Оценка психоэмоционального состояния женщин, переживающих развод
Введение
В настоящее время развод является одной из наиболее острых социальных проблем. Цена развода оказывается чрезвычайно велика. Изучение семьи имеет глубокое практическое значение, поскольку является важной предпосылкой понимания многих процессов, происходящих в обществе. Брачно-семейные отношения как одна из наиболее значимых сфер функционирования общества изучалась многими исследователями. Ведь данная тема, психологами определяется ростом числа разводов при одновременном сокращении заключаемых браков. Практическая значимость состоит в возможности использования результатов исследования в психологической помощи при обращении женщин к психологам в период развода и после разводный период. Совсем недавно, в начале ХХ в., расторжение брака было явлением редким, сегодня оно стало массовым. Рост коэффициента разводимости наблюдается практически во всех странах. В России закон постулирует равенство прав родителей на ребенка, хотя по сложившейся традиции дети после развода чаще достаются матери. Снижение уровня браков связано как с тем, что через возраст 20-25 лет сейчас проходят малочисленные поколения, родившиеся в годы низкой рождаемости, так и с тем, что многие люди откладывают вступление в брак. Одновременно с сокращением уровня браков растет количество разводов. За последние годы резко вырос показатель, характеризующий соотношение количества регистрируемых разводов и количества регистрируемых браков. Новое, и даже уникальное явление - превышение в ряде регионов количества разводов над количеством браков. Это явное свидетельство тенденции к нестабильности браков в условиях сложных общественных браков по России (где имелись дети).
Содержание
Введение…………………………………………………………………...……3-6
Глава 1. Семья и брак в современной семейной психологии………....……7-13
1.1. Семья, как сложное социальное образование............................................7-9
1.2. Брак. Супружеские отношения..................................................................9-13
Глава 2. Развод и переживание постразводного периода.............................14-18
2.1. Развод. Причины развода.........................................................................14-16
2.2. Эмоциональные переживания разведённых...........................................16-20
Выводы………………………………………………………………...…………21
Глава 3. Эмпирическое исследование оценки психоэмоционального состояния женщин, переживающих развод………………………………………………22-28
3.1 Особенности субъективного ощущения одиночества у женщин, переживающих развод………………………………………………………….22-26
3.2 Особенности депрессивных состояний женщин, переживающих развод…………………………………………………………………………..27-29
3.3 Особенности социально-психологической адаптации женщин, переживаюших развод………………………………………………………..29-33
3.4 Особенности совладающего поведения женщин, переживающих развод…………………………………………………………………………..33-35
Выводы………………………...………………………………………………36-39
Заключение……………………………………………………………………....40
Список литературы……………………………..…………………………..…41-44
Список использованных источников
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект-пресс. 2004.
2. Андреева Т.В. Психология современной семьи: Монография. - СПб.: Речь. 2005.
3. Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. - СПб.: Речь, 2004. — 244 с. [Электронный ресурс] http://zr-vrn.ru/wp-content/uploads/2015/01/andreeva-family_psy.doc
4. Аргайл М. Психология счастья. - М., 1990.205 с.
5. Бендас Т.В. Гендерная психология: Учеб. пособие. Спб.: Питер, 2006. – 431 с. [Электронный ресурс] https://scibook.net/psihologiya-gendernaya/gendernaya-psihologiya-uchebnoe-posobie-spb.html
6. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. - СПб: Питер, 2001.
7. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. М., 1984
8. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. — СПб.: Питер, 2009 — 336 с.: ил. —(Серия «Практикум»). [Электронный ресурс] https://thelib.ru/books/nataliya_evgenevna_vodopyanova/psihodiagnostika_stressa-read-3.html
9. Дружинин В.Н. Психология семьи: 3-е изд. – Спб.: Питер, 2008 – 176 с. [Электронный ресурс] https://dl.booksee.org/genesis/334000/9ec04e2cd3a701383717dda608c74c34/_as/[Druzhinin_V._N.]_Psihologiya_semi(BookSee.org).pdf
10. Земска М. Семья и личность. - М.: Прогресс, 1986. - 135 с.
11. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2005. - 320 с. [Электронный ресурс] https://ипби.рф/images/Bibl/PSO.pdf
12. Карпенко Л.А. Краткий психологический словарь. Под ред. А.В. Петровского. – М.. Полит. изд., 1985. – 431 с.
13. Кингма, Д. Р. Разрыв: почему заканчиваются отношения и как пережить расставание/Дафни Роуз Кингма; пер. с англ. А.Н. Степановой. — М.: ACT: Астрель,2005.
14. Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Журнал практического психолога. М., 2007. Susan Folkman, Richard S. Lazarus. Ways of Coping Questionnaire. PsycTESTS Dataset (1988). [Электронный ресурс] https://molotokrus.ru/test-sposoby-sovladayuschego-povedeniya-wcq-lazarus/
15. Майерс Д. Социальная психология. Спб., 1999. С. 542
16. Пепло Л. Рассел Д. и Фергюсон М. Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества. - 1978г. [Электронный ресурс]
https://psycabi.net/testy/607-test-na-odinochestvo-metodika-sub-ektivnogo-oshchushcheniya-odinochestva-d-rassela-i-m-fergyusona
17. Семенов Ю. Происхождение брака и семьи. - М.: Либроком, 2014. - 310 с.
18. Синягина Н.Ю. Современная молодая семья: взрослые и дети. Спб.: КАРО, 2007. – 200с.
19. Снегирёва Т. В. Методика изучения особенностей личностной саморегуляции // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. — М., сборник трудов АПН СССР, 1987. Осницкий, А. К. Определение характеристик социальной адаптации / А. К. Осницкий // Психология и школа. — 2004. Rogers, Carl R., and Rosalind F. Dymond, eds. Psychotherapy and Personality Change: Coordinated Research Studies in the Client-Centered Approach. Chicago: University of Chicago Press, 1954. [Электронный ресурс] https://infourok.ru/metodika-diagnostiki-socialno-psihologicheskoj-adaptacii-k-rodzhersa-i-r-dajmonda-5034992.html
20. Сухов А.Н., Дергач А.А. Социальная психология: - М., 2001г. [Электронный ресурс] http://yurpsy.com/files/biblio/spsy/spsy.htm
21. Сысенко В.А. Семья сегодня. 1979г.
22. Фишер Б., Альберти Р. Любовь. Перезагрузка. Что делать, когда отношения закончились. — СПб.: ИГ «Весь», 2019 — 400 с. Тематика: Психология / Практическая психология
23. Целуйко В.М. Психология современной семьи. - М.: Владос. 2004.
24. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. - М.: Апрель - Пресс, 2000. - 512 с.
25. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: Учеб. Пособие для вузов.2-е изд. – М.: Академ. Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. – 768 с. [Электронный ресурс] https://www.studmed.ru/view/shneyder-lb-semeynaya-psihologiya_c6ba3718a7b.html
26. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Психология и психотерапия семьи. Спб., 2000
Теоретический анализ исследований, приведенных выше, позволяет нам сделать вывод о том, что наиболее частыми психологическими последствиями для женщин, находящихся в ситуации после развода, являются: депрессия, тревожность, агрессивность и озлобленность, частая смена настроения, замкнутость, «уход в себя», конфликтность. В исследовании изучен феномен одиночества в психологии. Одиночество является сугубо личным переживанием и обладает чувством полного погружения в самого себя. Разнообразие форм и причин одиночества порождает множество возможностей его проявления и влияния на личность. Одиночество исследователями понимается как отсутствие эмоционального отклика в общении, что является следствием одиночества. Для одних одиночество - результат осознания человеком оторванности и конечности его существования, сопровождающееся отчаянием и потерей надежды, для других - активное творческое состояние, благоприятная возможность для общения с самим собой и источник силы. Вывод практически всех исследователей: переживание одиночества имеет субъективный и индивидуальный характер, так или иначе одиночество описывается как тяжелое и глубокое чувство, вследствие которого могут проявляться несвойственные индивиду формы поведения.