Коррекция коммуникативных способностей детей с ДЦП дошкольного возраста в самостоятельной деятельности
ВВЕДЕНИЕ
Готовность детей к школьному обучению всегда была актуальной проблемой дошкольного и начального образования. Значимость готовности старших дошкольников к школе подчеркивается как в психолого-педагогической теории, так и в практике. На данный момент максимальное значение получает вопрос исследования и анализа реальных возможностей дошкольников старшего возраста по росту требований к степени подготовки к школе в ДОО. Психологическая готовность основывается на системе требований, предъявляемых школой к детям. Они заключаются в необходимости серьезного подхода к учебной деятельности и школе вообще, самостоятельного контроля над своим поведением, уровню умственной деятельности, который обеспечит осознанное получение знаний, выстраиванию корректных отношений с окружающим миром. В психологии установлено, что все психические особенности и способности формируются лишь в той деятельности, для которой они важны. В связи с этим способности, требующиеся ученику, не способны образоваться
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1 Мотивационная готовность ребенка как компонент психологической готовности к школе8
1.2 Характеристика особенностей психического развития детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 18
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ29
2.1 Выявление уровня сформированности мотивационной готовности к школе у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 29
2.2 Апробация психолого-педагогических условий формирования мотивационной готовности к школе у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 33
2.3 Определение эффективности психолого-педагогических условий формирования мотивационной готовности к школе у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Астапов, В.М., Коррекционная педагогика с основами нейро- и патопсихологии: учебное пособие / Астапов В.М.. — Москва, Саратов: ПЕР СЭ, Ай Пи Эр Медиа, 2019. — 176 c. — ISBN 978-5-4486-0822-3. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/88171.html (дата обращения: 14.12.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей.
Астапова, В.М. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития [Текст] / В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. – СПб. : Питер, 2013. – 56с.
Бабкина, Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе [Текст] /Н.В. Бабкина: – Айрис-пресс, 2006. – 150 с.
Беллак, Л. Проективная психология [Текст] / Л. Беллак, Л.Э. Абт, Г.У. Оллпорт. – Изд-во: ЭКСМО – Пресс, 2000. – 129 с.
Бенилова, С.Ю. Дошкольная дефектология. Ранняя комплексная профилактика нарушений развития у детей (современные подходы): учебное пособие /Бенилова С.Ю., Давидович Л.Р., Микляева Н.В. — Москва: ПАРАДИГМА, 2012. — 312 c. — ISBN 978-5-4114-0008-0. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/13030.html (дата обращения: 14.12.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей.
Богданович, Н. Г. Психологическое обследование ребенка в практике возрастно-психологического консультирования [Текст]: учеб. пособие / Н.Г. Богданович, Е.А. Кедярова. – Иркутск.: Иркут. ун-т, 2010. – 100 с.
Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
Борякова, Н.Ю. Психологические особенности дошкольников с ЗПР. [Текст] / Н.Ю. Борякова //Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. – 2002. – № 1. – С. 35–42.
Борякова, Н.Ю. Ранняя диагностика и коррекция ЗПР [Текст] / Н. Ю. Борякова. – М.: Гном-Пресс, 2011. – 64 с.
Венгер, Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе. [Текст] /Л.А. Венгер, А.Л. Венгер. – М.: Знание, 2010 – 192 с.
в трудностях сосредоточения на объекте деятельности и программе ее выполнения, в быстрой утомляемости. Третья особенность – снижение объема внимания. Проявляется в том, что дети с ЗПР удерживают одновременно небольшой объем информации, который недостаточен для эффективного решения игровых, учебных и жизненных задач. В-четвертых, сниженная избирательность внимания. Ребенок не способен к одновременному выполнению нескольких действий. Пятое – трудности перехода с одного вида деятельности или способа выполнения задания на другой [31].
Старшим дошкольникам свойственно, что их произвольная память, основываясь на опосредовании процессов запечатления целью и различными логическими приемами, начинает занимать все большее основное место в структуре эффективного психического развития детей как фундамент для регулярного обучения [28]. У детей же с ЗПР наблюдается следующая закономерность: лучше запоминается наглядный, а неречевой материал. Разница между невербальной памятью