Разработка социально-культурных программ организации досуга учащихся в условиях школьного учреждения с кадетскими классами

Цель работы – изучить возможности разработки социально-культурных программ организации досуга учащихся в условиях школьного учреждения с кадетскими классами
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
17.11.2022
Объем файла
361 Кб
Количество страниц
78
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Актуальность исследования. В соответствии с действующими Федеральными государственными требованиями, с целью обеспечения высокого уровня  образования,  привлекательности его для обучающихся и их родителей (законных представителей), а так же всего общества, духовно-нравственного и общеинтеллектуального развития, общекультурного становления личности, школа должна создавать необходимую комфортную развивающую окружающую среду, которая обеспечит возможность реализовать творческий потенциал обучающихся и расширить кругозор по представленным направлениям. Социально-культурная деятельность реализуется в различного рода мероприятиях, таких как: праздники, концертная программа, конкурсы и игры, театрализованные представления, музыкальные вечера, тематические вечеринки и другое. По определению социально-культурная деятельность – это деятельность, которая используется для проведения свободного времени с пользой, учитывая интересы и потребности учащихся, а также обеспечивает межличностное общение со сверстниками и педагогами. Большое внимание к социально-культурной деятельности обусловлено тем, что свободное время обучающихся необходимо наполнить различными видами и формами занятий, которые будут способствовать здоровому образу жизни, положительному отношению к познавательному процессу, раскрытию творческого потенциала и духовно-нравственному просвещению. Именно поэтому необходимо расширить спектр посещаемых  школьниками направлений, а также заинтересовать и привлечь к занятиям потенциальных обучающихся.

 

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы разработки социально-культурных программ организации досуга учащихся 6

1.1. Проблема организации социально-культурных мероприятий в трудах современных ученых 6

1.2. Особенности социально-культурных программ организации досуга учащихся 19

1.3. Опыт разработки социально-культурных программ организации досуга учащихся в условиях школьного учреждения 29

Выводы по I главе 40

Глава II. Разработка социально-культурных программ организации досуга учащихся в условиях школьного учреждения с кадетскими классами 42

2.1. Анализ деятельности МБОУ СШ №12 с кадетскими классами имени      А.И. Сорокина 42

2.2.  Разработка социально-культурной программы организации досуга учащихся в условиях школьного учреждения с кадетскими классами МБОУ СШ №12 с кадетскими классами им. А. И. Сорокина 54

2.3. Условия реализации предложенной программы 62

Выводы по главе II 70

Заключение 72

Список литературы 77

Список литературы

1. Аванесов, Г.А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации [Текст] / Г.А. Аванесова. – М.: Аспект Пресс, 2016. – 236 с.

2. Аминов, С.Р. К вопросу о культурно-досуговой деятельности как социологической категории [Текст] / С.Р. Аминов // Вестник ВЭГУ. – 2012. – № 2 (58). – С.11-15.

3. Ариарский, М.А. Прикладная культурология [Текст] / М.А. Ариарский. – СПб.: Эго, 2018. – 288 с.

4. Бабаева, Е.В. Теоретические аспекты организации досуга современных подростков [Текст] / Е.В. Бабаева // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. – 2018. –№ 2. –С. 5-11.

5. Бабушкин, А.В. Социальная работа: теория и практика: учеб. пособие [Текст] / А.В. Бабушкин, М.П. Гурьянова, И.Г. Зайнышев и др. – М.: Инфра-М, 2017. – 427 с.

6. Бакланова, Т.И. О проекте преемственной системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров для этнокультурной деятельности в образовательных организациях и учреждениях культуры [Текст] / Т.И. Бакланова, О.И. Киселева, Э.И. Медведь // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2018. – Т. 23. – № 172. – С. 81-86.

7. Бессонова, Ю.А. Понятийно-терминологическая система социально-культурной деятельности: учебное пособие [Текст] / Ю.А. Бессонова, О.В. Степанченко. – СПб.: Лань, 2017. – 160 с.

8. Блясова, И.Ю. Культурно-досуговая деятельность как фактор профессионального самоопределения учащихся [Текст] / И.Ю. Блясова // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2015. – № 1 (25). – С.31-35.

9. Бочарова, Н. И. Методика организации досуговых мероприятий. Организация досуга детей в семье: учебное пособие [Текст]  / Н.И. Бочарова. – М.: Юрайт, 2020. – 218 с. 

10. Бурмистрова, Е.В. Методика организации досуговых мероприятий: учебное пособие [Текст] / Е. В. Бурмистрова. – М.: Юрайт, 2020. – 150 с. 

11. Васина, С.Е. Культурно-досуговая деятельность [Текст] / С.Е. Васина // Система ценностей современного общества. – 2010. – № 16. – С. 204-208.

