Рецепция комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» в Китае
Введение
Мир не стоит на месте, он постоянно развивается и изменяется, изменяются реалии жизни, взгляды на, казалось бы, давно изученные и известные понятия и произведения, возникают иногда неоднозначные мнения по тем или иным вопросам; развиваются и укрепляются связи между странами в различных областях науки и искусства, формируются целые школы и направления по изучению творчества известных писателей.
Глобализация общества делает все более логичным и активным взаимодействие между Россией и Китаем в разных сферах жизни, в том числе и в литературоведении. Интересно как освоение и изучение творчества китайских авторов в России, так и изучение русской литературы различных периодов написания в Китае. Русская литература оказала несомненное влияние на работы многих китайских писателей и литературоведов. История рецепции русской литературы в Китае охватывает более века и включает этапы копирования, творческого переосмысления, адаптации, критического осмысления, рецепции «от противного». При
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. История перевода и изучения русской литературы в Китае
1.1. Появление, развитие и влияние русской литературы в Китае
1.2. Особенности изучения русской литературы в Китае
Глава 2. Исследование творчества Н.В. Гоголя в Китае
2.1. Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. Комедия «Ревизор»
2.2. Влияние творчества Н.В. Гоголя на китайскую литературу и культуру. Лу Синь и Гоголь
2.3. Причины популярности Н.В. Гоголя в Китае
Глава 3. Рецепция в литературе и анализ рецепции комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» в творчестве китайских драматургов
3.1. Рецепция художественных произведений
3.2. Рецепции комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» в творчестве Чен Байчэня, Лао Шэ и Ван Цзинсяня
3.2.1. Мотивы «Ревизора» в комедии «Картины карьеры чиновников» драматурга Чэнь Байчэня
3.2.2. «Ревизор» в исполнении китайского театра кукол-марионеток Цюаньчжоу
3.2.3. Рецепция «Ревизора» в комедии Лао Шэ «Этому не бывать» («Гляжу на запад, на Чанъань»)
Заключение
Список использованной литературы
Список использованной литературы
1. Аджимамудова В.С. Юй Да-фу и литературное общество. М., 1971. 160с.
2. Белый А. Мастерство Гоголя. М.- Л., 1934. 353 с.
3. Гоголь и мировая художественная культура. Двадцатые Гоголевские чтения // сб. научных статей по материалам международной научной конференции (Москва, 8–10 октября 2020 г.) М.; Новосибирск, 2021. 344 с.
4. Гэ Бао Цюань. Гоголь в Китае // Огонек. М., 1952. № 10. С. 17.
5. Даминова Ю. Гоголь по-китайски // Независимая газета. М., 2007. 1 ноября.
6. Колмакова О.А., Ван Чжуанчу. Мотивы комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» в пьесе Чэня Байчэня «Картины карьеры чиновников» // Русская литература ХХ–ХХI веков как единый процесс (проблемы теории и методологии изучения): Материалы VII международной научной конференции (Москва, 17–19 декабря 2020 г.) / Московский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Филологический факультет. М., 2020. С. 80–83.
7. Крылов В.Н. Н.В. Гоголь в юбилейных откликах (речах) начала ХХ в. // Н. В. Гоголь и русская литература. Материалы Девятых гоголевских чтений. М., 2010. С. 327-335.
8. Летина Н. Н. Теоретические основания рецепции в провинциальном искусстве // Регионология. 2008. № 3. С. 295–302.
9. Литература и методы ее изучения. Системно-синергетический поход: учеб.пособие/ В.Г. Зинченко, В.Г. Зусман, З.И. Кирнозе. М., 2011. 280 c.
10. Лу Синь. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 2. М., 1955. 453с.
11. Манн Ю. В. Творчество Гоголя. Смысл и форма. СПб., 2007. 260с.
12. Махлин В.Л. Что такое рецепция (к истории понятия) // Культурология. 2016. №1. С. 208-232.
13. Науман М. Литературное произведение и история литературы. М., 1984. 424 с.
Сатирическая пьеса «Ревизор» была написана в 1835 г. писатель давно хотел написать произведение, которое бы показало общественные недостатки в невыгодном свете. И однажды А.С. Пушкин подсказал ему идею для такой пьесы. Он рассказал Гоголю историю, которая произошла с П.П. Свиньиным, издателем журнала «Отечественные записки», которого приняли за высокопоставленного ревизора; а также о подобной истории, случившейся с ним самим, когда он собирал материал о Пугачеве. Эта история очень понравилась Гоголю, и буквально за октябрь-ноябрь 1835 г. он написал пьесу в жанре комедии социально-сатирической направленности. Сначала он сомневался в успехе, но уже первое знакомство слушателей с комедией (когда Гоголь читал ее в гостях у поэта В. Жуковского) вызвало у них восторг. Но Гоголь счи