Образ света в литературе 1910-х - 1950-х годов (А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам , Б. Пастернак)

Целью работы является исследование семантики образа света как сакрального символа в произведениях А.А. Ахматовой, М.И. Цветаевой, О. Мандельштама и Б.Л. Пастернака
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
03.01.2023
Объем файла
129 Кб
Количество страниц
51
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Изучение любого произведения художественной литературы невозможно без последующего анализа, который проводится с целью выявления философского замысла автора и также его индивидуальная трактовка закрепившегося образа в русской художественной литературе. 
Образы в художественной литературе имеют большое значение, так как на основе их понимания реализуется эстетическая функция текста и ассоциативные связи реципиента.
Актуальность  в исследовании образа света в литературе 20 века восходит к литературе древнерусского периода и литературе 19 века, которые отражают значение образа света в русской национальной концептосфере. Свет традиционно несет в себе сакральное значение, которое актуализируется в литературных произведениях этого периода. И в 20 веке писатели и поэты обращались к образу света в сакральном смысле этого слова. Этот вопрос является не до конца изученным в научной литературе, поэтому представляет из себя плодотворное поле для будущих исследований.
Объектом описания являются образ света в русской литературе. 
Предметом исследования является семантика образа света в произведениях авторов 20 века (А.А. Ахматова, М.И. Цветаева, О. Мандельштам и Б.Л. Пастернак).
Целью работы является исследование семантики образа света как сакрального символа в произведениях А.А. Ахматовой, М.И. Цветаевой, О. Мандельштама и Б.Л. Пастернака.

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ГЛАВА ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ-СИМВОЛ СКВОЗЬ ПРИЗМУ НАЦИОНАЛЬНОЙ КОНЦЕПТОССФЕРЫ 6

1.1 Художественный образ: значение термина 6

1.2 Художественные образы-символы 10

1.3 Интертекстуальность как способ интерпретации художественных текстов 13

1.4 Понятие национальной концептосферы 16

1.5 Образ света в русской концептосфере 19

1.5.1 Понимание света в древнерусской литературе 19

1.5.2 Значение образа света в XIX и XX веках 21

Выводы по 1 главе 24

ГЛАВА 2. СЕМАНТИКА ОБРАЗА СВЕТА В ЛИТЕРАТУРЕ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА 26

2.1 Семантика образа света в лирике А.А. Ахматовой и О. Мандельштама 26

2.2 Семантика образа света в лирике М.И. Цветаевой 40

2.3 Семантика образа света в лирике Б.Л. Пастернака 43

Выводы по 2 главе 52

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Научная литература

1. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 46 – 47. 

2. Бахтин М.М. К философским основам гуманитарных наук // Собрание сочинений. М.: Русские словари, 1996. Т.5. С. 3–9.

3. Белый А. Священные цвета // Арабески. Книга статей. М.: Издательство «Мусагетъ», 1911. С. 115–129.

4. Верхейл Кейс: Тишина у Ахматовой , "Царственное слово". Ахматовские чтения. Выпуск 1. - М.: Наследие, 1992 г. - С. 14-20.

5. Гаспаров М.Л. Литературный интертекст и языковой интертекст // Избранные труды. М.: Языки славянских культур, 2012. Том 4. С. 65–75.

6. Гегель Г. Эстетика. Т.1. - М., 1968. – 330 с.

7. Дашевская О.А. О. Мандельштам и Д. Андреев: философия храма и образ «железного мира». Сибирский филологический журнал / О.А. Дашевская. – 2007. – № 2. – С. 56-57// Elibrary : [сайт]. –URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=9501408 (дата обращения: 02.10.21). –Текст : электронный.

8. Ерошкина, Е. В. Категория художественного символа в русском литературоведении XX века. [Текст]: дис. ... канд. филолог. наук:10.01.08: защищена 13.01.2005. / Е.В. Ерошкина. – 2005. – 162 с.

9. Журавлёв А.П. Звук и смысл. М.: Просвещение, 1991. 155 с.

a. Заславский П.Д. Тема смерти в лирике О. Мандельштама 30-х годов. 1996. – №1. – С. 79-81.

10. Зусман В. Концепт в системе научного знания // Вопросы литературы. 2003. № 2. С. 3-17.

11. Кильдяшов М.А. Теория интертекстуальности (лингвистические аспекты) // Вестник МГУКИ. М.: Московский гос. ун-т культуры и искусств, 2005. №6. С. 74–79.

