-т искусствознания, Рос. ин-т культурологии. – М.: Едиториал УРСС, 2005. – 496 с. 

43. Пахрутдинова, А. П.  История заимствований во французском языке // Молодой исследователь: от идеи к проекту: материалы IV студенческой научно-практической конференции; ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет»; отв. ред. Д. А. Михеева.  Йошкар-Ола, 2020. – С. 490-492.

44. Пахрутдинова, А. П. Феномен популярности романов Анны Гавальды // А. П. Пахрутдинова / V Международный конкурс научно-исследовательских работ студентов, магистрантов и аспирантов «В мире науки: вопросы филологии, лингводидактики и переводоведения. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2021. – Ч.2 – С. 193-196. 

45. Пахрутдинова, А. П. Система образов, тематика и проблематика романов Анны Гавальда / А. П. Пахрутдинова // Студенческая наука и XXI век. – 2021. – Т. 18. – № 1-2(21). – С. 494-496.  

46. Пунашева, Е. М. Роман Анны Гавальды «Просто вместе» в контексте массовой литературы / Е. М. Пунашева // Достижения вузовской науки. – 2016. – № 21. – С. 168-174.

47. Ремарк, Э. М. 1898–1970 [Электронный ресурс]: электронная энциклопедия – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.em-remarque.ru/interesnye-fakty.html, свободный. – Загл. с экрана.

48. Русинова, Н. В., Гулина С. А. Жанр детективного романа в современной французской литературе // Актуальные проблемы романо-германской филологии и преподавания европейских языков в школе и вузе. Йошкар-Ола, 2017. – С. 103–108.

49. Русинова, Н. В., Заболотских Д. Н. Жанр фантастики во французской литературе // Актуальные проблемы романо-германской фило-логии и преподавания европейских языков в школе и вузе: сб. статей V заочной Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции / Мар. гос. ун-т. Йошкар-Ола, 2016. – С. 165-171.

50. Русинова, Н. В. Феномен популярности романов Анны Гавальды / Н. В. Русинова // Языки, культуры, этносы. Формирование языковой картины мира: филологический и методический аспекты : Сборник научных статей по материалам XIII Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции, Йошкар-Ола, 26 марта 2021 года / Под редакцией Е.В. Романовой. – Йошкар-Ола: Марийский государственный университет, 2021. – С. 241-245. 

51. Савкина, И. Л. Книги, всем понятные, или почему читают и исследуют массовую литературу? / И. Л. Савкина // Филологический класс. – Екатеринбург: Уральский гос. пед. ун-т, 2008. – № 20. – С. 12-19.

52. Седых, А. П. Природа эмоций и их классификация в гуманитарных науках и языкознании / А. П. Седых // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2010. – № 6 (125). – Т. 13. – С. 108–115.

53. Сибрук, Дж. Nobrow. Культура маркетинга. Маркетинг культуры. – Ad Marginem, 2013. – 234 с. 

54. Слесарева, Т. П. Средства, манифестирующие эмоциональное состояние героев, в романах Анны Гавальды: морфолого-семантический аспект / Т. П. Слесарева // Французский язык на перекрестке культур: актуальные вопросы и перспективы исследования : Сборник статей. – Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2019. – С. 94-97. 

55. Тамарченко, Н. Д. Литературоведческие термины. Материалы к словарю / Н. Д. Тамарченко. – Коломна, 1999. – 282 с.

56. Тодоров, В. Н. Введение в фантастическую литературу / В. Н. Тодоров.  – М.: Дом интеллектуальной книги, 2007. – 144 с.

57. Фёдорова, Ж. В. Массовая литература в России XIX века: художественный и социальный аспекты / Ж. В. Фёдорова // Русская и сопоставительная филология. Взгляд молодых. – Казань, 2003. – С. 115-119. 

58. Флиер, А. Я. Культурология для культурологов: учеб. пособие для магистрантов, аспирантов, соискателей / А. Я. Флиер. – 2 изд. – М.: Согласие, 2010. – 672 с.

59. Хализев, В. Е. Теория литературы / В. Е. Хализев. – М. : Высшая школа, 1999. – 423 с.

60. Хлебников, Б. А. Секрет бестселлера / Б. А. Хлебников // Иностр. лит. – 1994. – № 7. – С. 179–183.

61. Хоркхаймер М., Адорно Т.В. Культурная индустрия: просвещение как способ обмана масс. – М.: Ad Marginem, 2016. – 104 с. 

62. Цветкова, Б. Л. Массовая литература как культурный феномен / Б. Л. Цветкова // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. – 2016. – № 2(42). – С. 128–135.

63. Черняк, М. А. Массовая литература XX века. – М. : Флинта : Наука, 2009. – 520 с.

64. Шаховский, В. И. Лингвистическая теория эмоций: монография. / В. И. Шаховский. – М.: Гнозис, 2008. – 416 с.

65. Шомракова, И. А. Всеобщая история книги: учеб. пособие / И. А. Шомракова, И. Е. Баренбаум; СПбГУКИ. – СПб.: Профессия, 2005. – 367 с.

66. Gavalda, A.  Ensemble, c'est tout. – Paris : J'ai lu, 2004.  – 514 p.

67. Gavalda A. Je l’aimais [Электронный ресурс]. URL: https://fdocuments.fr/document/anna-gavalda-je-laimais-5619872ec8b63.html

68. Gavalda, A. La consolante [Электронный ресурс]. URL: https://docplayer.com/44211915-Anna-gavalda-la-consolante.html

69. Gavalda, A. Yann [Электронный ресурс]. URL: https://excerpts.numilog.com/books/9782842637965.pdf

В ходе образовательного процесса представляется достаточно трудной полноценная реализация данной цели в связи с нехваткой времени на уроках, а также отсутствием мотивации обучающихся изучать дополнительную информацию. В рамках урока социокультурный компонент разбирается поверхностно или отсутствует совсем. В связи с этим становится необходимым определить место изучения культуры страны изучаемого языка в учебном плане.  
В настоящее время значительное число образовательных организаций страны уделяет большое внимание построению индивидуальной образовательной траектории, которая ориентирована на формирование и развитие индивидуальных способностей обучающегося, его ценностных ориентиров, взглядов и убеждений посредством использования современных образовательных программ и технологий, учитывающих индивидуальные потребности каждого. Индивидуальная образовательная траектория реализуется в системе профильного обучения старшеклассников, которое ориентировано на индивидуализацию процесса обучения и социализацию учеников.