Психокоррекция нарушений памяти у дошкольников с ЗПР
ВВЕДЕНИЕ
С первых дней жизни человек сталкивается с потоком информации, которую он усваивает, перерабатывает и запоминает. На основе этой информации формируется его отношение к окружающему миру, его способность анализировать и усваивать новую информацию, которая, накладываясь на уже имеющуюся, составляет основу его знаний о мире. Все это становится возможным благодаря памяти – высшей психической функции, определяющей способность хранить и воспроизводить полученную информацию.
Память возникает сразу после рождения и совершенствуется на протяжении всей жизни, а в дошкольном возрасте, в период формирования и активного развития всех психических функций, становится одной из ведущих функций, от которой зависит интеллектуальное, эмоциональное, социальное становление личности.
Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования ведущих черт личности, которые во многом определяют будущее человека – его успешность в профессиональном и социальном планах.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ8
1.1.Память как психическая функция: основные характеристики, классификации, мнемические процессы, развитие в онтогенезе8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР 12
1.3. Особенности развития памяти у детей с ЗПР 18
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР 23
2.1. Организация и методы исследования23
2.2. Анализ результатов исследования уровня развития памяти27
2.3.Психолого-педагогическая работа по коррекции нарушения?памяти 33
2.4.Динамика развития памяти как результат психолого-педагогической работы 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Афонина Н. Ю. Умственное развитие детей старшего дошкольного возраста в структуре онтои дизонтогенеза // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2010. №2. С. 277-288. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/umstvennoe-razvitie-detey-starshego-oshkolnogo-vozrasta-v-strukture-ontoi-dizontogeneza (дата обращения: 01.03.2021).
Афонина Н.Ю. Структура познавательной деятельности как критерий умственного развития в старшем дошкольном возрасте // XXΙ век: гуманитарные и социально-экономические науки: XIX Международные чтения студентов, аспирантов, молодых ученых. Тула, 2010. С. 160 – 162.
Ахутина Т. В. Учимся видеть и называть. Методика развития зрительно-вербальных функций у дошкольников: методическое руководство / Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева. — 2-е изд. — Москва: Изд-во В. Секачев, 2019. — 25 c. — ISBN 978-5-4481-0471-8. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/89972.html.
Бабкина Н. В. Готовность детей с задержкой психического развития к обучению в школе: от диагностики к особым образовательным потребностям // Педагогика и психология образования. 2016. №2. С. 100-111.
Белопольская Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития / Н. Л. Белопольская. — 2-е изд. — Москва: Когито-Центр, 2019. — 192 c. — ISBN 978-5-89353-282-1. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/88337.html
Белопольская Н. Л. Экспериментально-психологические исследования личности детей с задержкой психического развития / Н. Л. Белопольская. — 2-е изд. — Москва: Когито-Центр, 2019. — 32 c. — ISBN 5-89353-110-8. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/88398.html
Блонский, П.П. Память и мышление: В кн. избр. псих. произв / П.П. Блонский. - М. : Просвещение, 2013. - 286 с.
Борякова Н. Ю., Дубровина Т. И., О
это подтверждено исследованиями Т.В. Егоровой, Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, В.А. Лапшина, Б.П. Пузанова и др. Имеются различия между памятью детей с ЗПР и памятью нормально развивающихся детей. По мнению Т.В. Егоровой, память детей с ЗПР существенно ослаблена: замедленный темп усвоения нового материала, сниженный объем запоминания, неточность воспроизведения материала [11].
Н.Г. Поддубная считала, что одной из основных причин недостаточного развития памяти у детей данной категории является снижение познавательной активности [19].
Помимо снижения познавательной активности у детей с задержкой психического развития наблюдается изменение структуры познавательной деятельности. Так, для задержки психического развития (равно как и для одаренности, то есть опережающего развития) характерна реорганизация познавательной деятельности, – такое ее изменение, которое не предопределено сменой возрастных периодов ?раннее детство? - ?дошкольный возраст? или ?дошкольное детство? - ?младший