Взаимосвязь самооценки с проявлением лидерских способностей старшеклассников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Современное общество предъявляет человеку высокие требования. Чтобы чего-то добиться в жизни человеку необходимо обладать определёнными качествами, такими как: способность преодолевать препятствия на пути к цели, настойчивость, терпеливость, инициативность, стрессоустойчивость, хорошая приспособляемость к новым условиям и требованиям, требовательность к себе и к другим, надёжность, выносливость, склонность решать нетрадиционные задачи оригинальными методами, оптимистичность, решительность, способность самостоятельно и своевременно принимать решения, в критических ситуациях брать ответственность на себя и т.д.
Человеку легче идти по жизни, если он уверен в себе, способен отстаивать собственное мнение, даже если с ним не согласны окружающие, если он конкурентоспособен - это очень важно в современных условиях. Все эти и ряд других качеств присущи лидеру. Лидер - самая авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации деятельности и регулировании взаимоотношений в группе. Способность человека быть лидером во многом зависит от развитости организаторских и коммуникативных качеств.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИДЕРСТВА И САМООЦЕНКИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ 6
1.1 Теоретические основы лидерства в психологической науке 6
1.2 Психологические особенности самооценки старшеклассников 19
1.3 Лидерские способности старшеклассников 21
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ С ПРОЯВЛЕНИЕМ ЛИДЕРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 29
2.1 Методы и организация исследования 29
2.2 Результаты экспериментального исследования самооценки и её взаимосвязи с проявлением лидерских способностей старшеклассников 32
2.3 Связь самооценки с проявлением лидерских способностей старшеклассников 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М.Андреева. -М.: Аспект - ПРЕСС, 2001.
2. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений / Под ред. В.А.Сластёнина. - М.: Издательский центр "Академия", 2000.
3. Анташкевич Е.Г. Самооценка и смысложизненные ориентации старшеклассников //В сборнике: Теоретические и прикладные проблемы современной психологии. Материалы XII Международной студенческой научно-практической конференции. Научное электронное издание. Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка». 2012. С. 6-8.
4. Виханский О.С., Менеджмент: учебник для вузов по экон. спец-м и напр. 3-е изд. / О.С. Виханский; А.И. Наумов. - М.: Гардарики, 2002.
5. Возрастная психология: учеб. пособие для студ.вузов, обучающихся по специальности 031000 Педагогика и психология / О.Б. Дарвиш; под ред. В.Е. Клочко. - М.: Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2005.
6. Вотчин И.С. Психология личности: учебно- методическое пособие / И.С. Вотчин. - Новосибирск: НГПУ, 2003.
7. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций. Учебное пособие / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: Юрайт, 2003.
8. Гулиев М.А. Социология и психология управления / М.А. Гулиев, С.Н. Епифанцев, С.И. Самыгин. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.
9. Гусева Т.И. Психология личности: конспект лекций / Т.И. Гусева. - Ростов н/Д: "Феникс", 2004.
10. Деркач А.А. Самооценка как структурообразующая процесса акмеологического развития / А.А. Деркач// Мир психологии, 2005.- №3. - С. 139 - 142.
11. Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: учебное пособие для вузов по спец-ти психология / А.Н. Елизаров. - М.: Ось - 89, 2005.
12. Кардаш Я.А., Беленькая Е.С. Взаимосвязь самооценки с проявлением лидерских способностей старшеклассников //В сборнике: Актуальные проблемы психологии и педагогики: диагностика, превенция, коррекция. Новосибирский государственный педагогический университет; Под редакцией О. О. Андронниковой. 2016. С. 149-152.
13. Кириллова Я.В. Самооценка жизненного стиля старшеклассников в условиях современного социума //В сборнике: Теоретические и методологические проблемы современного образования. Материалы XXXV Международной научно-практической конференции. 2017. С. 20-23.
