Управление взаимодействием семьи и школы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Взаимодействие семьи и школы является актуальной проблемой на современном этапе развития отечественного образования. Проблема взаимодействия семьи и школы всегда была в центре внимания педагогов и психологов. Главным элементом при этом является процесс коммуникации. Основной проблемой незначительного вовлечения родителей обучающихся считается нехватка прозрачной, конкретной, доступной и своевременной информации. Школам и педагогам, на наш взгляд, целесообразно организовывать индивидуальные встречи с родителями, общение посредством телефонной связи, электронного журнала, SMS-сервиса, электронной почты в информационных социальных сетях в Интернет.
Система отечественного образования совершенствуется настолько стремительно, что родители обучающихся зачастую не владеют полной и доступной информацией по поводу этих изменений. Они вынужденно ориентируются, в основном, на собственный школьный опыт, который объективно не соответствует современным требованиям. Для разрешения этого противоречия самому педагогу просто необходимо организовать таким образом, чтобы учебно-воспитательный процесс стал как можно максимально доступным, информационно-насыщенным и своевременным для родителей. В таком случае родители стремятся к активному сотрудничеству со школой, возникает взаимопонимание в ходе совместной деятельности. Однако, надо отметить, что в рамках изменения и совершенствования современного образования, к сожалению, можно отметить наличие неразрешенных вопросов в организации эффективного взаимодействия семьи и школы.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………...……..…………...……………..……………….….…...3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ СЕМЬИ И ШКОЛЫ ………..…………….….…..11
1.1. Взаимодействие семьи и школы как научная проблема ……….………11
1.2. Управление взаимодействием семьи и школы: сущность, структура, содержание работы ……………………………………………….………19
1.3. Модель управления взаимодействием семьи и школы ………..….……25
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ СЕМЬИ
И ШКОЛЫ .……………………………………………………………..………39
2.1. Состояние управления взаимодействием семьи и школы …….…………39
2.2. Технология управления взаимодействием семьи и школы …………...…47
2.3. Методические рекомендации по повышению эффективности
управления взаимодействием семьи и школы ………………………………...52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………..…………………………67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ…..…………………..……..72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Адольф В.А. Профессиональная компетентность современного учителя: Монография / В.А. Адольф. – Красноярск: Красноярский государственный университет, 2003. – 310 с.
2. Акутина С.П. Формирование у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей во взаимодействии семьи и школы / С.П. Акутина: Дисс. … докт. пед. наук: 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования. – Н. Новгород, 2010. – Т. 1. – 185 с.
3. Антонова Е.Б. Работа с родителями / Е.Б. Антонова // Народное образование. – 2005. – № 2. – С. 14-25.
4. Анчокова М.К. Общественный смотр знаний – одна из форм работы с родителями / М.К. Анчокова // Начальная школа. – 2007. – № 3. – С. 9-10.
5. Артемьева Е.Н. Новые формы взаимодействия семьи и школы в условиях ФГОС / Е. Н. Артемьева, У.Г. Каретникова // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. – 2014. – № 2. – С. 33-36.
6. Ахметшина В.А. Психолого-педагогические аспекты работы с родителями / В.А. Ахметшина // Справочник классного руководителя. – 2007. – № 1. – С. 65-73.
7. Байбородова Л. Как развивать взаимодействие педагогов и родителей / Л. Байбородова // Воспитательная работа в школе. – 2004. – № 1. – С. 85-86.
8. Бикметов Е.Ю. Взаимодействие семьи и школы в социализации индивида / Е.Ю. Бикметов // Социологические исследования. – 2017. – № 9. – С. 86-87.
9. Бочкова О.С. Семья и школа / О.С. Бочкова // ИЯШ. – 2005. – № 3. – С. 46-56.
10. Брикунова С.С. Психолого-педагогические условия организации коллективно-творческого взаимодействия в системе «семья-школа» / С.С. Брикунова // Образование. Наука. Инновации. – 2015. – № 2 (40). – С. 9-13.
11. Брюхова В.М. Партнёрство семьи и школы / В.М. Брюхова. – М.: «Чистые пруды», 2017. – 254 с.
12. Брянцева Е.В. Актуальные проблемы воспитания в российской школе / Е.В. Брянцева // Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). – Чита: Издательство «Молодой ученый», 2015. – С. 67-69.
13. Букина И.И. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса / И.И. Букина // Материалы научно-практической конференции. – Оренбург, 2013. – 321 с.
14. Бушмина З.П. Единство семьи и школы в создании воспитательного пространства / З.П. Бушмина // Начальная школа. – 2019. – № 5. – С. 88-90.
