Изучение саморегуляции в ситуациях стресса у студентов
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире человек все чаще сталкивается со стрессом во время взаимодействия с окружающей его средой. Стресс представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Степень воздействия психологического напряжения на организм, умение или неумение справляться со стрессами оказывает огромное влияние на эмоциональное и физическое состояние человека.
Главной задачей системы высшего образования на современном этапе развития является обеспечение качества системы высшего образования, направленного на формирование саморазвивающейся, самореализующейся и самодостаточной личности. Студент обладает большими ресурсами для развития. Но у каждого студента есть ряд индивидуально-психологических особенностей, которые могут помешать реализовать данную задачу. Среди этих особенностей немаловажное место занимает стрессоустойчивость.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ КАК ФАКТОРА ПОВЫШЕНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У СТУДЕНТОВ7
1.1 Научные основы понятия «стресс» и «стрессоустойчивость» 7
1.2 Учебная деятельность студентов как источник стресса 13
1.3 Психическая саморегуляция студентов в учебной деятельности26
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ КАК ФАКТОРА ПОВЫШЕНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У СТУДЕНТОВ32
2.1 Организация и методы исследования32
2.2 Результаты, анализ и интерпретация результатов исследования32
2.3 Рекомендации по формированию и развитию стрессоустойчивости39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Абрамян, В.А. Гусева И.В. Внутриличностные ресурсы стрессоустойчивости // Развитие современного образования: теория, методика, практика. - 2015. - №4(6). - С. 462-463.
2. Аскалонова, С.Б. К вопросу о методах коррекции состояний стресса // Вестник Марийского Государственного Университета. - 2015. - №3(18). - С. 8-12.
3.Андреева, Е.А., Соловьева С.А. Особенности проявления стресса у студентов во время сдачи экзаменационной сессии // Педагогика и психология. - 2016. - №1. - С. 140-143.
4.Банников, В.В. Влияние социально-психологических компонентов стрессоустойчивости на эффективность деятельности персонала организации: дис. ... канд. психол. наук: М., 2013. С. 156.
5.Барханская, Е.В. Развитие адаптационных ресурсов здоровья как фактор обеспечения стрессоустойчивости учащихся // Известия Самарской Государственной сельскохозяйственной. - 2018. - №2. - С. 71-75.
6.Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. –Л.: Наука, 1988, 322.
7. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление/В.А. Бодров. –М. ПЕР СЭ, 2006.- 528 с.
8. Величковская, С.Б. Психологические трудности студентов в учебном процессе и возможности их преодоления // Вестник Московского Государственного Лингвистического Университета. Образование и педагогические науки . - 2020. - №796. - С. 212-224.
9. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики / Под ред. А.М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983. 368 с. 10. Галеева Е. С. Педагогические механизмы саморегуляция учебной деятельности: теоретико-исторический аспект // Молодой ученый. — 2019. — №10. — С. 1121-1124.
11. Голованова, Т.Н., Бахнина С.В., Андреева С.Н. Стресс-менеджмент в жизни студента как субъекта деятельности // Вестник Марийского Государственного Университета. - 2018. - №4. - С. 101-106.
12. Головин, С. Ю., Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин.: Харвест; Минск; 1998. — 301 с.
13.Дерябина, Е.А. Проблема с
Последние можно разделить на страх, как первичную эмоцию, и гнев, порождающий вторичные эмоции: раздражительность, обиду, зависть, злость, месть, ненависть.
Исследователи в своих работах приводят данные о том, что в студенческой жизни «важнейшим стрессогеном является острая нехватка времени, сопровождающая студенческую жизнь с первого до последнего года учебы. Именно ограничение во времени физиологически самый вредный фактор, приводящий к нарушению физического и психического здоровья». В такого рода исследованиях делается неутешительный вывод о том, что «студенты оплачивают физиологическую стоимость за адаптацию к учебному процессу» [11]. Хотя нельзя не согласиться с тем, что существует и полезная форма стресса или «эустресс», но последний подразумевает наличие достаточных ресурсов для его преодоления: положительный эмоциональный фон опыт решения схожих проблем, позитивный прогноз на будущее, одобрение действий со стороны социума