Пьеса Е. Шварца «Тень» в литературном контексте: к проблеме изучения литературной традиции в школе
ВВЕДЕНИЕ
Евгений Львович Шварц – одна из самых знаковых фигур драматургии XX века. Его произведения никогда не трактовались однозначно. Следующие официальной идеологии, цензоры и критики видели в пьесах Шварца не только антифашистские, но и антитоталитаристские, и, соответственно, антисоветские, антисталинские произведения. И такие прочтения вполне правомерны, учитывая исторический контекст эпохи. В сложное для страны время — период индустриализации и коллективизации, массовых репрессий, время Великой Отечественной войны, жанр литературной сказки нередко становился для писателей своеобразным прикрытием, которое позволяло в условной, завуалированной форме выразить те идеи, которые из-за цензурных соображений не могли найти воплощение в «реалистических» произведениях. Форма сказки давала относительную творческую свободу.
Сказки Е. Шварца полны откровенного исторического подтекста, переложенного на традиционные литературные образы. Однако можно сказать, что условно-сказочная форма далеко не всегда спасала писателя от цензурных запретов, учитывая сценическую судьбу наиболее значительных пьес драматурга. Так, в 1934 году был запрещен спектакль по пьесе «Голый король», над которым работал режиссер Н.П. Акимов в экспериментальной театральной студии при Ленинградском мюзик-холле. Пьеса была отложена в долгий ящик до постановки в «Современнике» в 1960 году. Многие годы была запрещена и пьеса «Дракон». Впервые она была поставлена Н.П. Акимовым в Ленинградском Театре комедии в 1962 году. Судьба пьесы «Тень» в этом контексте оказалась более благодатной. Шварц начал работу над пьесой в 1937 г., и сразу по окончании работы, в 1940 г., «Тень» была поставлена в Театре Комедии. В тот же год пьеса вышла в печатном издании. И это можно назвать поистине счастливым случаем, т.к. на протяжении долгих лет в СССР действовал негласный запрет на постановку и издание драматургических произведений Шварца, а также на изучение его «взрослых» сказок. Это, безусловно, сказалось на количестве исследований по творчеству драматурга. До 1975 г. научных работ, посвященных драматургии Е. Шварца, практически не было.
Оглавление
Введение................................................................................................ 3
Глава 1. Теоретические основы исследования пьесы Е. Шварца «Тень» в литературном контексте
1.1. Феномен Тени и его интерпретация в психологии (на фольклорном материале.................................................................................. 9
1.2. Тень как литературный персонаж................................................ 18
1.3. Творчество Е. Шварца в контексте литературной традиции........................................................................................................... 22
Выводы к главе 1................................................................................. 25
Глава 2. Трансформация литературных источников в пьесе Е. Шварца «Тень»
2.1. Культурно-исторический контекст драматургии Е. Шварца............................................................................................................. 28
2.2. «Тень» Е. Шварца как пример реинтерпретации: хронотоп, исторические аллюзии, персонажи................................................................ 32
2.3. Философия пьесы «Тень»............................................................. 45
Выводы к главе 2.................................................................................. 48
Заключение........................................................................................... 52
Список использованной литературы.................................................. 56
Список литературы
1. Андерсен, Г.-Х. Собр. соч: в 4 т. Т.1: Полное собрание сказок, рассказов, повестей, – М.: Терра, 1997. – 484 с.
2. Аникист, А.А. Шекспир. Ремесло драматурга / А.А. Аникист – М.:«Советский писатель», 1974 – 607 с.
3. Бахтин, М.М. Автор и герой: к философским основам гуманитарных наук. – СПб.: Азбука, 2000. – 336 с.
4. Большакова, А.Ю. Архетип, миф и память литературы / А.Ю. Большакова // Архетипы, мифологемы, символы в художественной картине мира писателя: материалы Международной заочной научной конференции (г. Астрахань, 19 – 24 апреля 2010 г.). – Астрахань: Изд. Дом «Астраханский университет», 2010. – С. 7 – 14
5. Блохина, Н.А. К проблеме модификаций персонажа в литературном произведении (актант-характер-личность) // Гуманитарные науки в Сибири. No4. – Новосибирск, 2001. С. 17-21
6. Бойко, А.В. Архетип Тени в искусстве XX века / Бойко А.В. // Культурология и искусствоведение. – Томск: Вестник ТГУ, 2016. – С.15-33
7. Вавилова, Е.Ю. Трансформация тени (коллективное бессознательное как сфера диалектики добра и зла) / Е.Ю. Вавилова // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова – № 3, 2008 – С. 240-244
8. Веселовский, А.Н. Из введения в историческую поэтику / А.Н. Веселовский // Историческая поэтика. – М.: Высш. шк., 1989. – 648 с.
