Тенденции развития государственного финансового контроля на современном этапе
ВВЕДЕНИЕ
Одной из основных функций органов государственной и муниципальной власти является контроль. В любом обществе, где существуют товарно-денежные отношения, объективно необходимым выступает финансовый контроль. Обязательным условием эффективного функционирования характерной для рыночной экономики системы свободного хозяйствования является соблюдение прав, обязательств и ответственности всех участников хозяйственной деятельности. Достижение этого возможно только на принципах верховенства закона. Законность и стабильность особенно важны в таких областях, как установление налогов и иных платежей в бюджет, регулирование другой бюджетной деятельности государства. Основным содержанием финансового контроля в условиях рынка являются обеспечение качества и эффективности финансово-хозяйственного управления, защита финансовых интересов государства и его граждан, всех субъектов хозяйствования и управления; содействие проводимой государством единой финансовой, кредитной и денежной политике. Несовершенная нормативно-правовая база в области государственного финансового контроля создает множество препятствий для развития и повышения эффективности финансового контроля. Государственная политика, проводимая в последнее время, направлена на предупреждение и предотвращение нарушений в финансово-бюджетной сфере, в том числе и в сфере закупок с помощью превентивных мер, и на противодействие коррупции. Создание эффективной системы внутреннего контроля за деятельностью государственных служащих в нашей стране сегодня является одной из важных задач. Это будет иметь большое значение не только для предотвращения незаконного присвоения государственных финансовых ресурсов, но и для качественного выполнения поставленных задач. Совершенствование правового регулирования, внедрение системы управления рисками, позволяет повысить эффективность и результативность внутреннего финансового контроля, а значит косвенно поспособствовать увеличению темпов экономического роста и положительно повлиять на социально-экономическое развитие страны. Перечисленные проблемы требуют их детального изучения и решения, что обуславливает актуальность рассматриваемой темы.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 5
1.1. Понятие, сущность и принципы государственного финансового контроля 5
1.2. Виды и методы осуществления государственного финансового контроля 13
1.3. Зарубежный опыт осуществления государственного финансового контроля 18
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 29
2.1. Сравнительный анализ основных показателей деятельности Счетной палаты РФ 29
2.2. Развитие государственного финансового контроля на региональном уровне (Республика Дагестан) 33
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 40
3.1. Проблемы развития системы государственного финансового контроля в Российской Федерации 40
3.2. Перспективы развития финансового контроля Российской Федерации 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) (дата обращения: 12.03.2022).
2. Лимская декларация руководящих принципов контроля (принята IX Конгрессом Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) в г. Лиме (Республика Перу) в 1977 году) // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/2570738/#ixzz52v1LI8n (дата обращения: 12.03.2022).
3. «Бюджетный кодекс российской федерации» (БК РФ) от 31.07.1998 N 145-ФЗ (действующая редакция от 03.11.2013) (дата обращения: 19.03.2022).
4. Федеральный закон РФ от 05.04.2013 N 41-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О Счетной палате Российской Федерации» (дата обращения: 26.04.2022).
5. Федеральный закон РФ от 07.02.2011 №6–ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (дата обращения: 26.03.2022).
6. Российская Федерация. Указ Президента РФ. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти. Указ от 9 марта 2004 года № 314. (дата обращения: 26.03.2022).
7. Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2020 г. N 95 «Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Принципы контрольной деятельности органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля» (дата обращения: 26.04.2022).
8. Правительство Республики Дагестан постановление от 12 февраля 2021 года N 24 Вопросы службы государственного финансового контроля Республики Дагестан (дата обращения: 25.03.2022).
9. Отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2021 году https://ach.gov.ru/ (дата обращения: 16.04.2022).
10. Отчет Счетной палаты Республики Дагестан за 2021 год (дата обращения: 14.04.2022).
11. Актуальные вопросы совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Екатеринбург, 26 ноября 2019 г.) (дата обращения: 20.03.2022).
12. Аминов Ильдар Ринатович, Кулаев Айдар Рустемович. Государственный финансовый контроль в российской федерации // Евразийский Союз Ученых. 2020. №10-8 (79). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennyy-finansovyy-kontrol-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 12.03.2022)
13. Волкова А.А., Акбашева Э.Р. Государственный финансовый контроль в России // Центральный научный вестник. 2017. Т. 2. № 22 (39). С. 51-52. (дата обращения: 14.04.2022).