12. Винник, А.В. Подготовка кадров для экскурсионного сервиса: современные проблемы и перспективы [Текст] / А.В. Винник // Современные тенденции развития мировой, национальной и региональной индустрии гостеприимства. Сборник статей участников V Международной научно - практической конференции. – Тверь: Твер. гос. ун - т., 2016. – C. 44 – 47.

13. Воловик, А.Ф. Педагогика досуга: учебник [Текст] / А.Ф. Воловик, В.А. Воловик. – М.: Флинта: МПСИ, 2018. – 240 с.

14. Воробьева, И.В. Социально-культурная деятельность: учеб.-метод. Комплекс [Текст] / И. В. Воробьева. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2019. – 106с.

15. Гальперина, Т. И. Режиссура культурно-досуговых и анимационных программ [Текст]  / Т. И. Гальперина. – М.: Советский спорт, 2018. – 234с.

16. Гильмутдинова, А.В. Организация культурно-досуговой деятельности в общеобразовательной школе как актуальное направление музыкальной педагогики [Текст] / А.В. Гильмутдинова // Музыкальная культура, педагогика и образование. Сборник материалов шестого всероссийского с международным участием научного студенческого форума факультета искусств. – Курск, 2020. – С.89-95.

17. Горовая, В.И. Гуманитаризация образования и профессиональная культура специалиста [Текст]   / В.И. Горовая, С.И. Уляев. – М.: Народное образование, 2019. – 131 с.

18. Гревцева, Г.Я. Ценности социально-культурной деятельности [Текст] / Г.Я. Гревцева, О.В. Коляда // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 1. – С.104.

19. Григорьева, Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности: учебное пособие [Текст] / Е.И. Григорьева. – Тамбов: Изд-во Тамбовского гос. у-та имени Г. Р. Державина, 2018. – 280 с.

20. Данелян, В.Р. Формирование духовно-нравственной культуры подростков средствами театрализованного досуга [Текст] / В.Р. Данелян, О.И. Киселева, Э.И. Медведь // Наука и технологии: актуальные вопросы, достижения, инновации. Сборник докладов и материалов II Национальной научно-практической конференции. – М.: АНО ВО «Институт непрерывного образования», 2018. – С. 193-200.

21. Дашковская, О.Д. Организация досуговой деятельности: курс лекций [Текст] / О.Д. Дашковская. –  Ярославль: ЯрГУ, 2019. – 71 с.

22. Джандавлетова, А.Р. Организация культурно-досуговой деятельности учащихся как средство успешной социализации в условиях современной школы [Текст] / А.Р. Джандавлетова, А.Н. Строкова // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения, инновации. Сборник статей XXV Международной научно-практической конференции. – Пенза, 2019. – С.252-254.

23. Домаренко, Е.В. Индустрия современного детского праздника: функциональная специфика и воспитательные возможности [Текст] / Е.В. Домаренко // Образование и культурное пространство. – 2020. – № 1. – С.49-56.

24. Драгичевич-Шешич, М., Культура: менеджмент, анимация, маркетинг [Текст]: учебник для вузов / М. Драгичевич-Шешич. – Новосибирск: Тигра, 2015. – 227с. 

25. Дуликов, В. З. Индустрия досуга: к интерпретации понятия / В.З. Дуликов // Вестник МГУКИ. – 2014. – № 3 (59). – С. 121-127.

26. Дюмазедье, Ж. На пути к цивилизации досуга [Текст] / Ж. Дюмазедье // Вестник МГУ. Серия 12. Социально-политические исследования. – 2008. – № 1. – С. 83.

27. Едышев, Д.В. Формирование навыков организации  и проведения праздника как одной из форм культурно-досуговой деятельности учащейся молодежи // Национальная ассоциация ученых. – 2015. – № 8-2 (13). – С.26-28.

28. Ермилова, А.Н. Сущность и функции культурно-досуговой деятельности [Текст] / А.Н. Ермилова, Д.Ю. Чумоватов // Художественное пространство культуры третьего тысячелетия: проблемы науки и образования. Сборник научных трудов. – М., 2017. – С.32-37.

29. Ерофеева, О.Г. Структура и виды культурно-досуговой деятельности [Текст] / О.Г. Ерофеева // Перспективы науки. – 2013. – № 8. – С. 34-36.

30. Жарков, А.Д. Теория, методика и организация социально-культурной деятельности: учебник [Текст] / А.Д. Жарков. – М.: МГУКИ, 2019. – 456с.

31. Зверева, С.Н. Сущность и социальные функции культурно-досуговой деятельности [Текст] / С.Н. Зверева // Самореализация личности: воспитание и самовоспитание студентов. Сборник научных трудов по материалам XII международной молодежной научно-практической конференции. – Екатеринбург, 2015. – С.17-20.

