Связь коммуникативной компетентности и готовности студентов к вступлению в брак
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Обусловлена происходящими в нашем обществе значительными социальными и культурными преобразованиями, которые приводят к трансформации существовавших ранее норм и традиций и способствуют изменению стиля и образа жизни людей, в том числе студенческой молодёжи. В этой связи особенно остро встаёт вопрос сохранения и развития основополагающих социальных институтов, в частности, института семьи, с присущими ей традиционными ценностями, с учётом наметившихся социально-культурных изменений во взаимодействии партнёров в семейном союзе и, прежде всего, их готовности к созданию семьи (И.А. Ерина, А.В. Боцоева, М.И. Андросова, Л.И. Афанасьева и др.).
Проблему готовности к вступлению в брак в своих работах раскрывали многие исследователи (Н. М. Галимова, Е.И. Зритнева, О.Ф. Ковалева, П.А. Решетов, Д.Н. Узнадзе, Н.В. Малярова, С.И. Ожегов, А.Н. Волкова и др.)
Согласно Н.В. Маляровой, готовность к браку – это система социально-психологических установок личности, определяющая эмоционально-психологическое отношение к образу жизни, ценностям супружества (Малярова, 2006).
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ГОТОВНОСТИ К ВСТУПЛЕНИЮ В БРАК 8
1.1 Исследование понятия коммуникативная компетентность в психологической науке 8
1.2 Проблема готовности к вступлению в брак в психологической науке 17
1.3 Студенты как социальная группа 24
Вывод по первой главе: 29
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ И ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ВСТУПЛЕНИЮ В БРАК 30
2.1 Организация и методы исследования 30
2.2 Результаты исследования и их интерпретация 37
2.3 Психологическая программа развития коммуникативной компетентности студентов 48
Не найдено
Изучением формирования и развития коммуникативной компетентности занимались многие психологи (Г.М. Андреева, Т.А. Ашихмина, А.А. Бодалев, Ю.М. Ежова, Ю.М. Жуков, А.М. Короленко, О.В. Кудашкина, Л.А. Петровская, С.С. Савичев, И.И. Харченко, Т.Н. Щербакова, Дж. Равен, К. Рубин и др.).
Например, Г.М. Андреева под коммуникативной компетентностью понимает способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми (Андреева, 2006). В дополнение к определению Г.М. Андреевой, Ю.Н. Жуков и Л.А. Петровская замечают, что такого рода компетентность предполагает умение расширять (или сужать) круг общения и умение варьировать его глубину (умение вести общение на разных уровнях доверительности), понимать и быть понятым партнерам по общению (Жуков, 2020), (Петровская 2008).