14. Волкова Ольга Александровна, Щеглов Вадим Юрьевич, Скворцов Алексей Олегович. Проблемы финансового контроля в российской федерации // Вестник ПензГУ. 2021. №1 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-finansovogo-kontrolya-v-rossiyskoy-federatsii-1 (дата обращения: 03.05.2022).
15. Гасанова А.Г., Магомедова А.М., Ибрагимова И.И. Органы государственного финансового контроля, их задачи и перспективы развития // Тенденции развития науки и образования. 2019 № 57-4 (дата обращения: 23.04.2022).
16. Григорьев Андрей Владимирович, Голод Константин Константинович. К вопросу о сущности финансового контроля // Журнал прикладных исследований. 2020. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-suschnosti-finansovogo-kontrolya (дата обращения: 04.05.2022).
17. Егоров Дмитрий Сергеевич. Современные тенденции развития государственного финансового контроля в Российской Федерации // Образование и право. 2019. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tendentsii-razvitiya-gosudarstvennogo-finansovogo-kontrolya-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 03.05.2022).
18. Лукин А. Г. Постулаты и принципы государственного финансового контроля в Российской Федерации // Основы ЭУП. 2013. №5 (11). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/postulaty-i-printsipy-gosudarstvennogo-finansovogo-kontrolya-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 05.05.2022).
19. Магомедов Заур Абдулгамидович, Ступникова Оксана Емельяновна. Развитие государственного финансового контроля на региональном уровне // Вестник экспертного совета. 2020. №4 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-gosudarstvennogo-finansovogo-kontrolya-na-regionalnom-urovne (дата обращения: 26.04.2022).
20. Подкопаева Екатерина Вячеславовна. «Развитие Институциональной структуры внутреннего государственного финансового контроля» диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Научный руководитель: кандидат экономических наук, доцент Морунова Галина Владимировна Санкт-Петербург 2020 (СПГЭУ) (дата обращения: 23.04.2022).
21. Рабаданова Джамиля Аминуллаевна, Омаров Магомед Магомедович. Государственный финансовый контроль: вопросы теории и практики // РППЭ. 2019. №9 (107). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennyy-finansovyy-kontrol-voprosy-teorii-i-praktiki (дата обращения: 03.04.2022).
22. Старожилова С.О. Система внутреннего финансового контроля в управлении государственными финансами 2020 (дата обращения: 26.04.2022).
23. Хребтова Т. П. Государственный финансовый контроль: сущность, содержание, виды // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2021. №1 (838). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennyy-finansovyy-kontrol-suschnost-soderzhanie-vidy (дата обращения: 16.05.2022).
24. Щегорцов, В. А. Мировая финансовая система. Международный финансовый контроль: учебник / В. А. Щегорцов, В. А. Таран; под ред. В. А. Щегорцова. – Москва: Юнити-Дана, 2017. – 529 с.: URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=685141 (дата обращения: 03.04.2022). – ISBN 5-238-00868-6. – Текст: электронный.
25. Единый портал бюджетной системы РФ http://budget.gov.ru/
26. Счетная палата Российской Федерации https://ach.gov.ru/
На современном этапе экономического развития необходимо не только соблюдение законности, но также эффективности и результативности расходования бюджетных средств. При этом важно соблюсти их целевую привязку и обеспечить сохранность государственной собственности, в связи с чем необходима система эффективного и действенного финансового контроля на всех уровнях власти. В сфере бюджетных правоотношений внешний государственный финансовый контроль возложен на Счетную палату РФ, а также контрольно-счетные палаты субъектов РФ, юридический статус которых законодательно закреплен, а также прописано, что данные органы функционируют на постоянной основе, обладают организационным и функциональным суверенитетом, осуществляют свою деятельность независимо от других государственных органов власти, но подотчетны соответствующим законодательным и представительным органам государственной власти субъекта РФ. Высшим контрольным органом в субъекте РФ является Счетная палата Республики Дагестан. Ее деятельность направлена на то, чтобы государственные средства и активы использовались эффективно и обеспечивался принцип законности. Поскольку Счетная палата создана Парламентом Республики Дагестан, в ее основной функционал входит контроль за исполнением бюджета посредством осуществления контрольных мероприятий, а также, что немаловажно, проведение экспертизы проектов законов и нормативных правовых актов, затрагивающих бюджетное законодательство.