Изобразительная деятельность как метод коррекции эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время в нашей стране возросло количество детей с задержкой психического развития, что обусловлено рядом внешних и внутренних факторов. Задержка психического развития у детей дошкольного возраста характеризуется неравномерным формированием психических, интеллектуальных, физических и личностных процессов, в особенности эмоционально-волевой сферы.
Исследования показали, что нарушения темпа формирования психических процессов у детей представляют собой довольно массовую форму отклоняющегося развития на современном этапе. На основании анализа данных, посвященных проблеме развития детей с ЗПР, приведенных в научных исследованиях таких ученых как Л.С. Выготский, М.С.Лебединский, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, А.П.Усанова, С.Л.Рубинштейн, Э. Клапаред и др., можно отметить, что количество таких детей непрерывно растет. [5, 17, 18, 27, 40, 31, 14]
Л.С. Выготский в своих работах неоднократно говорил, что одним из решающих факторов, которое влияло бы на качества усвоени
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ…………...
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста ……..
1.2. Особенности развития эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой психического развитиям путем изобразительной деятельности……………………………………………..……….
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ………………………………………..
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНО ВОЛЕЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ………………………………………
2.1. Диагностика эмоционально-волевой сферы дошкольников с задержкой психического развития ……………….………………
2.2. Программа коррекции по развитию эмоционально волей сферы у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития на занятиях по изобразительной деятельности……………………………………………………….
2.3. Анализ результатов психолого-педагогического эксперимента по развитию эмоционально-волевой сферы детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста………
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………...……
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………….………………………..….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. – М.: Гном-Пресс, 2002. – 64 с.
Вальдерс Одриосола М.С. Формирование эмоционально-волевой сферы у школьников с проблемами в развитии средствами арт-терапии / М.С.Вальдерс Одриосола. – М.:Гном и Д, 2004. – 64 с.
Вимонас, В. К. Психология эмоциональных явлений / В. К. Вимонас. – М.: Просвещение, 2006. – 132 с.
Власова Т.А. Дети с задержкой психического развития / под ред. Т.А.Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М.:Педагогика, 1984. – 256 с.
Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выготский. – М. : Просвещение, 1988. – 500 с.
Государев Н.А. Специальная психология / Н.А. Государев. – М.: Ось-89, 2008. – 288 с.
Детская патопсихология. Хрестоматия. // Сост. Белопольская Н.Л. – М.: Когито-Центр, 2010. – 351 с.
Дмитриев А.А. Специальная (коррекционная) педагогика / А.А.Дмитриев. – М.: Высшая школа, 2010. – 296 с.
Защиринская О.В. Психология общения младших школьников: психодиагностика: учеб. пособие / О.В. Защиринская, А.Д. Наследов. – СПб.: Издат. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2006. – 295 с.
Изотова Е.И. Эмоциональная сфера ребенка. Теория и практика / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. – М.: Академия, 2004. -288с.
Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста: учебник для ВУЗов / Д.Н.Исаев. – СПб.: Спец.Лит, 2001. – 481 с.
Казакова В. А. Коррекция нарушений письма у младших школьников с задержкой психического развития // Молодой ученый. – 2016. – №19. – С.352-355
Карсон Р. Анормальная психология (11 издание) / Р. Карсон, Дж.Батчер, С.Минека. – СПб.: Питер, 2004. – 1166 с.
Клапаред Э. Психология ребенка и экспериментальная педагогика / Клапаред. – М.: ЛКИ, 2017. – 168 с.
Клиническая психология / Под ред. Б. Д. Карвасарского. – СПб.: Питер, 2004. – 553 с.
Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей: Популярное пособие для родителей и педагогов / Н.Л. Кря
Многие дети проявляют интерес к сказочным персонажам, таким как рыцари, колдуны, феи, принцессы и тому подобное [40].
Также, дети рисуют все то, что видят в своей повседневной жизни, семейные взаимоотношения, домашних животных, произошедшие яркие события. Такая творческая деятельность для ребенка, как игра, помогает ему смоделировать и изучить окружающий мир и взаимоотношения людей в рисунке.
Цвет в изобразительной деятельности считается одним из главных способов выражения творческой идеи, передачи эмоционального состояния. Использование различной цветовой гаммы отражает содержание работы. Контрасты цвета используются для выделения на рисунке главного; цвет показывает внутреннее настроение: темные цвета – используются в грустных изображениях, яркие и насыщенные цвета – в позитивных. Благодаря цвету, на рисунке можно выплеснуть счастье или грусть, печаль или радость, а можно показать душевное