Развитие образной памяти у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольный возраст является очень важным периодом в становлении человека как личности. Именно в этот период закладываются все качества личности, раскрываются ее способности. Память- важнейшая характеристика психической жизни, поэтому, проблема памяти - одна из особенно привлекавших к себе внимание и наиболее изучавшихся проблем психологии.
В дошкольном возрасте доминирующей является образная память. Её перестройка связана с изменениями в разных сферах психической жизни ребенка. Для образования полноценного представления недостаточно только созерцания объекта. Нужен его активный анализ, установление соотношения между выделенными частями, деталями, объектами. Поэтому образная память зависит не столько от признаков как таковых, сколько от полноты восприятия, обеспечивающейся аналитико-синтетической деятельностью. Повышение эффективности образной памяти обусловлено развитием мыслительных операций, формированием умственных действий (Л.М. Житникова, П.И. Зинченко.
Дошкольники начинают прибегать к простейшим формам обобщения, которые приводят к систематизации представлений.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА 7
1.1 Проблема образной памяти в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Развитие образной памяти у детей дошкольного возраста 16
1.3 Особенности развития образной памяти у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха 26
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА 33
2.1 Организационные аспекты исследования 33
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Астапов, В.М., Коррекционная педагогика с основами нейро- и патопсихологии: учебное пособие / Астапов В.М.. — Москва, Саратов: ПЕР СЭ, Ай Пи Эр Медиа, 2019. — 176 c. — ISBN 978-5-4486-0822-3. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/88171.html (дата обращения: 14.12.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей.
2. Афонькина, Ю. А. Особенности развития произвольной образной памяти у старших дошкольников в процессе дидактической игры [Текст] / Ю.А. Афонькина. - Москва: Просвещение, 1996. - 180 с.
3. Бенилова, С.Ю. Дошкольная дефектология. Ранняя комплексная профилактика нарушений развития у детей (современные подходы): учебное пособие /Бенилова С.Ю., Давидович Л.Р., Микляева Н.В. — Москва: ПАРАДИГМА, 2012. — 312 c. — ISBN 978-5-4114-0008-0. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/13030.html (дата обращения: 14.12.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей.
4. Блонский, П.П. Память и мышление [Текст] / П.П. Блонский. - Москва: ЛКИ, 2007. - 196 с.
5. Богданова, Т.Г. Сурдопсихология [Текст] / Т.Г. Богданова. - Москва: Академия, 2002. - 360 с.
6. Возрастные и индивидуальные различия памяти [Текст] / Под ред. А.А. Смирнова. - Москва: Просвещение, 2007. - 300 с.
7. Выготский, Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте // Психология памяти [Текст] / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - Москва: ЧеР, 1998. - 816 с.
8. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций [Текст] / Л.С. Выготский. - Москва: Психология, 2000. - 198 с.
9. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер. - Москва: Омега-Л, 2005. - 336 с.
10. Горькина, Е. В. Развитие образной памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха [Текст] / Е.В. Горькина // Молодой ученый. - 2011. - №5. - Т.2. - С. 135-137.
11. Детская практическая психология [Текст] / Под ред. Т.Д. Марцинковской. - Москва: Гардарики, 2000. - 255 с.
12. Дубровина, И.В. Психология [Текст] / И.В. Дубровина. - Москва: Академия, 2006. - 464 с.
13. Житкова, Л.М. Учите детей запоминать [Текст] / Л.М. Житкова. - Москва: Просвещение, 1985. - 87 с.
14. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 1. [Текст] / А.В. Запорожец. - Москва: Педагогика , 1986. - 320 с.
15. Зинченко, П.И. Память в экспериментальной и когнитивной психологии [Текст] / П.И. Зинченко. - Санкт-Петербург: Речь, 2002. - 152 с.
16. Исследование памяти [Текст] / Под ред. И.Н. Корж. - Москва: Наука, 1990. - 216 с.