12. Кондаков И.В. Концептосфера русской культуры. 2017. - №4. – Художественная культура. – [Электронный доступ]: http://artculturestudies.sias.ru/2017-4-22/teoriya-hudozhestvennoy-kultury/5269.html

13. Королёва Н. В.: Анна Ахматова - современный миф. – [Электронный доступ]: http://ahmatova.niv.ru/ahmatova/vospominaniya/koroleva-ahmatova-sovremennyj-mif.htm 

14. Лилеева А.Г. Из опыта прочтения стихов из романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго» («Август»). Динамика языковых и культурных процессов в современной России / А.Г. Лилиева. – 2016. - № 5. – С. 916-921 // Elibrary : [сайт]. –URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28384122 (дата обращения: 02.10.21). –Текст : электронный.

15. Литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины. Под редакцией В. Чернец. – 2004. – 680 с.

16. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Лихачев Д.С. Очерки по философии художественного творчества. СПб.: Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ, 1996. С. 139–156.

17. Лосев, А.Ф.  Критические замечания по поводу современных знаковых теорий языка.- "Ученые записки МГПИ им. Ленина", № 403, М., 1970, стр. 26-40 

18. Лукин В.А. Художественный текст. Основы теории и элементы анализа. М.: Ось-89, 1999. 189 с.

19. Морозов, В. Г. Петербурский исход («Причитание» Анны Ахматовой и традиции древнерусской литературы) . – 1996. Т. 1. – С. 87-112.

20. Москвин В.П. Интертекстуальность: категориальный аппарат и типология // Известия ВПГУ. Волгоград: Известия Волгоградского гос. ун-та, 2013. №6. С. 54–61.

21. Москвин В.П. Методика интертекстуального анализа // Известия ВПГУ. Волгоград: Известия Волгоградского гос. ун-та, 2015. № 3. С. 116–120.

22. Нерлер, П. Н. Con amore: Этюды о Мандельштаме / Павел Нерлер. — М.: Новое литературное обозрение, 2014. — 856 с. 

23. Павловский Алексей: Анна Ахматова. Жизнь и творчество. - [Электронный доступ]: http://ahmatova.niv.ru/ahmatova/about/pavlovskij-zhizn-i-tvorchestvo/index.htm 

24. Попова З. Д., Стернин И. А. Очерки по когнитивной лингвистике. Воронеж: Истоки, 2001. 189 с.

25. Радомская Т.И. Духовные основы русской литературы. Курс лекций. Часть 1.: Учебное пособие – М.: ФГБОУ ВО «РГУ им. А.Н. Косыгина», 2020. 108 с.

26. Радомская Т.И. Образ света: поэтиками древнерусской книжности в художественных текстах русской литературы постреволюционных десятилетий. Вестник славянских культур / Т.И. Радомская. – 2021. - № 62. – С. 174-183 // Elibrary : [сайт]. –URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47531782 (дата обращения: 02.10.21). –Текст : электронный.

27. Ржанская Л.П. Интертекстуальность. Возникновение понятия. Об истории и теории вопроса // Художественные ориентиры зарубежной литературы XX века. М.: ИМЛИ РАН, 2002. С. 539–556.

28. Руденко М. С.: Религиозные мотивы в поэзии Анны Ахматовой. Вестник московского университета. - Сер. 9. Филология. - 1995. - № 4. - С. 66-77.

29. СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ В СЛАВЯНО-РУССКОЙ ТРАДИЦИИ: сборник статей / ред.-сост. А.К. Коненкова, С.И. Михайлова. – Вып. 5. – М.: ФГБОУ ВО «РГУ им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)», 2021. – 110 с.

30. Смирнов И.П. Роман тайн "Доктор Живаго" / Игорь П. Смирнов. - М. : Новое лит. обозрение, 1996. – 204 с.

31. Теория литературы: ответы на экзаменационные вопросы. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений (бакалавриат, магистратура) в помощь к подготовке к экзаменам. – М.: Директ-Медиа, 2014. – 650 с.

32. Трофимова Л.И. Языковые тропы: Учебное пособие. – Н.Новгород: ВГИПУ, 2007. – 30 с.

33. Успенский Л.А. Богословие иконы православной церкви / Л. А. Успенский. - Репр. изд. - М. : Паломникъ, 2001. - 474 с.

34. Флейшман, Лазарь. Статьи о Пастернаке [Текст] = Aufzatze uber Pasternak. - Bremen : K-presse. - 1977. - 149 с. 

