Психолого-педагогические особенности воспитания детей на основе национальных традиций

Целью выпускной квалификационной работы является исследование особенностей психолого-педагогических особенностей воспитания детей на основе национальных традиций и их целесообразность использования в современной семейной педагогике и воспитательной практике специальных образовательных организаций
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
05.11.2022
Объем файла
368 Кб
Количество страниц
68
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Актуальность исследования обусловлена, прежде всего, необходимостью изучать национальные традиции для грамотного воспитания будущего поколения. Духовно-просветительский уровень молодёжи в XXI веке находится в низком уровне, увеличивается число преступлений и негативных проявлений, причиной которых, в частности, является низкий уровень духовно-нравственного воспитания детей в семье. Негативность выявляется в проявлении таких девиаций, как пьянство и алкоголизм, в безнравственных поступках, нарушении нравственно-правовых норм, установленных в обществе. Крепкая семья, честь, нравственность, мораль - порой для молодых людей «не современные понятия».
Семья имеет большое влияние на формирование личности, и поэтому изучение семьи, помимо научного аспекта, имеет и практическое значение. Влияние семьи на характер и поведение ребенка всегда находилось в центре внимание ученых. Особенно актуальной для современной семьи является проблема детско-родительских отношений. Несмотря на наличие значительного числа исследований в данной области, ещё недостаточно работ, посвящённых изучению психолого-педагогических аспектов семейных отношений в традиционных семьях. Большинство же их направлено, главным образом, на анализ детско-родительского взаимодействия в клинических условиях.
На современном этапе развития семейной педагогики национальные традиции приобретаю особую значимость из-за специфических принципов, содержания, методов системы семейного воспитания. И поэтому актуально исследовать, и определить способы их использования в современной семейной психолого-педагогической сфере и воспитательной практике образовательных организаций.

 

Содержание

Введение 4

1.1 СЕМЬЯ КАК ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА 9

1.2 Традиции семейного воспитания в этнопедагогике  и этнопсихологии. 25

1.3 Традиции семейного воспитания и детско-родительских отношений в контексте этнокультуры армян и казаков 32

Глава 2. Эмпирическое исследование психолого-педагогических особенностей воспитания детей на основе национальных традиций 50

2.1 Методы и методики исследования. 50

2.2 Особенности воспитания детей и детско-родительских отношение в национальных традиции казаков и армян. 51

2.3 Реализация программы воспитания детей на основе национальных традиций армян и казаков. 65

Заключение 74

Список литературы: 77

 Список литературы:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс»

2. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г. (Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 г. №751) - [Электронный ресурс], Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс»

3. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации от 02.07.2021 г. N 400 [Электронный ресурс], Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс»

4. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. (от 05.12.2016 г № 646.) [Электронный ресурс], Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс»

5. Адлер А. Индивидуальная психология и развитие ребенка / Адлер А. ред. Шапошникова Т.Е- СПБ: Питер, ,2017. –256 с.

6. Аккерман, Н. Семья как социальная и эмоциональная единица / Н. Аккерман // Семейная психотерапия : хрестоматия / Э.Г. Эйдемиллер, Н.В. Александрова, В. Юстицкис. - СПб, Питер : 2000. - С. 17-27.

7. Алиева Б. Ш. Этнопедагогика дагестанской семьи : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 Пятигорск, 2006 -375 с

8. Антонян Ю.Ю. Армянские мотивы в армянских родильных обрядах // Журнал Научная мысль Кавказа. 2001. № 1. С. 69-75.

9. Артемьева С.И., Шафажинская Н.Е., Юлина Г.Н, Атопкова М.Н. Нравственные приоритеты в культуре семейного воспитания личности А.С. Макаренко как будущего педагога. // Теоретические и методические проблемы создания современной образовательной среды. Феномен наследия А.С. Макаренко. – М: МГУТУ им К.Г. Разумовского (ПКУ), 2019.-217- 222с.