17. Истомина, З. М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников // Гиппенрейтер Ю.Б., Романов В.Я. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти [Текст] / З.М. Истомина. - Москва: Просвещение, 1980. 1602 с.
18. Козловская, Г.Ю. Лингвистические проблемы дефектологии: учебное пособие / Козловская Г.Ю. — Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2017. — 115 c. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/69395.html (дата обращения: 14.12.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей.
19. Корепанова, М. В., Харлампова, Е. В. Диагностика развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе Школа 2100 [Текст] / М.В. Корепанова, Е.В. Харламова. - Днепропетровск: Баланс, 2005. - 48 с.
20. Лачугина, Ю. Н. Психология [Текст] / Ю.Н. Лачугина. - Ульяновск: УлГТУ, 2007. - 226 с.
21. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии [Текст]. - М.: Академия, 2009. - 512с.
22. Леонтьев, А.Н. Развитие высших форм запоминания // Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти [Текст] / А.Н. Леонтьев. - Москва: Просвещение, 1979. - С. 166.
23. Лурия, А.Р. Внимание и память [Текст] / А.Р. Лурия. - Москва: Педагогика, 1988. - 130 с.
24. Лурия, А.Р. Лекции по общей психологии [Текст] / А.Р. Лурия. - Санкт-Петербург: Питер, 2004. - 320 с.
25. Люблинская А. А. Активность и направленность дошкольника // Хрестоматия по возрастной психологии [Текст] / Под ред. Д. И. Фельдштейна. - Москва: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.
26. Люблинская, А.А. Детская психология [Текст] / А.А. Люблинская. - Москва: Просвещение, 1971. - 415 с.
27. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст] / А.Г. Маклаков. - Санкт-Петербург: Питер, 2010. - 583 с.
28. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В.С. Мухина. - Москва: Академия, 2001. - 456 с.
29. Наджарян, А.Г., Основы дефектологии. Курс лекций: учебное пособие / Наджарян А.Г., Тубеева Ф.К., Доева Л.И. — Владикавказ: Северо-Осетинский государственный педагогический институт, 2017. — 151 c. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/76967.html (дата обращения: 14.12.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей. - DOI: https://doi.org/10.23682/76967.
30. Наджарян, А.Г., Основы дефектологии. Курс лекций: учебное пособие / Наджарян А.Г., Тубеева Ф.К., Доева Л.И. — Владикавказ: Северо-Осетинский государственный педагогический институт, 2017. — 151 c. — Текст: электронный //Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/76967.html (дата обращения: 14.12.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей. - DOI: https://doi.org/10.23682/76967.
31. Немов, Р. С. Психология: В 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии [Текст] / Р.С. Немов. - Москва: ВЛАДОС, 2003. - 688 с.
32. Олейникова, Т.В., Практикум по специальной коррекционной педагогике и психологии: учебно-методическое пособие / Олейникова Т.В.. — Соликамск: Соликамский государственный педагогический институт, 2013. — 68 c. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/47887.html (дата обращения: 14.12.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей.
33. Оразаева, Г.С. Введение в специальность для студентов-дефектологов : учебное пособие / Оразаева Г.С. — Алматы: Нур-Принт, 2014. — 112 c. — ISBN 9965-14-957-7. — Текст: электронный //Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/69067.html (дата обращения: 14.12.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей.
34. Основы психодиагностики [Текст] / Под ред. А.Г. Шмелева. - Москва: Ростов-н/Д: Феникс, 1996. - 544 с.
35. Павлова, Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду [Текст] / Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко. - Москва: Генезис, 2008. - 50 с.
36. Петровский, А.В. Общая психология [Текст] / А.В. Петровский. - Москва Просвещение, 1986. - 464 с.
37. Практикум по детской психологии [Текст] / Под ред. Г. А. Урунтаевой. - Москва : Владос, 1995. - 291 с.