9. Вишневская, И.Л. Парадокс о драме: Перечитывая пьесы 20-30-х годов / И.Л. Вишневская и др.. Сост. И.Л. Вишневская. – М.: Наука, 1993. – 496 с
10. Волкова, П.С. Феномен реинтерпретации: опыт осмысления (на примере современного искусства) / Волкова П.С. // Культурология и искусствоведение. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена – М.: РГПУ, 2008 – С.96-102
11. Володина, Н.В. Реализация архетипических мотивов в пьесе Е.Л. Шварца «Голый король» / Н.В. Володина // Литературоведение – Барнаул: АГПУ, 2018 – С.75-79
12. Головчинер, В.Е. Структура драматического действия в пьесе Е.Шварца «Тень» // Проблемы литературных жанров. – Томск, 1975.
13. Головчинер, В.Е. Эпический театр Евгения Шварца – Томск: ТГУ, 1982 – 184 с.
14. Гофман, Э.Т.А. Приключения в Новогоднюю ночь / Э.Т.А. Гофман // Собрание сочинений в шести томах – М.: Художественная литература, 1991 – 652 с.
15. Давыдова, Т.С. Художественные антиномии в пьесе Евгения Шварца «Тень» // Филологические науки. No 5. – М., 2008. – С. 26 – 32
16. Делез, Ж. Различие и повторение / Ж. Делез – СПб., 1998. – С. 92–93.
17. Ерхов, Б.Н. Андерсен в русской литературе: Писатели о писателе: Сост. и автор вступ. ст. Б.Н. Ерхов / Б. Ерхов. М.: Рудомино. – 1997. – 128 с.
18. Ермаков, Ю.А. Теневой человек как социокультурный феномен / Ю.А. Ермаков // ХV Международная конференция памяти профессора Л.Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования», 20-23 марта 2012 г., Екатеринбург. – Екатеринбург: УрФУ, 2012. – С.22-27
19. Заболотняя, М. Дело о «Драконе» / М. Заболотняя // Вопросы театра : журнал. — М.: Государственный институт искусствознания, 2009. – № 12. – С. 302-329
20. Захаров, В.Н. Гениальный «Двойник»: почему критики не понимают Достоевского? / В.Н. Захаров // Неизвестный Достоевский – Петрозаводск: ПГУ, 2020 – С.31-53
21. Исаева, Е.Ш. Сказки Евгения Шварца в контексте драматургии XX века / Е.Ш. Исаева // Проблемы региональной культурологии. – Тюмень, 1999. – С. 98-104.
22. Исаева, Е.Ш. Театральные сказки Е. Шварца в их соотношении с фольклорными традициями / Е.Ш. Исаева // Учебные материалы по теории литературы. – Таллин, 1982. – С. 36-41.
23. Исаева, Е.Ш. Жанр литературной сказки в драматургии Евгения Шварца / Е.Ш. Исаева // Автореф. дис. канд. филол. Наук. – М., 1985. – 16 с.
24. Исаева, Е.Ш. Сказочная условность в пьесе Евгения Шварца «Обыкновенное чудо»: Проблемы мастерства, герой, сюжет, стиль / Е.Ш. Исаева // Сб. науч. тр. – Ташкент, 1980. - №628. – С. 32-39.
25. Каверин, В. Вечерний день. / В. Каверин // Письма. Встречи. Портреты. – Москва, 1980.
26. Каверин, В.А. Три сказки, и еще одна / В. Каверин – М.: Детгиз, 1978. – 157 с.
27. Камша, В. Евгений Шварц: Обыкновенное чудо на все времена / В. Камша // Право и милосердие. – М., 2003. – № 15/25. – С. 4-5.
