Лидерские качества у подростков и их формирование посредством тренинга

Цель исследования: изучение лидерских качеств подростков и их формирование
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
09.11.2022
Объем файла
409 Кб
Количество страниц
60
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

В наше время всё большую актуальность приобретает исследование лидерских качеств подростков, так как именно они - движущая сила общества завтрашнего дня, нашего будущего. И от того готовы ли подростки в скором времени проявить себя самостоятельными и ответственными, зависит, по большому счёту, будущее всего мира. Ведь общество, живущее, во многом по инерции, остро нуждается в конкурентно способных гражданах, которые могут повести за собой, сказать новое слово в науке и культуре, торговле и политике, объединить людей ради общего благого дела, разрушить старые, утратившие важность, социальные шаблоны, но сохранить культурные и духовно - нравственные традиции, ценности, историческую память нашего народа и вывести свою страну на качественно новый уровень.
В данном исследовании мы будем рассматривать особенности проявления лидерских качеств подростков, на формирование которых значительное влияние оказывает их уровень личностной зрелости.
Вот что говорят об актуальности изучения проблемы формирования личностной зрелости и развитии лидерских способностей психологи - аспирант Погорелова Д.А. [48] и кандидат психологических наук, доцент Медведева И.А. в своей научной статье «Изучение социально-психологических факторов формирования личностной зрелости современной молодёжи» [37]. 

 Содержание

Введение 6

1 Теоретические основы проблемы становления лидерства в подростковом возрасте 10

1.1 Современные подходы к изучению проблемы лидерского поведения и лидерских качеств личности 10

1.2 Психолого-педагогические условия для развития позитивных лидерских качеств подростков 18

1.3 Психолого-педагогические особенности подросткового возраста, лидерство в подростковом возрасте 22

2 Эмпирическое исследование  лидерских качеств у подростков 32

2.1 Этапы, методы и методики исследования 32

2.2 Характеристика выборки и анализ результатов констатирующего этапа эмпирического исследования 36

2.3 Разработка и апробация Тренинговой программы формирования лидерских качеств подростков 47

2.4 Анализ эффективности реализации Тренинговой программы по формированию лидерских качеств подростков 57

Заключение 62

Список  использованной литературы 67

Список использованных источников

1. Аве¬ринцев  С.С. Философский энциклопедический словарь / ред.кол.: С.С. Аве¬ринцев, Э.А. Араб-Оглы. - 2-е изд. - Москва: Сов. энциклопедия, 1989. - 815с.

2. Адлер, Ю.П. Лидерство как механизм постоянного обеспечения конкурентоспособности / Ю.П. Адлер, В.В. Липкина // Стандарты и качество. - 2000. - №10. - С.14-22.

3. Ананченко, М.Ю. Сущность и источники лидерства / М.Ю. Ананченко // Вестник Поморского университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2016. - №1. - С.47-54.

4. Андреева, Г.М. Социальная психология: Учебник / Г.М. Андреева. - М.: Аспект-Пресс, 2016. - 363 c.

5. Андриенко, Е.В. Социальная психология / Е.В. Андриенко. - М.: Academia, 2018. - 320 c.

6. Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. - СПб.: Питер, 2006. - 271 с.

7. Бабинцев, В.П. Лидерство и аутсайдерство в молодежной среде региона / В.П. Бабинцев, И.В. Бояринова, Е.В. Реутов // Социологические исследования. - 2018. - №2. – С.76-82.

8. Басов Н.Ф. Социальная работа с молодежью: Учебное пособие / Под ред. д.п.н., проф. Н. Ф. Басова. 2-е изд. М.: Издателъско-торговая корпорация «Дашков и К», 2019. 328 с.

9. Белинская, Е.П. Социальная психология личности: Учебное пособие / Е.П. Белинская. - М.: Академия, 2015. - 304 c.

10. Беляева, П.А. Развитие лидерского потенциала подростков как психологическая проблема / П.А.Беляева // Вестник Ставропольского государственного университета. - 2019. - №6. - С.126-131.

11. Бендас Т. В. Гендерные исследования лидерства /Т.В. Бендас// Вопросы психологии. -2018. -С.120-123.

