Игра как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста
Введение
В современном обществе развитие творческих способностей младших школьников является очень важным этапом на пути формирования личности. Актуальность проблемы развития творческих способностей младших школьников по средствам игр подтверждается рядом государственных документов. Так, в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образование отмечается, что при освоении основной образовательной программы начального общего образования, учащиеся должны приобрести такие личностные результаты, как развития творческих способностей, ценностей и чувств. В Концепции ФГОС ОО определены стратегические направления государственной политики страны в сфере образования, указаны перспективы развития в единстве целей, задач и путей их достижения. В основе лежит формирование ключевых способностей современного человека. ФГОС НОО определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлен на развитие творческих способностей учащихся. Огромное место в ФГОС НОО уделяется игровой деятельности учащихся, как одной из основных в младшем школьном возрасте [9].
Содержание:
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста……………………………………………………………… 6
1.1 Понятие творческие способности …………………………………………...6
1.2 Игра как средство развития творческих способностей
младших школьников …………………………………………………………...10
1.3 Роль игры в деятельности младших школьников.….. ……......................20
Вывод по первой главе…………...……………………………………………...26
2. Экспериментальная работа по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста………………………………………………….27
2.1 Ход работы …………………………………………………..……………....27
2.2 Анализ результатов эксперимента………………………………………….32
2.3 Практические рекомендации использования игры для развития творческих способностейдетей младшего школьного периода………………39
Вывод по второй главе …………………………………………………………41
Заключение……………………………………………………………………….42
Литература………...……………………………………………………………..44
Литература
1. Анастази А. Психологическое тестирование / Под ред. К.М.Гуревича, В.И.Лубовского. – М.: Педагогика, 1982.
2. Аверина, Н.Л. Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов средствами изобразительного искусства / Н.Л. Аверина // Образование и воспитание. — 2015
3. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Образование, 1996.
4. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка: Вопросы психологии. – М., 1966. – 541с.
5. Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителелей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.
6. Данилов М.А. Умственное воспитание // Сов. Педагогика. – 2004. – № 12. – 70-86с.
7. Букатов В.М. Секреты дидактических игр: Психология, методика, дисциплина. - М.: «Речь», 2016. - 203 с.
8. Аверьянова, Е. А. Развитие творческого потенциала личности дошкольника: анализ методик. Е. А. Аверьянова // Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2014
9. Психологическое исследование творческой деятельности / Под ред. А.И. Тихомирова. - М.: Наука, 2000. - 45 с.
10. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2000.
11. Подласый, И.П. Педагогика : 100 вопросов – 100 ответов : учебное пособие для студентов вузов / И.П. Подласый. – Москва: Изд-во ВЛАДОСПРЕСС, 2016.
12. Яковлева Е. Л. Развитие творческого потенциала личности школьника // Вопросы психологии. – 1996. - №3
13. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Образование, 1996.
14. Абрамова Г. С. Возрастная психология: учебник и практикум для академического бакалавриата / Г. С. Абрамова. –– М. : ЮРАЙТ, 2014.
15. Кравцова, А. Н. Формирование эстетических отношений младших школьников к предметной дизайн-среде / А. Н. Крацова // Социальная сеть работников образования. Разное. –– 2013.
16. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М., 1991.
17. Дыбина, О.В. Психология и педагогика творчества в период детства: электронное учебное пособие /О.В.Дыбина. –Тольятти: изд-во ТГУ,2018.
18. Ясинских, Л. В. Развитие художественно-творческих способностей младших школьников в процессе педагогической интеграции искусств / Л. В. Ясинских // Педагогическое образование в России. –– 2014.
19. Педагогика. Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Преподавание в начальных классах общеобразовательных школ» / под ред. С.П. Баранова, Л.Р. Болотиной, В.А. Сластенина. – 2-е изд. Переработанное. – Москва : Инфра-М, 2017
20. Федоровская, Е.О. Дар игры. Роль игры в развитии творческого потенциала ребёнка /Е. О. Федоровская // Одарённый ребёнок. — 2012.
21. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Д.Б. Богоявленская. – Москва : Академия, 2012.
22. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов – Москва : ИНТОР, 2016.
23. Кондратьева, Н.В. Критерии, показатели и уровни развития творческих способностей младших школьников // Современные наукоемкие технологии. – 2015.
24. Качественные и количественные методы исследований в психологии : учебник для бакалавриата и магистратуры / Авт.-сост. И. Н. Носе. — М. : Изд-во, 2017
25. Ермолаева-Томина Л. Б. Проблема развития творческих способностей // Л. Б. Ермолаева-Томина / Вопросы психологии. — 1975.