38. Психологическая диагностика [Текст] / Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. - Ульяновск: УРАО, 2000. - 304 с.
39. Психологическая диагностика [Текст] / Под ред. М. К. Акимовой. - Санкт-Петербург: Питер, 2005. - 304 с.
40. Психология дошкольника [Текст] / Под ред. Л.А. Венгера. - Москва: Просвещение, 1988. - 272 с.
41. Психология памяти [Текст] / Под ред. Т.И. Зинченко, В.П.Зинченко. - Дубна: Грань, 2000. - 129 с.
42. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. Санкт-Петербург: Питер, 1999. - 720 с.
43. Семаго, Н. Я., Семаго М. М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст [Текст] / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. - Санкт-Петербург: Речь, 2005. - 384 с.
44. Смирнов, А.А. Проблемы психологии памяти [Текст] / А.А. Смирнов. - Москва: Просвещение, 2006. - 375 с.
45. Смирнова, Е. А. Детская психология [Текст] / Е.А. Смирнова. - Москва: Владос, 2008. - 336 с.
46. Специальная (коррекционная) дошкольная педагогика. Введение в специальность: учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений / В.И. Селиверстов [и др.]. — Москва: Академический проект, 2020. — 317 c. — ISBN 978-5-8291-2841-8. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/110039.html (дата обращения: 14.12.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей.
47. Специальная педагогика: учебное пособие /. — Комсомольск-на-Амуре, Саратов: Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, Ай Пи Ар Медиа, 2019. — 119 c. — ISBN 978-5-4497-0105-3. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/85902.html (дата обращения: 14.12.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей.
48. Специальная педагогика: учебное пособие для СПО /. — Саратов: Профобразование, 2019. — 119 c. — ISBN 978-5-4488-0328-4. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/86149.html (дата обращения: 14.12.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей.
49. Столяренко, Л.Д. Основы психологии [Текст] / Л.Д. Столяренко. - Ростов-н/Д: Феникс, 2000. - 672 с.
50. Тихомирова, Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей [Текст] Л.Ф. Тихомирова. - Москва: У-Фактория, 2003. - 240 с.
51. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст] / Г.А. Урунтаева. - Москва: Академия, 1998. - 336 с.
52. Черемошкина, Л.В. Психология памяти [Текст] / Л.В. Черемошкина. - Москва: Академия, 2002. - 368 с.Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей [Текст] / Л.В. Черемошкина. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 240 с.
53. Шадриков, В.Д., Черемошкина Л.В. Мнемические способности: Развитие и диагностика [Текст] / В.Д. Шадриков, Л.В. Черемошкина. - Москва: Педагогика, 1990. - 176 с.
Анализ полученных данных позволил сделать вывод о том, что высокий уровень развития точности воспроизведения памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха выявлен у 17% детей (А.В.). Эту категорию детей характеризует большой процент верно воспроизведенных объектов для запоминания. Средний уровень развития точности воспроизведения памяти выявлен у 33 % (Д.С., Т.К.), а низкий уровень выявлен у 50% (А.И., Д.Ч., М.Г.). Качественный анализ результатов диагностики показал, что среди группы дошкольников с нарушениями слуха отказавшихся от исследования не выявлено. Все дети приняли инструкцию. При этом в работе с Д.И., Д.А. была использована помощь дефектолога, т.к. дети не смогли принять инструкцию с первого и второго предъявления. Наибольшее количество ошибок было допущено Д.И. (5 ошибок), Д.А. (6 ошибок), а наименьшее количество ошибок было допущено И.Т. (2 ошибки), Г.Э. (2 ошибки). Для изучения длительности сохранения образов нами была использована методика Т.В. Розановой «Весёлые картинки». При проведении данной методики оценивалось качество воспроизведения зрительного образа. При этом высокий уровень - точно изображён предоставленный предмет (3 балла); средний - не точно (2 балла); низкий - отказался или не нарисовал (1 балл).