Психолого-педагогические условия использования литературного произведения как эффективного средства развития творческих способностей

Цель исследования: обосновать психолого-педагогические условия использования литературного произведения как эффективного средства развития творческих способностей
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
28.11.2022
Объем файла
119 Кб
Количество страниц
43
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
В современном мире актуальной проблемой является творческое развитие младших школьников. В начальной школе одной из главных задач образования является формирование компетентной личности, обладающей универсальными знаниями и навыками. 
Как показано в ФГОС НОО, решение этой задачи связано с участием младших школьников в мире и национальной (отечественной) художественной культуры, развитием у детей творчества, способности видеть красоту в жизни и искусстве, воспринимать произведения искусства эмоционально, приобрести творческий и художественный опыт в различных видах познавательной деятельности. В литературном образовании выделяются основные направления реализации ФГОС: направленность на предметные, метапредметные, личностные результаты. Приоритетной целью использования литературных произведений является формирование читательской компетентности младших школьников, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….. 5

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ………………...……………….. 8

1.1 Творческие способности младших школьников: сущность и содержание………………………………………………………………... 8

1.2 Роль литературного произведения в развитии творческих способностей у младших школьников………………………………. 18

2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (НА УРОКАХ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА) …… 28

2.1 Развитие творческих способностей младших школьников средствами литературного произведения как целостный педагогический процесс……………………………………………………………………. 28

2.2 Программа формирующего эксперимента и анализ ее эффективности…………………………………………………………… 34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………... 46

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………... 49

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Баламутова, И. Н.  Деятельность в жизни человека и общества / И. Н. Баламутова. – Москва: Академия, 2005. – 288 с.

2. Богданова О.Ю., Леонов С.А. Методика преподавания литературы, М., Изд.: Академ-А, 2002. 131 с.

3. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей: учебное пособие / Д. Б. Богоявленская. – Москва: Академия, 2002. – 320 с.

4. Возрастная педагогическая психология / Сост.  И.  В.  Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. – Москва: Академия, 2002. – 247 с.

5. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – Санкт-Петербург: Союз, 2015. – 98 с.

6. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: кн. для учителя / Л. С. Выготский // Психологический очерк. – 3-е изд. – Москва: Просвещение, 1991. – 93 с.

7. Голуб, Б. А. Основы общей дидактики : учебное пособие для студентов педвузов / Б. А. Голуб. – Москва : ВЛАДОС, 1999. – с.

8. Голубева, Э.  А.   Способности и склонности / Э.  А.  Голубева, В. В. Печенков, Е. П. Гусева. – Москва: Педагогика, 1989. – 200 с.

9. Гуревич, К. М. Индивидуально-психологические особенности школьников / К. М. Гуревич. – Москва: Просвещение, 1983. – 176 с.

10. Дерманова, И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития/ И.Б. Дерманова// Методика что такое хорошо и что такое плохо: монография/ И.Б. Дерманова. – Санкт-Петербург, 2002. С.102-103.

11. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. – Санкт-Петербург: Питер, 2002. – 368 с.

12. Занятия по интересам: развитие творческих способностей: Практическое пособие для учителей начальных классов / Сост. Т.Н. Ковальчук. Мозырь: Белый Ветер, 2005. – 98 с.

13. Зырянова, А. С. Воображение и творческие способности детей в младшем школьном возрасте / А. С.  Зырянова. – Текст : электронный // Молодой ученый. – 2015. – № 8. – С. 850–852. – URL https://moluch.ru/archive/88/17144/ . Дата публикации : 01.08.2015.

14. Козырева, А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. - Пенза: Научно-методический центр Пензенского городского отдела образования, 1994. - 344с.

15. Кравцов, Г. Г. Психология и педагогика обучения дошкольников: учебное пособие / Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова. – Москва: Мозаика-Синтез, 2012. – 261 с.

16. Кубасова О.В. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения // Начальная школа. 2004. №12. с. 26-32

17. Лейтес, Н. С. Способности и одаренность в детские годы / Н. С. Лейтес // Хрестоматия по возрастной психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / сост. В. С. Мухина, А. А. Хвостов. – Москва: Академия, 2007. – 289 с.

18. Одаренные дети: сборник методик по выявлению способностей и одаренности детей / Составители Л.Ф. Васильченко, Я.П. Атласова. – Санкт-Петербург: ДДТ «На реке Сестре», 2014.  – 139с.

19. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. М.: Владос, 2000. 400 с.

20. Проблемы творческого развития личности в условиях дополнительного образования / под ред. К. И. Султанбаева. – Абакан, 1999. – 157 с.

21. Развитие ребенка от пяти до семи / под ред. Л. А. Головей. – Екатеринбург: Фактория, 2005. – 415 с.

22. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т.1. / С. Л. Рубинштейн. – Москва: Педагогика, 1989. – 488 с.

23. Семенюк, Л. М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / Л. М. Семенюк – Москва: Институт практической психологии, 1996. –  304 с.

24. Сластенин, В. А. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – Москва: Академия, 2005. – 576 с.

25. Сысун, О. И. Формирование и развитие способностей детей к творчеству / О. И. Сысун // Пачатковая школа. – 2006. – №11. – С. 12 – 15.

26. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. – Москва, 1961, С. 9 – 20.

27. Туник, Е. Е. Диагностика креативности / Е. Е. Туник // Тест Е. Торренса. Адаптированный вариант. – Санкт-Петербург: Речь, 2006. – 171 с.

28. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: Просвещение, 2010. – 31 с.

В. А. Сластенин дает такую характеристику: «Личностный подход не исчерпывается ориентацией на формирование личностных смыслов. Тем не менее, именно в них мир предстает перед человеком в свете тех мотивов, ради достижения которых он действует, борется и живет. В личностных смыслах человека открывается значение мира, а не равнодушное знание о действительности. В них рождаются ориентиры жизненного самоопределения, они определяют направленность личности, которая выделяется практически во всех подходах к структурированию личности как ее важнейший компонент».
 Наглядные образы пробуждают у детей фантазию, воображение; активная и сознательная деятельность обучающихся вызывает эмоциональный отклик, что позволяет более прочно усваивать знания. Учет особенностей обучающихся предоставляет педагогу широкие возможности для формирования творческой личности. Использование этих принципов во урочнойо и внеурочной деятельности позволяет разнообразить методы обучения с тем, чтобы обеспечить активное применение школьниками разнообразных типов запоминания, мышления и интересов. Надо шире применять в процессе обучения беседы, создавать проблемные ситуации, ставить учеников перед необходимостью доказывать, аргументировать, убеждать, критиковать разные точки зрения; расширять формы и методы самостоятельной работы учащихся на уроках, учить их рациональным приёмам организации учебной деятельности, умению составлять план ответа, алгоритм работы и т.д.