14. Климанова Н.Г. Тревожность и самооценка старшеклассников на пробном ГИА, ЕГЭ //В сборнике: Наука и образование в XXI веке. сборник научных трудов по материалам Международной заочной научно-практической конференции: в 5 частях. 2012. С. 73-74.
15. Крысько В.Г. Социальная психология: учебник для вузов, 2-е изд. / В.Г. Крысько. - СПб.: Питер, 2007.
16. Кузьмина В.М., Новикова В.Н. Самооценка старшеклассников и ее влияние на коммуникацию в современном обществе //В сборнике: Методология, теория и история социологии. Под редакцией В.И. Филоненко. 2012. С. 317-320. Сидоров К.Р. Самооценка, уровень притязаний и эффективность учебной деятельности старшеклассников //Вопросы психологии. 2007. № 3. С. 149-157.
17. Леванова Е.А. Игра в тренинге. Возможности группового взаимодействия. 2-е изд. / Е.А. Телегина; А.Г. Волошина; В.А. Плешаков; А.Н. Соболева; И.О. Телегина. - СПб.: Питер, 2008.
18. Легостаева Е.С., Оконечникова Л.В., Денисова Д.С. Жизнестойкость, самооценка и мотивация как личностные факторы успешности обучения старшеклассников //Педагогическое образование в России. 2019. № 8. С. 149-156.
19. Никитин И.В., Никитина Е.А. Адекватная самооценка старшеклассников как условие конструктивного разрешения конфликта //В сборнике: Поколение будущего: Взгляд молодых ученых- 2017. Сборник научных статей 6-й Международной молодежной научной конференции. В 4-х томах. Ответственный редактор А.А. Горохов. 2017. С. 154-156.
20. Петровский А.В. Психология / А.В.Петровский, М.Г. Ярошевский. - М.: "Академия", 2001.
21. Практическая психология образования: Учеб. пособие. 4-е изд. / Под ред. И.В. Дубровиной. - СПб: Питер, 2006.
22. Психология для студентов вузов / Под ред. Е.Н. Рогова. - М.: Март, 2005. - 560 с.
23. Психология развития: Учеб. для студ. высш. психол. учеб. заведений / Под ред. Т.Д. Марцинковской. - М.: "Академия", 2005.
24. Редькина Л.А. Стимулирование и мотивация учебной деятельности в старших классах на уроках математики //Continuum. Математика. Информатика. Образование. 2017. № 3 (7). С. 103-107.
25. Социальная психология: учебно - методический комплекс по дисциплине 030301 Психология/ авторы - составители Шамшикова О.А., Клепикова Н.М. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2007.
26. Шилова Т.А., Костерева Л.И. Система социального взаимодействия и самооценка старшеклассников при надомном обучении //Системная психология и социология. 2017. № 3 (23). С. 41-47.
27. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Дэниел Гоулман, Ричард Бояцис, Энни Макки; Пенр. С англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
Анализируя рисунок 2, можно сделать вывод, что в группе испытуемых с высоким уровнем самооценки - самый высокий балл проявления лидерских способностей - 30. В группе испытуемых с адекватным уровнем самооценки - 28. У испытуемых с низким уровнем самооценки средний показатель лидерских способностей равен 23. Это означает, что чем выше уровень самооценки испытуемого, тем лучше у него проявляются лидерские способности. У испытуемых с низким уровнем самооценки - лидерские способности почти не проявляются: они редко бывают в центре внимания окружающих, считают себя нерешительным человеком, испытывают настоятельную необходимость в советчике, теряются, если люди выражают несогласие с ними, у них возникает чувство тревоги, если на них возложена ответственность за какое - либо важное дело и т.д. в то время как, испытуемые с высоким уровнем самооценки часто бывают в центре внимания окружающих, всегда высказывают своё мнение, не теряются, если с ними не соглашаются окружающие, самостоятельны, не испытывают потребность в советчике, считают, что производят на людей импозантное впечатление, у них не возникает чувства тревоги, если на них возложена ответственность за выполнение важного дела, т.е. они верят в свои силы, не сомневаются в своих возможностях.