Структурно-семантические особенности пословиц, построенных по модели сложноподчинённых предложений (в аспекте изучения синтаксиса в школе)
Введение
Актуальность исследования. Пословицы представляют собой богатейший пласт языковой системы, веками хранящий в себе народные наблюдения, умозаключения и представления о мире, человеке, этические и эстетические нормы, сведения об образе жизни, традициях и обычаях народа. Пословицы активно изучались на протяжении всего XX века, в основном, в историко-культурном и литературоведческом аспектах. Интерес же к пословицам как предмету лингвистического анализа появился лишь в конце XX столетия. Исследованию пословиц уделялось значительное внимание в работах Т.Г. Бочиной, Н. Барли, Х. Вальтера, В.М. Мокиенко, Г.Л. Пермякова, Л.Б. Савенковой, Е.И. Селиверстовой, Н.Н. Семененко, Г.М. Шипициной, А.В. Шитиковой и др.
В научной литературе нет единого понимания термина «пословица». Это вполне объяснимо, т.к. «пословица» является объектом изучения многих научных направлений (лингвистики, фольклористики, семиотики, поэтики и др.), которые занимаются различными аспектами их изучения. И.Е. Аничков отмечает, что пословица – это самая краткая литературная форма после басни, которая существует в литературной сфере и в сфере языка, представляя собой лингвистический факт [Аничков 1964: 37-39]. В «Новом словаре русского языка» под редакцией Т.Ф. Ефремовой под пословицей понимается «меткое образное изречение, обычно ритмичное по форме, обобщающее, типизирующие различные явления жизни и имеющее назидательный смысл» [Ефремов 2005: 162]. По мнению О.В. Ломакиной, пословица относится к художественному мини-тексту, который воспринимается избирательно и субъективно, что связано с языковой компетенцией носителей языка [Ломакина 2015: 14-15].
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.................................................................................................. 1
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОСЛОВИЦ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ЯЗЫКОЗНАНИИ
1.1. Пословица как объект лингвистики.............................................. 6
1.2. Особенности синтаксической структуры пословиц.................... 15
Выводы к главе 1....................................................................................22
ГЛАВА 2. СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОСЛОВИЦ, ПОСТРОЕННЫХ ПО МОДЕЛИ СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
2.1. Характеристика сборников пословиц В.И. Даля и В.П. Жукова................................................................................................................. 23
2.2. Анализ структурно-семантической организации пословиц в русском языке..................................................................................................... 26
2.3. Пословицы со структурой сложноподчинённого предложения....................................................................................................... 31
Выводы к главе 2....................................................................................44
ГЛАВА 3. ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
3.1. Учебно-методический опыт изучения сложноподчинённых предложений на уроках русского языка........................................................... 46
3.2. Разработка технологической карты урока в условиях реализации ФГОС (тема «Сложноподчинённое предложение (на материале пословиц)»)....................................................................................... 51
Список литературы не найден
В предложениях расчленённой структуры связь между частями носит непредсказующий характер. Придаточная часть выражает значение определённых обстоятельств, при которых осуществляется или может осуществляться то действие (событие, состояние и т.д.), о чём говорится в главной части предложения. Значение придаточной части зависит не от структурно-семантической полноты/неполноты главной части, а от цели высказывания [Валгина 2000: 416].
Сложноподчинённые предложения нерасчленённой структуры могут иметь изъяснительные, определительные и пространственные отношения между частями. В нерасчленённых предложениях общее грамматическое значение задаётся не столько союзом, сколько способностью прикрепляющего слова образовывать словосочетания. Союзы в нерасчленённых предложениях функциональные [Валгина 2000: 416]. Среди сложноподчинённых предложений нерасчленённой структуры нами зафиксированы пословичные предложения с придаточными изъяснительными (68%), определительными (29%) и пространственными (3%).