35. Флоренский П.А. Обратная перспектива 

// Флоренский П.А., священник. Соч. в 4-х тт. — Т. 3 (1).

 — М.: Мысль, 1999. — С.46–98.

36. Хализев В.Е. Теория литературы: учебник/В.Е. Хализев. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Высш.шк., 2002. – 437 с.

37. Харлушина, А. А. Свет как «первометафора» русской литературы XVIII века / А. А. Харлушина. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы филологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 13-15. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/177/9590/ (дата обращения: 18.05.2022)

38. Чернова С.В. Художественный образ: к определению понятия. Вестник Вятского Государственного гуманитарного университета / С.В. Чернова. – 2014. - №6. – С. 109-116 // НЭБ : [сайт]. –– URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22470122 (дата обращения: 02.03.22). — Текст : электронный.

Словари, справочники, энциклопедии

39. Белокурова, Светлана Павловна.

Словарь литературоведческих терминов / С. П. Белокурова. - Санкт-Петербург : Паритет, 2006. – 314 с.

40. Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. с. 66.

41. Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. Николюкина А.Н. М.: НПК «Интелвак», 2001. С. 670 – 674.

42. Литературный словарь. - М.: "ЛУч", 2007. – 320 с.

43. Современный словарь – справочник по литературе / Сост.С.И. Кормилов. М., 2000.-С.327-332.

Источники

44. Ахматова Анна. Сочинения в двух томах. Москва, "Цитадель", 1996. Т. 1. - М. : Цитадель, 1996. – 447 с.

45. Гоголь Н.В. Мёртвые души. Электронный доступ]: http://az.lib.ru/g/gogolx_n_w/text_0140.shtml 

46. Житие и хожение Даниила, игумена Русской земли. -  [Электронный доступ]: http://lib.ru/HRISTIAN/daniil.txt 

47. Житие Сергия Радонежского (перевод). -  [Электронный доступ]: http://drevne-rus-lit.niv.ru/drevne-rus-lit/text/zhitie-sergiya-radonezhskogo/zhitie-sergiya-radonezhskogo.htm 

48. Жуковский В.А. Невыразимое («Что наш язык земной пред дивною природой?..»). -  [Электронный доступ]: https://ilibrary.ru/text/1121/p.1/index.html 

49. Лермонтов М.Ю. Ветка Палестины. - [Электронный доступ]: https://www.liveinternet.ru/users/4313007/post311349150 

50. Мандельштам О. Собр. соч.: В 2-х т. М., 1990. – 464 с.

51. Марина Цветаева. Стихотворения. Поэмы. Библиотека Русской Поэзии. Санкт-Петербург, "Респекс", 1996. – 445 с.

52. Пастернак Б. Л. Доктор Живаго: Роман. М.: ЭКСМО, 2008. - 624 с.

53. Пастернак Б. Стихотворения и поэмы. — Л. : Советский писатель. 1977. – 610 с.

54. Пушкин А.С. Монастырь на Казбеке. - [Электронный доступ]: https://www.culture.ru/poems/4913/monastyr-na-kazbeke Русская государственная библиотека. Москва: Книжная палата 1993.

55. Слово о погибели Русской земли (оригинал). -  [Электронный доступ]: http://drevne-rus-lit.niv.ru/drevne-rus-lit/text/slovo-o-pogibeli-russkoj-zemli/slovo-o-pogibeli-russkoj-zemli-original.htm 

Особенно важная деталь, характерная для творчества Пастернака в целом: образ света в стихотворении «Август» представлен через конкретные цветовые характеристики, автор, как художник, создает картину, но при этом этот же образ представлен довольно философски-обобщенно. Предельная четкость с одной стороны, материальная мотивированность отвлеченных понятий – характерная черта творчества Б.Л. Пастернака.
Как известно, многим стихотворениям цикла соответствует прозаический эпизод романа [30, с. 97]. Стихотворение «Август» соотносится сразу с несколькими эпизодами. Один из них – «Елка у Свентицких»: «Сознание — свет, бьющий наружу, сознание освещает перед нами дорогу, чтоб не споткнуться. Сознание — это зажженные фары впереди идущего паровоза. Обратите их светом внутрь и случится катастрофа.  Итак, что будет с вашим сознанием? Вашим. А что вы такое? <…> Человек в других людях и есть душа человека. Вот что вы есть, вот чем дышало, питалось, упивалось всю жизнь ваше сознание. Вашей душою, вашим бессмертием, вашей жизнью в других. И что же? В других вы были, в других и останетесь» [52, с. 84].