28. Коган, Л.Н. В четвертом измерении: Философские идеи русской литературы / Л.Н. Коган – Нижневартовск: НГПУ, 1994. – С. 9-35
29. Кожевников П.А. Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. – М.: Сов. энцикл., 1987. – 751 с.
30. Колесова, Л.Н. Свое в чужом (О сказке Е. Шварца «Золушка») / Л.Н. Колесова // Проблемы детской литературы. – Петрозаводск: ПГПУ, 1995. – С. 76-82
31. Комаров, С.А. Драматургия Е. Л. Шварца как явление постсимволизма //Художественная литература, критика и публицистика в системе духовной культуры. Вып. 7. – Тюмень: Печатник, 2010. – С. 78-90.
32. Комиссарова, У.А. Образ трикстера в модернистской и постмодернистской романной традиции (М.А. Булгаков, Б. Акунин) / У.А. Комиссарова .. авторф. дисс ... кандидата Филологических наук: 10.01.01 / М.: ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов», 2019. – 31 с.
33. Королькова, Я.В. О соотношении литературной сказки и фэнтези / Я.В. Королькова // Томск: «Вестник ТГПУ» 2010, выпуск 8 – С.98-109
34. Кривокрысенко, А.В. «Двойное дно» драматургии Е Л Шварца / А В Кривокрысенко // Филология, журналистика, культурология в парадигме современного научного знания Материалы 51-й научно-методической конференции преподавателей и студентов «Университетская наука - региону» Ч IV - Ставрополь Ставропольское книжное издательство, 2006 – С.189-192
35. Кривокрысенко, А.В. «Дракон» Е Л Шварца еще раз о вредной сказке / А В Кривокрысенко // Филология, журналистика, культурология в парадигме современного научного знания Материалы 49-й научнометодической конференции преподавателей и студентов «Университетская наука - региону» Ч 1, Литературоведение Журналистика Культурология - Ставрополь Ставропольское книжное издательство, 2004 – С 44-47
36. Кушниренко, А.А. Семантика компонентов архетипического комплекса литературного произведения / А.А. Кушниренко // Архетипы, мифологемы, символы в художественной картине мира писателя: материалы Международной заочной научной конференции (г. Астрахань, 19 – 24 апреля 2010 г.). – Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2010. – С. 30-32.
37. Липовецкий, М.Н. Поэтика литературной сказки.– Свердловск: Издательство Уральского университета, 1992. – 184 с.
38. Липовецкий, М.Н. Переосмысление «чужого сюжета»: О жанрово-стилевом своеобразии пьесы Е.Шварца «Тенъ» / М.Н. Липовецкий // Взаимодействие стиля и жанра в советской литературе: Сб. науч. тр. – Свердловск. 1984. – С. 91-95
39. Лотман, Ю.М. Культура и взрыв / Ю.М. Лотман. – М.: Гнозис; Издательская группа «Прогресс», 1992. – 272 с.
40. Лысенко, С.А. Характер гротеска в антифашистских пьесах Е. Шварца / С.А. Лысенко // Вестник Белорусского государственного университета им. Ленина Минск, 1985, – №2. – С. 8-11.
41. Любинский, И.Л. Очерки о советской драматургии для детей / И.Л. Любинский. – М.: Дет. лит., 1987. – 239 с
42. Ляхова, B.B. Категория фантастического в советской детской драматической сказке для детей / В.В. Ляхова // Проблемы метода и жанра. – Томск: Изд-во Томск, ун-та, вып. 7, 1980. – с. 14-25
43. Малярова, Г. Н. Три типа условной драмы в советской драматургии 20- 30-х г. (На материале драматургии В. Маяковского, М. Булгакова, Е. Шварца) // Проблемы типологии литературного процесса. – Пермь, 1980. – С. 34-57.
44. Малярова, Т.Н. Сатирический монтаж и лирическое эмоциональное обобщение в пьесах Е. Шварца / Т.Н. Малярова // Проблемы типологии и истории русской литературы. – Пермь, 1976. – С. 54-65
45. Мелетинский, Е.М. О литературных архетипах. – М.: РГГУ. 1994. – 136 с.
46. Мелетинский, Е.М. Культурный герой // Мифы народов мира. Т.1. – М.: Сов. Энциклопедия, 1982.
