Взаимосвязь коммуникативности и конфликтности студентов первого курса, обучающихся по разным направлениям подготовки
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Значение развитие общение трудно переоценить. На протяжении всей жизни человека именно общение, как форма взаимодействия с окружающим миром, является основой в формировании личности и особенностей каждого. Коммуникация, являясь сложным и многоуровневым процессом, детерминируется разными факторами, как внешними, так и внутренними. В нашей работе будет проведено исследование особенностей коммуникативных свойств личности в студенческом возрасте. Не вызывает сомнений прямая взаимосвязь особенностей личности субъектов общения и успешности коммуникативной деятельности. В особенности если мы рассматриваем общение в определенной социальной среде, в разных коллективах, на рабочем месте или как в нашем исследовании, в высшем учебном заведении. Предложить целостную концепцию о коммуникативной деятельности личности невозможно без исследования факторов коммуникативных свойств личности.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ КОМУНИКАТИВНОСТИ7
1.1.Понятие коммуникативности в отечественных и зарубежных психологических исследованиях7
1.2 Современные исследования коммуникативности студентов20
Выводы по 1главе24
ГЛАВА II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ КОНФЛИКТНОСТИ25
2.1. Понятие и специфические особенности конфликтности как категории психологического исследования25
Выводы по 2 главе32
ГЛАВА III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ КОММУНИКАТИВНОСТИ И СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО РАЗНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ ПОДГОТОВКИ37
3.1. Характеристика выборки, методов и методик исследования37
3.2. Анализ результатов исследования особенностей коммуникативных качеств личности студентов первого курса разных направлений подготовки43
3.2.1. Сравнительный анализ результатов исследования коммуникативных умений студентов первого курса, обучающихся по разным направлениям подготовки43
3.2.2. Сравнительный анализ общительности студентов первого курса, обучающихся по разным направлениям подготовки47
3.2.3. Сравнительный анализ результатов исследования уровня коммуникативного контроля М. Шнайдера студентов первого курса, обучающихся по разным направлениям подготовки49
3.2.4. Сравнительный анализ результатов исследования стратегий поведения в конфликте студентов первого курса, обучающихся по разным направлениям подготовки50
Выводы по 3 главе57
Рекомендации по развитию коммуникативных свойств личности студентов58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ69
ПРИЛОЖЕНИЯ76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Аляев Ю. Интерактивное обучение — диалог педагога с учащимися / Народное образование. — 2008. — №6. — С.198-205.
Андреева Г.М. Психология социального познания: учеб. пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 302 с.
Арбузова Е.Н., Анисимов А.И., Шатровой О.В. Практикум по психологии общения. – СПб.: Речь, 2008. – 272 с.
Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. - [2-е изд.]. - М.: Смысл, 2001. - 414 с.
Баксанский, О.Е. Современная психология: теоретические подходы и методологические основания. Книга 3: Аффективная сфера личности и психология общения / О.Е. Баксанский, В.М. Самойлова. - М.: КД Либроком, 2018. - 368 c.
Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999- 203 с.
Батюта, М.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. - М.: Логос, 2016. - 306 c.
Бачков, И.В. Окна в мир тренинга [Текст] / И.В. Бачков, С.Д. Дерябко. – СПб., 2004 – 272с.
Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды.- М.: Педагогика, 1983 - 433 с.
Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. - М.: ИД ГУ ВШЭ, 2017. - 526 c.
Болотова, А.К. Социальные коммуникации. Психология общения: Учебник и практикум для академического бакалавриата / А.К. Болотова, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 327 c.
Бороздина, Г.В. Психология общения: Учебник и практикум для СПО / Г.В. Бороздина, Н.А. Кормнова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 463 c.
Брунер Д. Психология познания: за пределами непосредственной информации / Пер. с англ. К.И. Бабицкого. - М.: Прогресс, 1977. - 412 с.
Булыгина, Л.Н. О формировании коммуникативной компетентности школьников. [Текст] / Л.Н. Булыгина // Вопросы психологии. — 2010 — № 2 — с. 149–152
А.П. Горбунов рассматривает конфликт как особый вид проявления социальных противоречий, которые выражают противоборство и различия взаимозависимых функций, интересов, статус, силовых полей, эмоциональных состояний, ценностных ориентаций социальных субъектов и характеризующееся высоким уровнем обострения противоречий, столкновением противоречий в сознании и поведении групп и людей [18].
Данная проблема привлекает внимание еще и социогуманитарных дисциплин. Теории модели личности нередко базируются на определении конфликта, объясняют поведение личности. Конфликты и иные кризисные ситуации позиционируются как толчок для развития личности и определяют дальшнейшие жизненные сценарии.
В процессе подробного рассмотрения конфликта многие ученые пришли к выводу, что конфликт не предусматривает неизбежные деструктивные последствия, а возникновение данных последствий объясняет выходом конфликта из под контроля.