Эмоциональный интеллект как совладающий ресурс

Цель дипломной работы: выявить особенности эмоционального интеллекта как совладающего ресурса
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
03.01.2023
Объем файла
105 Кб
Количество страниц
37
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Важную роль в жизни личности каждого человека играет эмоциональная сфера, ведь благодаря ей они могут воспринимать окружающий мир и реагировать на него. Развиваясь, социализируясь, личность в процессе взаимоотношений с другими людьми нарабатывает стратегии защит, которые позволяют ему эффективно адаптироваться в агрессивных, травмирующих условиях окружающей действительности. Благодаря высокому развитию эмоционального интеллекта личность может адекватно реагировать на происходящие события, применяя различные копинг-стратегии. 
Эмоциональный интеллект, по определению Д. Гоулмана, - это способность человека, которая позволяет понимать собственные эмоции и эмоции окружающих для того, чтобы использовать полученную информацию для реализации собственных целей. Проблема развития эмоционального интеллекта исследуется многими зарубежными (Д. Гоулман, Г. Орме, Дж. Мейер П. Сэловей, Д. Слайтер, X. Вейсингер, Р. Стернберг и др.) и отечественными (Л.С. Выготский, Г.Г. Горскова, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн И.Н. Андреева, О.В. Хухлаева и др. учеными).
Дж. Мейер и П. Сэловей первыми начали изучать эмоциональный интеллект как отдельный феномен. Они обобщили предыдущий опыт исследователей, в число которых входил Р. Бай-Он, который ввел понятие эмоционально-социальный интеллект. По мнению автора, в структуру выделенного интеллекта, входили глубоко личные и межличностные способности, навыки и умения, которые при объединении определяли поведение человека. Эмоциональный интеллект, по мнению Дж. Мейера и П. Сэловея, входит в структуру социального интеллекта и представляет собой способность оценивать и выражать эмоций; способность понимать эмоции и управлять ими. 

 

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.…….………………………………………………………………....3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА КАК СОВЛАДАЮЩЕГО РЕСУРСА………………………………………………………………………….6
1.1 Основные подходы к изучению эмоционального интеллекта в отечественной и зарубежной психологии…………..…………………………6
1.2 Совладающие ресурсы личности………………………………………....13
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА КАК СОВЛАДАЮЩЕГО РЕСУРСА……………………...21
2.1 Организация и методы исследования…………………………………….21
2.2 Анализ и интерпретация результатов методики Н. Холла на определение уровня эмоционального интеллекта (опросник EQ) ………………………..24
2.3 Анализ и интерпретация результатов опросника «Стиль саморегуляции поведения» (В.И. Моросанова)……………………………………………….26
2.4 Анализ и интерпретация результатов методики «Индекс жизненного стиля» (Р. Плутчик, Б. Келлерман)…………………..……………………….28
2.5 Выявление значимых взаимосвязей в выборе совладающих ресурсов в зависимости от уровня развития эмоционального интеллекта у молодых людей……………………………………………………………………………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………….……………………………37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………….………………40

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

1. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер. М.: Наука, 2016. 132 с.

2. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. М.: Аспект-пресс, 2008. 363 с. 

3. Алферова, М.А. Эмоциональный интеллект и психологические теории эмоций / М.А. Алферова, И.Л. Аристова // Universum: психология и образование. 2017. № 12. С. 19-25. 

4. Андреева, И.Н. Современные представления об эмоциональном интеллекте и его месте в структуре личности / И.Н. Андреева // Журнал белорусского государственного университета. философия. Психология. 2017. № 2. С.104-109. 

5. Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена / Андреева И.Н. // Вопросы психологии. 2016. № 3. С. 78-87. 

6. Булах, Д.С. Современные представление о механизмах психологической защиты / Д.С. Булах // Вестник современных исследований. 2019. № 1.6 (28). С. 43-45. 

7. Базарсадаева, Э. Ж. К вопросу об истории изучения эмоционального интеллекта / Базарсадаева Э. Ж. // Вестник бурятского государственного университета. 2013. № 5. С. 24-32. 

8. Баурова, Ю.В. Развитие эмоционального интеллекта в обучении взрослых / Ю.В. Баурова // Мир науки. 2016. № 4. 3 с. 

9. Бочкова, М.Н. Эмоциональный интеллект и социальное взаимодействие: зарубежные исследования / М.Н. Бочкова, Н.В. Мешкова // Современная зарубежная психология. 2018. № 2. С. 49-59. 

10. Боякова, А.А. Эмоциональный интеллект и стрессоустойчивость / Е.А. Клишкова // Развитие профессионализма. 2016. № 1. С. 178-181. 

11. Выготский, Л. Психология / Л. Выготский. М.: Апрель Пресс; М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 106 с. 

12. Василюк, Ф.Е. Психология переживания / Ф.Е. Василюк. М.: Наука, 2016. 281 с. 

13. Гасимов, А.Ф. Отечественные и зарубежные подходы к исследованию эмоционального интеллекта / А.Ф. Гасимов // Российский научный журнал. 2015. № 6. С. 157-163. 

14. Доценко, Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита / Е.Л. Доценко. М.: ЧеРо, Изд-во МГУ, 1997. 344 с. 

15. Зайцева, А.В. Возможности использования результатов исследований эмоционального интеллекта в педагогической практике / Зайцева А.В., Шуткова И.И. // Известия пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2016. № 11. С. 128-130. 

16. Зинурова, Р.Р. Эмоциональный интеллект: особенности проявления при решении неопределенных задач / Р.Р. Зинурова, Л.А. Жуплатова // Поволжский педагогический поиск. 2017. № 1. С. 90-95. 

