Психологическая коррекция тревожности в младшем школьном возрасте
Введение
Актуальность темы исследования определяется повышением количества тревожных детей, особенно в младшем школьном возрасте, при переходе из младших классов в среднюю образовательную группу (средние классы). Школьники данного возраста отличаются повышенной беспокойностью, закомплексованностью, психологической неустойчивостью. За последнее десятилетие число тревожных детей младшего школьного возраста возраста значительно возросло. Тревожность стала глубокой и личностной, поменялись формы ее проявления. Появление и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных запросов детей младшего школьного возраста.
Тревожность – психологический феномен, который рассматривается как чувство психологического дискомфорта, предвидение будущей угрозы. Особое беспокойство педагогов-психологов в последнее время вызывает процесс развития тревожных состояний в школьной среде. Тревожность содержит ярко проявляющуюся возрастную особенность, содержащуюся в её источниках, содержании,
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………...5
Глава I. Теоретические основы проблемы психологической коррекции тревожности в младшем школьном возрасте …………………………………...9
1.1 Школьная тревожность и особенности её проявления в младшем школьном возрасте ……………………………………………………………….9
1.2 Возможности использования социально-психологического тренинга в работе с детьми младшего школьного возраста ………………………………18
Выводы по первой главе ………………………………………………………..28
Глава II. Экспериментальная работа по психологической коррекции тревожности детей младшего школьного возраста …………………………...30
2.1 Диагностика тревожности детей младшего школьного возраста ………..30
2.2 Апробация программы коррекции тревожности детей младшего школьного возраста средствами социально-психологического тренинга …..38
2.3 Анализ результатов коррекции тревожности детей младшего школьного возраста …………………………………………………………………………..44
Выводы ер по ер второй главе ………………………………………………………..51
Заключение……………………………………………………………………….53
Библиография…………………………………………………………………….56
Библиография
Андреева А. Д. Психологическая поддержка ребенка / А. Д. Андреева // Воспитание школьников. – 2021. – № 3. – С. 54-61.
Андреева И. Н. Ситуативная и личностная тревожность подростка / И. Н. Андреева // Психология и дети: рефлексия по поводу защиты прав ребёнка: материалы международной научно-практической конференции, г. Минск, 24-25 марта, 2017 г. – Минск, 2017. – 215 с.
Аракелов Н. Е. Психофизиологический метод оценки тревожности / Н. Е. Аракеловер, Е. Е. Лысенко // Психологический журнал. – 2022. – № 2. – С. 37-42.
Аракелов Н. Е. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции / Н. Е. Аракелов, А. Н. Шишкова // Вестник МГУ. Психология. – 2022. – № 1. – С. 34-58.
Асеев В. Г. Возрастная психология / В. Г. Асеев. – Иркутск: Изд-во ИГПИ, 2018. – 194 с.
Астапов В. М. Тревожность у детей / В. М. Астапов // Школьный ер психолог. – 2021. – № 17. – С. 34-40.
Балакина Л. Л. Коммуникативная компетентность учащихся: сущность, содержание, необходимость формирования / Л. Л. Балакина // Мир науки, культуры, образования.– 2021.– № 4. – С. 211-213.
Безруких М. М. Ребенок идет в школу / М. М. Безруких, С. П. Ефимова. – Москва: Просвещение, 2019. – 315 с.
Битянова М. Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка / М. Р. Битянова.– Москва : Просвещение, 2020. –68 с.
Битянова М. Р. Социальная ер психология : учебник для высших учебных заведений / М. Р. Битянова. – Москва : Аспект Пресс, 2018. – 375 с.
Брагуца А. В. Развитие коммуникативной компетенции учащихся в начальной школе / А. В. Брагуца // Начальная школа. –2021. – № 9. – С.75-78.
Букатов ер В. М. Я иду на урок: хрестоматия игровых приемов обучения : книга для учителя / В. М. Букатов, А. П. Ершова. – Москва : Первое сентября, 2020. – 155 с.
Вачков И. В. Умение владеть эмоциями / И. В. Вачков // Воспитание школьников.– 2021.– № 5. – С. 35-67.
Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский; под ред. В. В. Давыдова. – Москва : Педаго
Результативными с целью понимания данной проблемы считаются идеи В.П. ер Зинченко об адекватной и неадекватной тревожности. В соответствии с данной точкой зрения, критерием истинной тревожности выступает ее несоответствие действительной благополучности, действительному положению человека в той или иной сфере. Только в этом случае она может быть рассмотрена как выражение общеличностной тревожности, зафиксировавшейся» на конкретной области (Зинченко, 2021).
Таким образом, из определения понятий следует, что тревожность можно рассматривать