32. Иванова, А.В. Социально-культурная деятельность: инновационная методология: учебник [Текст] / А.В. Иванова, А.М. Сабаева, Р.И. Турханова, Д.В. Шамсутдинова. – Казань: Казанский государственный институт культуры, 2020. – 232 с.

33. Каменец, А.В. Основы культурно-досуговой деятельности [Текст] / А.В. Каменец, И.А. Урмина, Г.В. Заярская. – М.: Юрайт, 2016. – 246с.

34. Карелова, И.М. Современные подходы к игровой досуговой программе [Текст] / И.М. Карелова  // Вестник Костромского гос. университета им. Некрасова. – 2010. – Т. 16. – № 4. – С. 107-113.

35. Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность: Учебник [Текст] / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. – М.: МГУКИ, 2015. – 539 с.

36. Климов, Е.А. Психология профессионала [Текст]: избр. психол. тр. / Е.А. Климов. – Воронеж: МОДЭК, – 2019. –  454с.

37. Кривко, Т.С. Культурно-досуговая деятельность как способ реализации воспитательной работы в школе [Текст] / Т.С. Кривко // Наука и общество в условиях глобализации. – 2018. – Том 2. – № 1 (5). – С.35-37.

38. Кривко, Т.С. Целостный подход к организации гражданско-патриотического воспитания в школе [Текст] / Т.С. Кривко, Н.С. Терехова // Сборник статей международной научно-практической конференции «Научно-методологические и социальные аспекты психологии и педагогики». – Уфа: Омега Сайнс, 2018. – С. 132-136.

39. Крулехт, М.В. Культурно-досуговая деятельность как средство интеллектуального развития современного ребенка [Текст] / М.В. Крулехт, Е.В. Гергокова // Вестник Новгородского государственного университета. – 2014. – № 79. – С.45-47.

40. Кузьмин, А.К. Культурологическое обеспечение развития социально-культурной деятельности в сельской местности [Текст] / А.К. Кузьмин, Л.А. Кузьмина // Гуманитарное знание и духовная безопасность. Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции. – Грозный-Махачкала, 2020. – С.194-200.

41. Курапина, Е.В. Формы социально-культурной деятельности: содержание понятия [Текст] / Е.В. Курапина // Культура, наука и искусство – современные векторы развития вуза культуры. Материалы Международной научно-практической конференции. – Орел, 2019. – С.79-82.

42. Марков, А.П. Основы социокультурного проектирования: учебное пособие [Текст] / А.П. Марков, Г.М. Бирженюк. – СПб.: Лань, 2017. – 272 с.

43. Медведь, Э.И. Анализ содержания понятия эстетической культуры личности и ее роли в профессиональной подготовке бакалавров социально-культурной деятельности [Текст] / Э.И. Медведь, В.П. Сергеева, О.И. Киселева // Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 6. – С. 134-138.

44. Михайлова, Л.И. Социология культуры [Текст]: Учебное пособие / Л.И. Михайлова. – М.: Дашков и К, 2016. – 344с. 

45. Новаторов, В.Е. Социально-культурный маркетинг: история, теория, технология: учебное пособие [Текст] / В.Е. Новаторов. – СПб.: Лань, 2015. – 384 с.

46. Опарина, Н.А. Культурно-досуговая деятельность в школе полного дня [Текст] / Н.А. Опарина, О.В. Мальцева // Современные проблемы высшего образования. Теория и практика. Материалы Пятой Межвузовской научно-практической конференции, образованной институтом культуры и искусств Московского городского педагогического университета. – М., 2020. – С.369-375.

47. Опарина, Н.А. Организация зрелищно-игрового досуга детей  [Текст] / Н.А. Опарина, М.Г. Кайтанджян // Традиционная и инновационная наука: история, современное состояние, перспективы. Сб. статей Международной науч.-практ. Конференции. – Уфа, 2015. – Часть 4. – С. 203-206.

48. Польшина, Е.А. Характеристика современного молодежного досуга [Текст] / Е.А. Польшина // Культурные тренды современной России: от национальных истоков к культурным инновациям. Сборник докладов VI Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых. – Белгород, 2018. – С.129-131.

49. Рылеева, А.С. Организация культурно-досуговой деятельности населения России: учебное пособие [Текст] / А.С. Рылеева. – Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 2016. – 229 с.

50. Рябков, В.М. Эффективность социально-культурной деятельности: теоретико-методологические основы понятия [Текст] / В.М. Рябков // Педагогический потенциал современных технологий социально-культурной деятельности. Материалы Всероссийской электронной научно-практической конференции. – Казань, 2017. – С.249-254.