15. Быстрова Н.Н. Система сотрудничества семьи и образовательного учреждения по повышению компетентности родителей: методические рекомендации по реализации условий взаимодействия субъектов в образовательном учреждении как системы развития родительской компетентности / Н.Н. Быстрова, Ю.С. Плаксина. – М.: АПКиППРО, 2010. – 44 с.
16. Вацура В.Е. Модель взаимодействия школы, семьи и общественных организаций: [Электронный ресурс]: Режим доступа: www.gousosh294tsr.acentr.gov.spb.ru (Дата обращения: 20.06.2020).
17. Ведерникова Т.Б. Родительская академия – новая форма взаимодействия школы и семьи / Т.Б. Ведерникова // Управление начальной школой. – 2010. – № 2. – С. 58-68.
18. Вергелес Г.И. Подготовка учителя к взаимодействию с семьей младшего школьника / Г.И. Вергелис, Л.Н. Кутергина // Детство и общество: социокультурный контекст. Материалы ХII Международной конференции «Ребенок в современном мире. Семья и дети». – СПб., 2005. – С. 217-221.
19. Вершинин В. Модель взаимодействия семьи и школы / В. Вершинин // Управление школой. – 2010. – № 4. – С. 43-47.
20. Гайворонская Н.И. Взаимодействие школы и семьи в воспитании / Н.И. Гайворонская // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). – М.: Буки-Веди, 2012. – С. 71-75.
21. Гейко В.А. Роль семьи в развитии школьных успехов ребенка / В.А. Гейко // Начальная школа. – 2019. – № 3. – С. 59-61.
22. Григорьев Д.В. Школа и родители: социальное партнёрство / Д.В. Григорьев, О. Кожурова // Воспитательная работа в школе. – 2009. – № 1. – С. 47-51.
23. Григорьев Д.В. Эффективное воспитание: школа и семья как партнёры / Д.В. Григорьев, О.Ю. Кожурова // Народное образование. – 2010. – № 10. – С. 241-250.
24. Гусева Ю.В. Проблемы взаимодействия школы и семьи / Ю.В. Гусева // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2015. – С. 253-255.
25. Дереклеева Н. Планирование сотрудничества классного руководителя с родителями учеников / Н. Дереклеева // Школьное планирование. – 2005. – № 6. – С. 68-108.
26. Директору школы о сотрудничестве с родителями / Под ред. А.С. Роботовой И.А. Хоменко, И.Г. Шапошниковой. – М.: «Академия», 2020. – 238 с.
27. Елисеева Т.П. Особенности взаимодействия школы и семьи в современных условиях / Т.П. Елисеева // Классный руководитель. – 2005. – № 5. – С. 65-72.
28. Замолоцких Е.Г. Семья и школа социальные партнеры (исторический аспект) / Е.Г. Замолоцких // Педагогика и психология образования. – 2010. – № 1. – С. 27-31.
29. Касимова Т.Н. Организационно-педагогические условия построения взаимодействия семьи и образовательных учреждений как социально-педагогических партнеров / Т.Н. Касимова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2008. – № 2. – С. 60-64.
30. Ким Т.К. Семья как субъект взаимодействия со школой / Т.К. Ким. – М.: Прометей, 2015. – 156 с.
31. Коваленко Т.В. Моделирование взаимодействия семьи и школы в условиях современного начального образования / Т.В. Коваленко: автореф. дис. канд. пед. наук. – Омск, 2016. – 27 с.
32. Кожина М.И. Работа педагогического состава с родителями / М.И. Кожина // ИЯШ. – 2006. – № 6. – С. 13-19; С. 53-59.
33. Кожурова О. Социальное партнерство школы и семьи в сфере воспитания: результаты и эффекты / О. Кожурова // Народное образование. – 2009. – № 6. – С. 225-228.
На первом этапе велась работа по определению включенности субъектов образовательного процесса во взаимодействие. На данном этапе выявлялись потребности участия субъектов образовательного процесса в совместной деятельности, определялся их уровень знаний по основам взаимодействия.
На втором этапе закладывалась вся необходимая база, которая является основой для управления взаимодействием в общеобразовательном учреждении. Родительский совет совместно с администрацией школы, классными руководителями и представителями обучающихся определили цель и задачи деятельности.
Информация о потребностях субъектов, полученная на первом этапе, соотносилась с целями управления образовательным учреждением в целом. На основе этого было определено место участников-субъектов в общей системе управления взаимодействием, намечена структура управления взаимодействием, сформулированы цели, задачи, функции, способы их формирования, определялись пути взаимодействия участников образовательного процесса.
На данном этапе родительский комитет, администрация школы совместно с представителями участников-субъектов и их руководителями определили возможные риски эффективного управления взаимодействием в общеобразовательном учреждении, была составлена программа управленческой деятельности.