47. Микаэлян, М. Голый король: К 45-летию постановки спектакля / М. Микаэлян // Континент. 2003. 118. – С. 45-56
48. Миронова, Г. Проблема интерпретации сюжета о человеке без тени в творчестве А. фон Шамиссо, Х.К. Андерсена и Е.Л. Шварца / Г. Миронова // Исследовательский журнал русского языка и литературы, 1(4), – Тула: ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2014, – C. 59-71
49. Немзер, А. Замечательное десятилетие русской литературы / А. Немзер. – М., 2003. – 608 с.
50. Неклюдов, С. Ю. О некоторых аспектах исследования фольклорных мотивов // Фольклор и этнография: У этнографических истоков фольклорных сюжетов и образов. – Л.: Наука, 1984. – С. 221-229
51. Ницше, Фридрих. Так говорил Заратустра: Книга для всех и ни для кого / Фридрих Ницше. Пер. с нем. – М.: Интербук (Сер. «Страницы мировой философии»), 1990. – 301 с.
52. Павлосюк, И.В. О некоторых источниках сюжета пьесы Е.Л. Шварца «Тень» / И.В. Павлосюк // Традиция в фольклоре и литературе. – СПб., 2000. – С. 144-158.
53. Перро, Ш. Волшебные сказки / Ш. Перро // Пер. с фр. И.С. Тургенева. М.: Играслов, 2008. – 128 с
54. Пропп, В.Я. Морфология волшебной сказки. – М.: Лабиринт, 2001. – 512 с.
55. Путилов, Б. Н. Мотив как сюжетообразующий элемент // Типологические
исследования по фольклору: сб. ст. в память В.Я. Проппа. – М.: Наука, 1975. – С. 141-155
56. Рассадин, С.Б. Обыкновенное чудо: Книга о сказках для театра / С.Б. Рассадин. – М.: Дет. лит-ра, 1964. – 192 с.
57. Рубина, С.Б. Ирония как системообразующее начало драматургии Е. Шварца («Голый король», «Тень», «Дракон», «Обыкновенное чудо») / С.Б. Рубина. Автореф. дис. . канд. филол. наук. - Горьк. гос. ун-т им. Н.И. Лобачевского. - Горький, 1989. – 16 с
58. Русанова, О. Н. Мотивный комплекс как способ организации эпической драмы: на материале пьес Е. Шварца «Тень» и «Дракон»: дис. канд. филол. наук. – Томск: Томский гос. Ун-т, 2006. – 199 с
59. Сильман, Т. Сказки Андерсена Предисловие. / Т. Сильман // Андерсен Г.- X. Сказки и истории. В 2-х томах, т. 1. Л.: Худож. Лит., 1977. - С. 4-29
60. Скороспелова, Е.В. «Обыкновенное чудо» Предисловие. / Е.В. Скороспелова. риКишинев, 1988. – С. 4-10.
61. Соловьев, В. Превращение сказки / В. Соловьев // Дет. Лит. № 7. – М.: Искусство и жизнь, 1970. – С. 175-182
62. Соловьев, B.C. Оправдание добра: Нравственная философия / B.C. Соловьев // Сочинения в 2 тт. Т. 1. - М.: 1998. - 430 с.
63. Соловьев, Вл. Смысл любви / Вл. Соловьев – М.: Современник, 1991 – 526 с.
64. Фаустов, А.А. Архетип // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / гл. науч. ред. Н. Д. Тамарченко. М.: Издательство Кулагиной; Intrada, 2008. – 358 с.
65. Франц, М.-Л. фон. Феномены Тени и зла в волшебных сказках / пер. с англ. В. Мершавки, М.: Независимая фирма «Класс», 2010. – 360 с.
66. Хализев, В.Е. Драма как явление искусства / В.Е. Хализев. М.: Искусство, 1978. - 240 с.
67. Хеллман, Б. Сказка и быль: История русской детской литературы / Б. Хеллман. – М. : НЛО, 2016.– 560 c.
68. Хендерсон, Дж.Л. Древние мифы и современный человек / Дж.Л. Хендерсон // Человек и его символы. – М.: Серебряные нити, 1997. – 368 с.
