Групповой консультативный процесс как фактор адаптации у пациентов с психастеническими расстройствами
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире проблема адаптации стала важной в мировой психологии и ее практике. Много авторов изучали адаптацию, одни из них Г. Сельве, П.К., Ж. Пиаже, Анохин, Р.М. Баевский, Ф.З. Меерсон, В.К. Казначеева, С.В. Казначеева, А.А. Реан они отмечают что адаптация очень важный приспособительный механизм поведения индивидов в животном и растительном мире.
Кроме того следует отметить что адаптация развилась из естественных наук.
«Групповой консультативный процесс – это такой вид психологической помощи, при котором пациент или клиент обсуждает свои жизненные трудности не только наедине с психологом, но и с другими людьми, и сама группа является основным условием развития его личности и разрешения проблемы».
Групповой процесс очень важен в помощи людям с нарушения адаптации, это способствует снижению или прекращению психотравмирующих механизмов и активирует адаптационные процессы.
Представляемое исследование представляет собой попытку проведения оценки эффективности психологического вмешательства при лечении, оказываемого пациентам с психастеническими расстройствами. Процесс адаптации пациентов с психастеническими расстройствами важен вместе с эффективными методами лечения лекарственными препаратами. В настоящее время процесс адаптации является востребованными и необходимыми видами психологической помощи населению, так как у пациентов возникают трудности в адаптации к привычному образу жизни после нахождения в психиатрической больнице. Наша главная цель в том, чтобы пациенты вернулись из больницы к привычному образу жизни. В современном обществе, особенно в мегаполисах возраст риск возникновения психастенических расстройств.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ГРУППОВОГО КОНСУЛЬТАТИВНОГО ПРОЦЕССА КАК ФАКТОРА АДАПТАЦИИ У ПАЦИЕНТОВ С ПСИХАСТЕНИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ……………………………………………………………
1.1. Исследование проблемы адаптации в зарубежной и отечественной психологии…………………………………………………………….
1.2. Особенности адаптации личности с психастеническими расстройствами……….
1.3. Групповая психологическая консультация как направление практической психологии
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ГРУППОВОГО КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ПРОЦЕССА НА АДАПТАЦИЮ ПАЦИЕНТОВ С ПСИХОАСТЕНИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ……..
2.1 Организация исследования и характеристика объекта………….
2.2. Особенности адаптации пациентов с психастеническими расстройствами до их включения в групповой консультативный процесс……
2.3. Программа психологической помощи в адаптации для пациентов с психастеническими расстройствами «Тренинг бытовых навыков»………
2.4. Особенности адаптации пациентов с психастеническими расстройствами после завершения группового консультативного процесса…
2.5. Сравнительный анализ особенностей адаптации пациентов с психастеническими расстройствами до и по завершению процесса группового психологического консультирования…………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абульханова-Славская, К. А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности / К. А. Абульханова-Славская // Психология личности в социалистическом обществе. Активность и развитие личности. – М.: Наука, 1989. – С. 110–133.
2. Артемов, С.Д. Социальные проблемы адаптации / С.Д. Артемов. - М., 1990. - 180с.
3. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии, 1989. № 1.- С. 92-100.
4. Березин Ф. Б. Психологическая и психофизическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988. 260 с.
5. Битянова М.Г. Адаптация ребенка в школе. – М.: Педагогика, 1998.
6. Божович, Л. Н. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.Н Божович. — Санкт— Петербург: Просвещение, 2002. — 414 с.
7. Бурно М. Е. Тревожно-сомневающийся характер (психастеник) // О характерах людей. — Приор, 2000. — 26 с.
8. Василюк Ф. Е. Психология переживания. Анализ пре- одоления критических ситуаций. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 200 с.
9. Вачков, И.В. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы [Текст] / И.В. Вачков. — М.: Эксмо, 2007. — 416 с.
10. Волков П. В. Психастенический характер // Разнообразие человеческих миров. — Аграф, 2000. — (XX век+). — 2000 экз.
11. Жегульская, Ю. В. Социальная адаптация лиц с нарушениями социализации. Сущность, виды, факторы социализации и социальной адаптации : учебное пособие / Ю. В. Жегульская. – Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры [изд.], 2018. – 116 c. – ISBN 978-5-8154-0457-1. – URL: http://www.iprbookshop.ru/93520.html (да- та обращения: 10.03.2021). – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей. – Текст : электронный.
12. Избранные психологические труды: Пер. с англ. и фр. / Вступ. статья В. А. Лекторского, В. Н. Садовского, Э. Г. Юдина. — М.: Международная педагогическая академия, 1994.— 680 с.
13. Казначеев, В.П. Современные аспекты адаптации / В.П. Казначеев. – Новосибирск, 2000. – 192 с.
14. Кассиль Г. Н. Внутренняя среда организма. М.: Наука, 1978. 224 с.
15. Корель, Л.В. Социология адаптации: вопросы теории, методологии и методики / Л.В. Корель; ИЭОПП СО РАН. – Новосибирск: Наука, 2005. – 423 с.
16. Кори Д. Теория и практика группового консультирования / пер. с англ. Е. Рачковой. — М.: Эксмо, 2003. — С. 21-23.
