Психолого-педагогические условия формирования личностной готовности старших дошкольников к школьному обучению
Введение
Актуальность исследования. Необходимым условием эффективности формирования личности ребенка является непрерывность, последовательность воспитательно-образовательного процесса. Механизмом обеспечения такой непрерывности является организация преемственности между всеми звеньями образования, в частности, между дошкольным учреждением и начальной школой.
Под преемственностью на данном этапе понимают целостный процесс, направленный на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания, обеспечивающий полноценное личностное развитие ребенка, его физиологическое и психологическое благополучие в переходный период от дошкольного воспитания к воспитанию и обучению в начальной школе.
Различными аспектами преемственности в образовании занимались многие отечественные ученые - философы, психологи, педагоги: Г.Н. Александров, А.С. Арсеньев, В.Г. Афанасьев, Э.А. Балле, Е.Н. Водовозов, Ш.И. Ганелин, Б.М. Кедров,
Оглавление
Введение3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования психолого-педагогических условий формирования личностной готовности старших дошкольников к школьному обучению7
1.1. Психологическая характеристика детей старшего дошкольного возраста7
1.2. Сущность и особенности личностной готовности дошкольников к школе15
1.3. Определение и характеристика психолого-педагогических условий формирования личностной готовности дошкольников к школьному обучению26
Выводы по главе 142
Глава 2. Эмпирическое исследование эффективности психолого-педагогических условий формирования личностной готовности старших дошкольников к школьному обучению44
2.1. Организация и методы исследования44
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования58
Выводы по 2 главе69
Заключение72
Список литературы74
Приложения
Список литературы
Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип / Г.С. Абрамова. - М.: Академия, 2010. - 672 с.
Алферов А.Д. Психология развития школьников / А.Д. Алшеров. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 384 с.
Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя/ Предисл. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1983. - 208 с.
Андреева Г.М. Социальная психология / Андреева Г.М. - М.: МГУ, 2002. – 456 с.
Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Наука, 1980. – 335 с.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2008. - 304 с.
Вишневецкая Т.Ю., Макарова А.Ю., Молоткова Т.Н. Изучение факторов риска развития отклонений в состоянии здоровья детей 6-летнего возраста, посещающих детские образовательные учреждения г.Люберцы Московской области / Т.Ю. Вишневецкая, А.Ю. Макарова, Т.П. Молоткова // Здоровье населения и среда обитания: Информ. бюллетень. - 2010. - № 1. - С.4–7.
Войнов В.Б. Представления о зрелости ребенка в аспекте оценки уровня его здоровья / В.Б. Войной // Начальная школа До и После. - 2012. - № 2. - С. 12–14.
Возрастная и?педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов / В.В. Давыдов, Т.В.?Драгунова, Л.Б.?Ительсон и?др.; Под ред. А.В.?Петровского.?- 2-е изд., испр. и?доп.?- М.: Просвещение, 2009.?– 288 с.
Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Академия, 2005. - 368 с.
Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца; предисл. О.М. Дьяченко. – 2-е изд. – М.: Междунар. образоват. и психол. колледж, 1995. – 144 с.
Выгодский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выгодский. – М.: Смысл, 2011. – 224 с.
Выгодский Л.С. Педагогическая пс
современная школа в большей степени ориентирована на воспитание и развитие такого члена общества, который бы полностью соответствовал актуальным тенденциям развития общества и тем характеристикам, которые предъявляет общество своим членам.
Огромное внимание в современной школе уделяется качеству образования, для оценки которого были внедрены ЕГЭ и ГИА, электронные журналы для родителей, усиливается техническое оснащение школ.
Джуринский А.Н., характеризуя изменения, происходящие в современной школе, отмечает, что школа меняет свой облик, приближаясь к уровню социальных, политических, педагогических требований эпохи технической и технологической революции. [8, с.4]:
Преодоление кризисных явлений, прогресс в воспитании и образовании происходят при диалектическом отмирании устаревшего и нарождении нового, наполнении школы и педагогики иным содержанием.
Сивашинская Е.Ф., анализируя особенности современной школы, говорит о том, что современная школа рассматривается