12. Бендас Т.В. Уровень организованности группы и проблема лидерства: автореф. дис...канд. психол. наук. Ленин град, 1981. 21с. 

13. Бендас, Т.В. Гендерные и культурные различия в оценке успешности лидеров / Т.В. Бендас // Вестник Оренбургского университета. - 2020. - №1. - С.19-23.

14. Беннис У. Как становятся лидерами. Менеджмент нового поко¬ления / У. Беннис, Р. Томас. - М.: Вильямс, 2006. – 208 с. 

15. Беспалов Д.В. Влияние организованности группы на лидерство и эф фективность в напряженных ситуациях совместной деятельности (на при мере учебных групп подростков и юношей): автореф. дис...канд. психол. наук. Курск, 2016. 24 с.

16. Вергилес Э.В. Теория лидерства. – М.: Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики, 2020. – 42 с

17. Викулова, М.А. Педагогические условия формирования лидер¬ских качеств личности ребенка /М.А. Викулова. - М.: Автореферат кандидат пед. наук, 1990. - С. 54 – 64

18. Гапонюк З.Г. Психолого-педагогические условия формирования лидерских качеств у подростков // Вестник университета (ГУУ). - 2018. - №5. - С.25-29

19. Гольева Г.Ю. Развитие лидерских качеств у подроситков [Текст]: монография / Г.Ю. Гольева – Челябинск: Издательство ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2018. – 204 с.

20. Давлетова, А. И. Лидерство как социальное явление: сб. науч. тр. / А.И. Давлетова.- Славянск-на-Кубани: центр СГПИ, 2011. - С. 65-76.

21. Дафт Р.Л. Уроки лидерства. - М.: Эксмо, 2016. - 480  с. 

22. Евтихов О.В. Тренинг лидерства / О.В. Евтихов. – М.: Речь, 2020.- 240 с. 

23. Емельянова, М. Воспитание ребенка-лидера // Воспитание школьников. - 2016. - №5. – С.23-29.

24. Журавлев А.Л. Психология управленческого взаимодействия (теоретические и прикладные проблемы). - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018. - 258 с. 

25. Занковский А.Н. Психология лидерства. От поведенческой модели к культурно-ценностной парадигме. - М.: ИНРАН, 2017. - 390 с

26. Зубанова, Л.Б. Сущность лидерства и возможности формирования его потенциала / Л.Б. Зубанова // Педагогическое образование и наука. - 2007. - №2. - С.53-57

27. Исследование особенностей потенциала лидерской мотивации учащихся в системе общего образования: Монография. / Отв. ред. к.т.н., доц. Петров Е.В. Минобрнауки России, ТГАСУ. Тамбов: Консалтинговая компания Юком, 2019. 80 с.

28. Кретов, Б.И. Типология лидерства // Социально - гуманистические знания. - 2020. - №3. – С.73-78.

29. Кривеньшева, Е.Н. Аксиология молодежного лидерства в регионе /Е.Н. Кривеньшева // Регионология. - 2019.  №3. - С.221-229.

Данные идентификационного этапа эмпирической работы показывают необходимость формирования гендерных различий в развитии лидерских качеств у подростков. Поскольку пол, как социальная категория, представляет собой определенный набор моделей поведения, он играет ведущую роль в формировании личности, ее способов взаимодействия с окружающими, поиске и обретении своего места в обществе, его возникновении и становлении. утверждение чувства значимости для других, релевантности внутреннего опыта внешним проявлениям. Эти отношения с окружающими особенно важны в подростковом возрасте, когда они играют важную роль в развитии личного опыта, чувств, самооценки, взглядов на мир и будущее. Неверные представления о гендере приводят к непониманию роли мужчины и женщины в межличностных, профессиональных, социальных отношениях, что в свою очередь приводит к формированию семьи, избранию профессии и т. д. [11]
При разработке программы мы опирались на исследования и разработки ученых, например: Вачкова И.В. «Основы технологии группового обучения», Л.Ф. Анн «Психологический тренинг с подростками», Дубро Ю.С. «Модель развития лидерства у старшеклассников», Грецов А.Г. «Развивающее обучение с подростками: творчество, общение, самоуправление» и др.