17. Коробейников, И. А. Нарушения развития и социальная адаптация : монография/ И. А. Коробейников. – Москва ; Саратов : ПЕР СЭ, Ай Пи Эр Медиа, 2019. – 192 c. – ISBN 978-5-4486-0885-8. – URL: http://www.iprbookshop.ru/88183.html (дата обращения: 10.03.2021). – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей. – Текст : электронный.
18. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические ис- следования // Эмоциональный стресс / под ред. Л. Леви. Л.: Медицина, 1970. С. 178–208.
19. Лебон Г. Психология народов и масс / Г. Лебон — «АСТ», 1895
20. Леонтьев Д. А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М. В. Ломоносова / под ред. Б. С. Братуся, Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. Вып. 1. С. 56–65.
21. Любякин А. А. Некоторые аспекты изучения понятия «кризис» в психологии //Психологический вестник Уральского государственного университета. 2010. Вып. 9. С. 151–157.
22. Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. 2001. Т. 22, No 1. С. 16–24.
23. Макшанов, С.И. Психология тренинга: Теория. Методология. Практика[Текст]: Монография / С.И. Макшанов. - СПб.: «Образование», 1997. -238 с.
24. Медведев В.Е. Классификация поведенческой адаптации.// Физиология человека, № 3, 1982.
25. Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1998.
26. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ.вузов. - 7е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 456 с.
27. Налчаджян А.А. Личность: групповая социализация и психическая адаптация. Ереван, 1988.
28. Никитина, И.Н. К вопросу о понятии социальной адаптации / И.Н. Никитина. - М., 1980. - 85с.
29. Николаев Е. Л., Лазарева Е. Ю. Адаптация и адаптационный потенциал личности: соотношение современных иссле- довательских подходов // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. 2013. No 9. С. 018–032.
30. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ. пособие / Н. В. Кирюхина. — 2-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2006. — 112с.
31. Основы психокоррекции, психопрофилактики и реабилитации: Учебное пособие. Под ред. Белых Т.В. —70 с.
32. Психологический тренинг: учебно-методическое пособие / М. А. Реньш, Е. Г. Лопес. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.- пед. ун-та, 2016. 235 с.
33. Ромм М.В. Адаптация личности в социуме: Теоретико-методологический аспект. – Новосибирск: Наука. Сиб. издательская фирма РАН, 2002. – 275 с.
34. Свиридов Н.А. Некоторые методологические проблемы социальной адаптации личности. Владивосток, 1979.
35. Сороко С. И. Индивидуальные стратегии адаптации человека в экстремальных условиях // Физиология человека. 2012. Т. 38, No 6. С. 78–86.
36. Толстых Ю. И. Современные подходы к категории «Адаптационный потенциал» // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2011. No 1. С. 493–496.
37. Ушаков И. Б. Адаптационный потенциал человека // Вестник Российской академии медицинских наук. 2004. No 3. С. 8–13.
38. Философские проблемы теории адаптации / под ред. Г. И. Царегородцева. – М.: Мысль, 1975. – 277 с.
39. Фролова С. В. Групповое психологическое консультирование. – Саратов: Саратовский государственный университет имени Н. Г. ЧернышевскогоН, И2018. – 145 с.
40. Шпак Л.Л. Социокультурная адаптация в советском обществе.(Философско-социологические проблемы). Красноярск: КГУ, 1991.
41. Э. Эриксон. Детство и общество. Пер. с англ. – СПб.: «ЛЕНАТО», «АСТ», Фонд «Университетская книга», 1996.
42. Энциклопедия психологии. Г.Ж.Ейсенск, Ж.Арнольд, Р.Мейли. Нью-Йорк, 1.972, издание 1.- 456 с.
Список работ Евсюковой Ирины Алексеевны,
опубликованных по теме выпускной квалификационной (магистерской) работы
1. Евсюкова И.А. ВЛИЯНИЕ ТРЕНИНГА БЫТОВЫХ НАВЫКОВ НА УЛУЧШЕНИЕ АДАПТАЦИИ У ПАЦИЕНТОВ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 20(199). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/199/112820 (дата обращения: 24.06.2022).
2. Евсюкова И.А. АДАПТАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 20(199). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/200/112827 (дата обращения: 24.06.2022).
3. Евсюкова И.А. ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ У ПАЦИЕНТОВ С ПСИХАСТЕНИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 21(200). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/200/113362 (дата обращения: 24.06.2022).
«И. Б. Ушаков в медико-биологической концепции рассматривает адаптационный потенциал как количественное выражение уровня функционального состояния организма и его систем, которое характеризует его способность надежно и адекватно реагировать на различные неблагоприятные факторы при экономном расходовании функциональных ресурсов, которое позволяет предотвратить формирование преморбидного состояние. Здоровье, состояние физиологического стресса человека можно отнести к данному адаптационному потенциалу». «Д. А. Леонтьев понимает адаптационный личностный потенциал как базовую индивидуальную характеристику человека, которая качественно характеризует уровень личностной зрелости. Другими словами, адаптационный потенциал отражает преодоление человеком трудных жизненных обстоятельств, преодоление самого себя. Таким образом, психологический кризис, понимающийся как трансформация личности в положи- тельном ключе – то есть преодоление самого себя, работа над собой, может быть отнесен к адаптационному личностному потенциалу».