69. Хорькова, М. Библейские мотивы в пьесе Е.Л. Шварца «Тень»
70. Холодкова, М. Жанр литературной сказки в творчестве Евгения Шварца (На материале пьес «Голый король», «Снежная королева», «Тень»,«Дракон», «Обыкновенное чудо») // Голоса молодых учёных. – М., 2003. Вып. 12. – С. 39-52
71. Цикушева, И.В. Жанровые особенности литературной сказки (на материале русской и английской литературы) // Вестник Адыгейского гос. ун-та. Серия 2: Филология и искусствоведение. – 2008. – № 1. – C. 21–24.
72. Цимбал, С. Евгений Шварц: Критико-биографический очерк / С. Цимбал. Л.: Сов. писатель, 1961. -270 с.
73. Цимбал, С. Мы знали Евгения Шварца / Под ред. С. Цимбала. – Л. – М.: Искусство, 1966. – 230 с.
74. Чернец, Л. В. Персонаж // Введение в литературоведение. Литературноепроизведение: основные понятия и термины. – М.: Высшая школа, 1999. – С. 245-251
75. Чернышева, Т. О старой сказке и новейшей фантастике / Т. Чернышева // Вопросы литературы. 1977. – № I. – С. 229-248
76. Чуковский, Н.К. Евгений Шварц / Н.К. Чуковский // Литературные воспоминания. М.: Сов. писатель, 1989. - С. 245-279.
77. Шеленок, М. А. Сказочно-фантастический водевиль Е. Шварца «Приключения Гогенштауфена»: поэтика жанра // Изв. Сарат. ун-та. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. – 2017. – № 1. – C. 83–87.
78. Шамиссо, А. Удивительная история Петера Шлемиля / Адельберт фон Шамиссо // Немецкая коллекция. – М.: ВКН, 2018 – 288 с.
79. Шамова, А.Х. «Чужой сюжет» в пьесе Е.Л. Шварца «Снежная королева» / А.Х. Шамова // Интертекстуальность художественного дискурса : сб. трудов Всерос. науч. Конф., Астрахань, 20 апреля 2018 г. – Астрахань, 2018.– С. 147–150
80. Шатин, Ю. В. Архетипические мотивы и их трансформация в новой русской литературе // «Вечные» сюжеты русской литературы»: «блудный сын» и другие. – Новосибирск: Институт филологии, 1996. С. 29-40
81. Штейн, А. Философия комедии / А. Штейн // Контекст-80: Литературно-теоретические исследования. – М.: Наука, 1981. – С. 244-268
82. Шварц, Е.Л. Избранное / Е.Л. Шварц. М.: Азбука, 2021 – 544 с.
83. Шварц, Е.Л. Полное собрание сочинений в одном томе // Шварц Е.Л. Пьесы. – М.: Альфа-книга, 2021. – 1131 с.
84. Шварц, Е.Л. Тень / Е.Л. Шварц // Пьесы. В 2 т. – М.: ИД «Флюид», 2008.
85. Шварц, Е.Л. Живу беспокойно.: Из дневников / Е.Л. Шварц. -Л.: Сов. писатель, 1990. 749 с.
86. Шкловский, В.Б. О сказке /Б.В. Шкловский // Детская литература. – М., 1940 – 245 с.
87. Юнг, К.Г. Архетип и символ / К.Г. Юнг // Сост. и вступ. ст. А.М. Руткевича. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2015. – 336 с.
