Социально-психологические условия формирования структуры ценностных ориентаций старшеклассников
ВВЕДЕНИЕ
Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения.
Актуальность изучения ценностных ориентаций молодежи обусловлена появлением целого ряда работ, посвященных разным аспектам этой проблемы. В социально-психологических и психолого-педагогических исследованиях изучается структура и динамика ценностных ориентаций личности в подростковом возрасте, роль ценностных ориентаций в механизме социальной регуляции поведения, взаимосвязи ценностных ориентаций с индивидуально-типическими
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ 6
1.1 Изучение ценностных ориентаций в научном аспекте 6
1.2 Ценностно-ориентационный портрет старшеклассника 11
1.3 Ценностно-ориентационный портрет старшеклассника .......25
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У СТАРШЕКЛАССНИКА32
2.1 Методы и методики исследования 32
2.2 Организация исследования 33
2.3 Результаты исследования и их интерпретация 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Бережная Е.В. Ценностные ориентации подростков //В сборнике: Новая наука как результат инновационного развития общества. Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 17 частях. 2017. С. 41-44.
Дударева Л.А. К вопросу о формировании нравственных ценостей младших подростков в инклюзивном образовании посредством реализации программы детского клуба //Современные проблемы науки и образования. 2021. № 6. С. 44.
Дябина Т.А. Ценностные ориентации подростков //Электронный научный журнал. 2017. № 2-2 (17). С. 8-13.
Зуева С.Б., Копченова Е.Е. Ценностные ориентации современных подростков //В сборнике: Студенческая наука подмосковью. материалы Международной научной конференции молодых ученых. 2017. С. 278-279.
Локтева Е.В., Лесин А.М. Направленность личности и ценностные ориентации подростков //В сборнике: Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. сборник трудов iii всероссийской научно- практической конференции. Симферополь, 2021. С. 99-104.
Малыгин В.Л., Меркурьева Ю.А., Искандирова А.Б., Пахтусова Е.Е., Прокофьева А.В. Особенности ценностных ориентаций у подростков с интернет-зависимым поведением //Медицинская психология в России. 2015. № 4 (33). С. 9.
Маркова А.И., Васильева Т.М., Касимовская Н.А., Матвеева А.А., Флорес М.А. Концептуальный подход к оценке особенностей и ценностных ориентаций современных старшеклассников (часть 2) //Справочник врача общей практики. 2016. № 3. С. 48-59.
Масленая С.С. Ценностные ориентации подростков //В сборнике: Молодежь в науке и творчестве. Материалы международной научно-практической конференции обучающихся: сборник научных статей: сборник научных статей: в 2 частях. Гжельский государственный университет. 2016. С. 199-203.
Мурадян Л.А. Ценностные ориентации подростков //В сборнике: проблемы и перспективы развития России: молодежный взгляд в будущее. сборник научных статей 4-й Всероссийской научной конференции. Курск, 2021. С. 404-409.
О
как осознанные цели. Основываясь на ценностях, выделенных предшествующими исследователями, найденных в трудах разных ученых он сгруппировал ценности в десять различных видов мотивации, которые он понимал как основные типы или блоки ценностей. Он дал этим типам ценностей определения, основанные на их главной цели: власть, достижение, гедонизм, стимуляция, самостоятельность, универсализм, заботливость, традиционность, конформизм, безопасность.
Результаты более поздних исследований подтверждали эту структуру, выявив, что десять типов ценностей располагаются на двух биполярных осях: открытость к изменениям (ценности самостоятельности и стимуляции) - консерватизм (безопасность и традиции) и акцент на других (универсализм и заботливость) - акцент на себя (власть и достижение). Поскольку типы ценностей формируют интегральную мотивационную структуру, Шварц в дальнейшем постулировал, что типы ценностей