51. Салынина, С.Ю. Работа с молодежью: социально-экономические аспекты формирования культурных ценностей у подрастающего поколения / С.Ю. Салынина, Д.Р. Еремеева // Модернизация культуры: знание как инструмент развития: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф: в 2 ч. / под ред. С.В. Соловьевой, В.И. Ионесова, Л.М. Артамоновой. – Самара: СГИК, 2019. – С. 195-202.  

52. Соколов, А.В. Феномен социально-культурной деятельности [Текст]. Учебное пособие / А.В. Соколов.  – СПб: СПбГУП, 2017. – 199 с.

53. Стрельцов, Ю.А. Культурология досуга: учебное пособие [Текст] / Ю.А. Стрельцов. – М.: МГУКИ, 2016. – 178 с.

54. Суртаев, В.Я. Основные направления самореализации молодежи в условиях досуговой деятельности [Текст]: Учеб. пособие / В. Я. Суртаев. – СПб.: СПбГИК, 2018. – 80 с.

55. Токова, Ф.А. Воспитательный потенциал современной индустрии досуга [Текст] / Ф.А. Токова, М.Г. Ашырова // Современные технологии: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей XII Международной научно-практической конференции. – Пенза, 2019. – С.217-219.

56. Трошин, О.В. Основы социальной реабилитации и профориентации: учебное пособие [Текст] / О.В. Трошин. – СПб., 2018. – 217 с.

57. Тряпочкина, М.С. Культурно-досуговая деятельность: сущность, функции и принципы [Текст] / М.С. Тряпочкина // Самореализация личности: воспитание и самовоспитание студентов. Сборник научных трудов по материалам XII международной молодежной научно-практической конференции. – Екатеринбург, 2015. – С.40-42.

58. Чернов, А.С. Методическое обеспечение социально-культурной деятельности: учебно-методическое пособие [Текст] / А.С. Чернов. – Омск: ОмГУ им. Ф. М. Достоевского, 2017. – 147с. 

59. Чечелева, А. Сущность понятий «досуг» и «культурно-досуговая деятельность», а также их социальная значимость [Текст] / А. Чечелева, Т. Ткаченко // Устойчивое развитие туристского рынка: международная практика и опыт России. Сборник статей VI Международной научно-практической конференции. Материалы и доклады. – Ставрополь, 2018. – С.65-70.

60. Шереметьева, М.А. Направления развития современных технологий культурно-досуговой деятельности [Текст] / М.А. Шереметьева // Социально-культурная среда регионов глазами молодежи. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых. – Улан-Удэ, 2020. – С.110-118.

61. Шмаков, С.А. Нетрадиционные праздники в школе [Текст] / С.А. Шмаков. – М.: Новая школа, 2017. – 336 с.

62. Эльконин, Д.Б. Психология детского развития [Текст]/ Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 2018. – 420с. 

63. Ярошенко, Н.Н. История и методология теории социально-культурной деятельности: Учебник [Текст] / Н.Н. Ярошенко. – М.: МГУКИ, 2017. – 360с.

64. Dewey J. Art as Experience [Text] / J. Dewey. –  N. Y., 2013. – P. 169- 170.

65. Shivers, J. S. Leisure and recreation concepts: critical analysis [Text] / J. Shivers. – Boston, 1981. – P. 102–107.

 

 

 

 

Деятельность школы имела высокие результаты по следующим направлениям: физкультурно-спортивная («Легкая атлетика»), художественная («Хореография», «Театральная маска», «Фантазия»), социально-педагогическая («Юный инспектор дорожного движения»), естественно-научная («Я-исследователь»).
Для выявления уровня осведомленности школьников о предназначении досуга, возможности его наполнения, представлении о наиболее для них интересных и подходящих формах времяпровождения, знании возможностей
культурно-досуговой деятельности, имеющихся в школе, индивидуальных потребностях, пожеланиях в организации в культурно-досуговой деятельности школы было проведено анкетирование учеников 7-9 классов. Анкета представлена в приложении 1. Анкетирование проводилось анонимно и включало в себя одиннадцать вопросов. В некоторых вопросах предлагались варианты ответов. 
В ходе проведения анкетирования были опрошены учащиеся среднего звена МБОУ СШ №12 с кадетскими классами им. А.И. Сорокина. Всего опрошено было 212 ученика: возраст которых от 12 до 15 лет. Школьники данного возраста отличаются сплоченностью коллектива, стремлением постигать что-то новое. Нередко проводят вместе внешкольное время: посещение музея, кинотеатра, выставок. Часто участвуют в различных олимпиадах, конкурсах и других мероприятиях школы, будь то спортивного, либо творческо-художественного характера. Несколько учеников учатся в ДМШ, посещают дома творчества, занимаются в спортивных секциях.