26. Грибкова А.Н. Развитие художественно-творческих способностей дошкольников посредством продуктивных видов деятельности / А.Н. Грибкова, А.А. Шинкарюк, И.Н. Рассказова // Наука и молодежь : проблемы, поиски, решения : труды / Сибирский гос. индустриальный ун-т. – Новокузнецк, 2019. – Вып. 23, Ч. 2: Гуманитарные науки.
27. Комарова Т.С. Развитие творческих способностей как необходимый компонент подготовки к обучению в школе / Т.С. Комарова, С.С. Казаненкова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2020
28. Галкина Т. В. Развитие научного творчества Я. А. Пономарева / Т. В. Галкина, А. Л. Журавлев // Психологический журнал. — 2016
29. Кряжева К.Л. Опытно-экспериментальная работа по развитию индивидуально-творческих способностей воспитанников в области дополнительного образования детей // Перспективы науки и образования. – 2018
30. Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст]/ В.С.Мухина. - М.: Академия, 1999
31. Волгуснова Е. А. Специфические особенности развития творческого воображения у младших школьников / Е. А. Волгуснова // Вести. Костром, гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. — Сер. : Педагогика. Психология. Соц. работа. Ювенология. Социокинетика. — 2014
32. Гросс Т.Ю. Продуктивная деятельность как средство развития творческих способностей детей // Традиции и инновации в педагогическом образовании : сб. науч. тр. V Междунар. конф. (Екатеринбург, 6 апр. 2019 г.) / науч. ред. Ю. Н. Галагузова ; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2019
33. Вараксин В.Н. Способы выявления творческой направленности ребенка // Международный журнал экспериментального образования. – 2017
34. Костина, М. П. Развитие творческого мышления и воображения младших школьников посредством методов ТРИЗ / М. П. Костина // Концепт. — 2015
35. Красило, Т. А. Социально-психологические аспекты развития творческих способностей человека в процессе образования [электронный ресурс] / Т. А. Красило // Психологическая наука и образование psyedu.ru. — 2013
36. Кудашева, Д. В. Педагогические условия развития творческого воображения младших школьников / Д. В. Кудашева, О. В. Рогачевская // Молодеж. науч. форум: гуманитар, науки. — 2015
37. Туник Е.Е. Лучшие тесты на креативность. Диагностика творческого мышления. – Санкт-Петербург : Питер, 2013
38. Кожурова, О.Ю. Младший школьник: от участника к субъекту проектной деятельности [Электронный ресурс] / О.Ю. Кожурова [и др.]; под ред. С.В. Ивановой // Отечественная и зарубежная педагогика, 2017
39. Гилъбух Ю.3. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса у младших школьников / Ю. 3. Гильбух, О. Н. Гарнец, Н. П. Коробко // Вопросы психологии. — 1991
40. Кудрявцев В.Т. Диагностика творческого потенциала и интеллектуальной готовности детей к развивающему школьному обучению. – Москва : АНО «ЦРО В. Кудрявцева», 2012
41. Кулагина, И. Ю. Психология детей младшего школьного возраста : учебник и практикум для академического бакалавриата / И. Ю. Кулагина. — М. : Изд-во, 2017
Перед началом теста мы прочитали инструкцию и тщательно продумали все аспекты работы. Во время опроса не было допущено тревожной и напряженной обстановки экзамена, проверки, соперничества. Напротив, была создана дружелюбная и спокойная атмосфера теплоты, уюта, доверия, поощрения воображения и любознательности детей, стимулирования поиска альтернативных ответов. Опрос прошел в виде увлекательной теста-игры. Это очень важно для достижения надежных и объективных результатов. Все обучающиеся были обеспечены опросными листами, карандашами и ручками. Все лишнее было убрано. Мы имели инструкцию, образец опроса, а также часы. Инструкции к опросу. После предварительной инструкции были розданы листы с заданиями и проверено, чтобы каждый испытуемый указал фамилию, имя и дату в соответствующей графе. После этих приготовлений мы приступили к чтению следующей инструкции: «Вам предстоит выполнить увлекательные задания. Все они потребуют от вас воображения, чтобы придумать новые идеи и скомбинировать их различным образом. Время выполнения задания ограничено, поэтому старайтесь его хорошо использовать. Работайте быстро, но не торопитесь. Если у вас возникнут вопросы, молча поднимите руку – и я подойду к вам и дам необходимые разъяснения».