88. Юнг, К.Г. Структура психики и архетипы / К.Г. Юнг // Пер. с нем. Т.А. Ребеко. – 4-е изд. – М.: Академический проект, 2015. – 328 с
89. Яшина, Н. Средства иносказания в пьесах Евгения Шварца и Михаила Булгакова / Н. Яшина // Уч. зап. Кемеровского гос. пединститута, вып. 20. Кемерово, 1969. – с. 23-44
Электронные ресурсы:
90. Балан, О.Г. Активные формы преподавания литературы в старших классах / О.Г. Балан // Методика преподавания литературы – [Электронный ресурс], URL: http://multiurok.ru/files/aktivnye-formy-prepodavaniia-literatury-v-starshik.html Дата обращения 07.01.2022
91. Бем, А. К уяснению историко-литературных понятий // Известия Отделения русского языка и литературы Академии наук, 1918. Т.23. Кн.1. СПб.: 1919, C. 225-245. [Электронный ресурс], URL: http://feb-web.ru/ Дата обращения 10.01.2022
92. Захарова, В.Т. Традиции в русской литературе – Электронный источник, режим доступа: https://mininuniver.ru/science/schools/psychological-sciences/tradicii-v-russkoj-literature Дата обращения 07.01.2022
93. Курдюмова, Т.Ф. Литература: программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. / Т.Ф. Курдюмова, С.А. Демидова, Е.Н. Колокольцев и др.; под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010 – [Электронный ресурс], URL: https://library/rabochaya_programma_po_literature_1011_klass_135244.html Дата обращения 10.01.2022
94. Коровина, В.Я. Литература. 11 класс / В.Я. Коровина // Рабочая программа по программе под редакцией В.Я. Коровиной ФГОС – [Электронный ресурс], URL: https://prosv.ru/umk/about/literature-korovina.html Дата обращения 10.01.2022
95. Платунова, А.Ю. Методическая разработка по литературе (11 класс) / А.Ю. Платунова // Рабочая программа. Литература 11 класс – [Электронный ресурс], URL: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2019/12/07/metodicheskaya-razrabotka-po-literature-11-klass Дата обращения 03.01.2022
96. Программа по литературе для старших классов средней школы / Под ред. В.Г. Маранцмана. СПб.: СпецЛит, 2000. – 272 с. – [Электронный ресурс], URL: http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/943/27943/11165 Дата обращения 09.01.2022
97. Поурочные разработки по литературе XX века для 11 класса – [Электронный ресурс], URL: https://gigabaza.ru/doc/134704-pall.html Дата обращения 12.01.2022
98. Поурочные планы к урокам по учебнику под редакцией В.Я. Коровиной – [Электронный ресурс], URL: http://zelena11.blogspot.com/p/blog-page_9892.html Дата обращения 10.01.2022
99. Рабочая программа по литературе в 11 классе (базовый уровень) – [Электронный ресурс], URL: https://knastu.ru/media/files/page_files/page_484/documents/RP_liter_11klass.pdf Дата обращения 09.01.2022
100. Урок литературы 11 класс / Педсовет // Сообщество для учителей – [Электронный ресурс], URL: https://pedsovet.su/liter/11klass Дата обращения 08.01.2022
101. Хо, Хё Ён. Особенности языковой картины мира ранних пьес Е. Шварца / Ён Хё Хо [Электронный ресурс], URL: http://cyberleninka.ru/. Дата обращения 05.01.2022
102. Шварц, Е.Л. Собрание сочинение. Том 1. Я буду писателем. Дневники. Письма / Е.Л. Шварц [Электронный ресурс], URL: https://libking.ru/books/nonf-/nonf-biography/1056138-evgenij-shvarc-sobranie-sochinenie-tom-1-ya-budu-pisatelem-dnevniki-pisma.html Дата обращения 20.01.2022
Подводя итоги второй главы нашего исследования, мы можем сделать некоторые выводы. Мы выяснили, что созданные в определенных исторических условиях, пьесы Шварца имели непосредственный социально-политический смысл. Благодаря мощному подтексту, иронии, аллюзиям и реминисценциям раскрываются и высвечиваются истинные мотивы поведения персонажей, мысли и идеи автора. Сказочная форма позволяет воспринимать пьесы Шварца на разных уровнях — на сюжетном, сказочном уровне и на ассоциативном. Реинтерпретируя произведения прошлого, сказки Шамиссо и Андерсена, Шварц посредством легко узнаваемых, но переосмысленных сюжетов, мотивов и образов, выводит новые смыслы и варианты прочтения.
В определенном смысле Андерсен состязался с Шамиссо, а Шварц состязался с Андерсеном. Герой Шамиссо пытался вернуть себе Тень, а вместе с ней человеческое достоинство, занявшись научной работой. В историях Андерсена и Шварца главный герой уже предстает передж читателем как Ученый. В то же время трактовка его образа и у Андерсена, и у Шварца иная, чем у Шамиссо. Но отличаются друг от друга и герои Андерсена и Шварца, как отличаются в целом сюжет, композиция, система группировки персонажей, финал трех произведений, и сама форма (у Шамиссо и Андерсена — прозаическая, у Шварца — драматическая).