17. Кириченко, К.В. Эмоциональный интеллект как психологическая категория / Кириченко К.В. // Международный студенческий научный вестник. 2018. № 5. С. 177-202. 

18. Крюкова, Т.Л. Методы изучения совладающего поведения: три копинг-шкалы / Т.Л. Крюкова. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова Авантитул, 2013. 64 с. 

19. Крюкова, Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк // Журнал практического психолога. М.: 2007. № 3. С. 93-112. 

20. Комарова, А.И. Социальный и эмоциональный интеллект: кросскультурное исследование / Комарова А.И. // Вестник бурятского государственного университета. 2015. № 5. С. 30-35. 

21. Комарова, А.И. Структура эмоционального интеллекта и возможности его развития / А.И. Комарова // Вестник московского государственного областного университета. Серия: психологические науки. 2015. № 4. С. 23-26. 

22. Крайторов, А.Н. Эмоциональный интеллект как интегративный феномен психологического знания в структуре социального и общего интеллекта / А.Н. Крайторов // Научный альманах. 2017. № 4-2. С. 212-215. 

23. Лазарус, А. Мультимодальная психотерапия / А. Лазарус. СПб.: Речь, 2001. 256 с. 

24. Лазарус, Р.С. Теория стресса и психофизиологические исследования / Р.С. Лазарус // Эмоциональный стресс: сб. ст. Л.: Медицина, 1970. С. 178-208. 

25. Ларина, А.Т. Эмоциональный интеллект / А.Т. Ларина // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. № 3. С. 275-278. 

26. Милованова, Н.Г. Эмоциональный интеллект: новый ресурс педагога или новые требования? / Н.Г. Милованова // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 1. С. 107-110. 

27. Николаева, Е.И. Теоретические и практические основания эмоционального интеллекта / Николаева Е.И. // Вестник психофизиологии. 2015. № 2. С. 13-19. 

28. Сардарова, Ж. И. Эмоциональный интеллект как предмет современного теоретического и экспериментального изучения высшей школы / Сардарова Ж.И. // OLYMPLUS. Гуманитарная версия. 2018. № 1. С. 5-7. 

29. Тихонова, И.Б. Психологические факторы эмоционального интеллекта / И.Б. Тихонова, С.В. Ударцева, Т.А. Чаусова, В.В. Готтинг // Актуальные научные исследования в современном мире. 2017. № 1. С. 98-103. 

30. Фомина, Н.И. теоретические подходы к изучению эмоционального интеллекта в российской психологической науке / Фомина Н.И., Бажин А.С. // Студент. Аспирант. Исследователь. 2015. № 6. С. 28-33. 

31. Хлевная, Е.А. Экспериментальное исследование возможности развития эмоционального интеллекта / Е.А. Хлевная, Т.С. Киселева // Вестник университета (государственный университет управления). 2014. № 1. С. 188-192. 

32. Чернова, В.С. Психологические и психосоматические аспекты изучения эмоционального интеллекта / Чернова В.С. // М.: Научно-исследовательский институт школьных технологий. 2016. 136 с. 

33. Энциклопедия практической психологии [электронный ресурс: https://www.psychologos.ru] (дата обращения 05.04.2022).  

34. Plutchik R., Kellerman H., Conte H. R. A structural theory of ego defenses and emotions // In: C.E. Izard (Eds.) Emotions in personality and psychopathology. N.Y.: Plenum, 1979. P. 229-257. 

Прямые значимые корреляционные связи установлены между показателями эмоционального интеллекта: «Эмоциональная осведомленность», «Общий уровень эмоционального интеллекта» с показателем совладающего ресурса «Планирование» (r = 0,36*; r = 0,40*). Данные взаимосвязи указывают на то, что, чем выше уровень развития эмоциональной осведомленности и общего уровня эмоционального интеллекта, тем выше уровень саморегуляции поведения через планирование. Это, вероятно, связано с тем, что, молодые люди со средним уровнем эмоционального интеллекта при осознании и понимании своих эмоций и навыков и способностей распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач, смогут без проблем формировать потребности в осознанном планировании деятельности, их планы в этом случае будут реалистичны, детализированы, иерархичны и устойчивы, цели деятельности ими будут выдвигаться без посторонней помощи. 
Обратная значимая корреляционная связь была выявлена между «Управление своими эмоциями» и «Отрицание» (r = -0,46**). Полученная взаимосвязь свидетельствует о том, что, чем выше уровень развития управления своими эмоциями, тем ниже уровень проявления психологической защиты как отрицание. Это, вероятнее всего, связано с тем, что, когда молодые люди со средним уровнем эмоционального интеллекта смогут управлять своим поведением, эмоциями и мыслями в процессе достижения долгосрочных целей, например, жить устойчивой и процветающей жизнью, в отличие от жизни, в которой другие находятся в неудовлетворенности и разочаровании, тогда у них, при ситуациях травмирующего события, не будет проявляться состояние отрицания, наоборот, такие люди быстро осознают и начнут принимать решения без лишних эмоций.
Далее, обратные значимые корреляционные связи были получены между «Эмпатия», «Общий уровень эмоционального интеллекта», и «Проекция» (r = -0,44**; r = -0,37*). Данные взаимосвязи свидетельствуют о том, что, чем выше уровень развития эмпатии и общего уровня эмоционального интеллекта, тем ниже уровень проявления психологической защиты – проекция. Это, скорее всего, связано с тем, что, когда молодые люди со средним уровнем эмоционального интеллекта научатся осознанно сопереживать текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения происхождения этого переживания и будут иметь навыки и способности распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также будут способны управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач, тогда они не станут приписывать кому-то или чему-то собственные мысли, чувства, мотивы, черты характера и т.д., полагая, что они восприняли что-то приходящее извне, а не изнутри самих себя.