10. Артемьева Г. Н., Истомина И. П.Детско-родительские отношения в семьях воспитанников воскресной школы: Монография. — Нижневартовск:  Нижневарт. гос. ун-та, 2017. — 110 с.

12. Арутюнян П.В. Догматико-культовые особенности Армянской апостольской церкви // Культура народов Причерноморья. -Симферополь: Крымский научный центр НАН Украины, 2009.

13. Библия. Книги Ветхого и Нового Заветов / ред.  Кулаков М. М., Кулаков М. П. -М: ББИ-2021 г. -1312 с.

14. Бондаря. Н.И.Очерки традиционной культуры казачеств России / Под общ. ред. проф. Н. И. Бондаря. - М.; Краснодар, 2002. 

15. Боднева H. А. Становление и развитие системы семейного воспитания в терском казачестве (вторая половина XIX - начало XXI в.): дис. канд. пед. наук. - Белгород, 2008. - 204 с.

16. Бунятов Г. Рождение, смерть, погребальные обычаи и представление о загробной жизни у армян. Эриванской губернии // Этнографическое обозрение. 1896. № 1. С. 252-259.

17. Варга А. Я. О двух подходах к изучению родительского поведения. Психолого-педагогические проблемы деятельности и общения школьников / Варга А. Я.-М.: Просвещение,2008. -287 с.

18. Варданян М.А. Психологические особенности этнического самосознания армянской молодежи в условиях титульного этноса и сопряженной диаспоры: дис. ... канд. психол. наук. Москва, 2004. 230 с.

19. Гоголь Н.В.: Мертвые души / Гоголь Н.В., ред. Маркова А.- СПБ: Речь- 2018- 461 с. 

20. Гоголь Н.В.: Тарас Бульба /  Гоголь Н.В. - М: АСТ- 2020 г. 317 с. 

21. Григорьян Э.Р. Армянство России: неиспользуемые ресурсы // Армяне в России: сб. ст. / под ред. Э.Р. Григорьяна. Москва: Институт социальных наук, 2013. С. 33-49.

22. Григорьян К. Э. Субэтнические группы армян: дис. ... канд. ист. наук. Москва, 2002. 187 с.

23. Гоголь Н.В.: Тарас Бульба /  Гоголь Н.В. - М: АСТ- 2020 г. 317 с. 

24. Григорьева А. В. Указ. соч. - С. 7.

25. Елизаров А.Н. Психологическое консультирование семьи: Учебное пособие/ Елизаров А.Н. – М: «Ось-89», 2008. – 400 с.

26. Ерохин И. Ю. Казачья семья: уникальный культурный феномен в системе государства// Деятельность социально-культурных институтов в современной социокультурной ситуации: проблемы теории и практики: материалы междунар. науч.-практ. конф..– Прага: 22-23 апреля 2013 года. -25-29 с.

27. Зейгарник Б. В. Теории личности в зарубежной психологии / Б.В. Зейгарник – М.: Книга по Требованию, 2013. – 128 с

28. Ильин, И.А. Путь к очевидности / И.А. Ильин, ред. Шапаев О.М. - М.: Даръ, 2017 г, -352 с.

29. Колесов В. В. Древнерусская цивилизация. Наследие в слове/Н.В. Колесова Н.В., О.А. Платонов  - М.: Институт русской цивилизации, 2014 - 1120 с.

30. Коменский Я.А. Материнская школа / Коменский Я.А.  – М: Книга по Требованию -2012 г. -104 с.

31. Кузьмишина Т.Л., Амелина Е.С., Пермякова А.А., Хохлова Е.А. Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация/ Современная зарубежная психология. № 1.  - М., 2014. - С.16-25.

32. Левченко Т. В. Традиции российского казачества - духовный ресурс патриотического воспитания детей и молодёжи. - Волгоград: ВолГМУ, 2013. - С. 5-6.

33. Лурье С.В. Метаморфозы традиционного сознания. Опыт разработки теоретических основ этнопсихологии и их применения к анализу исторического и этнографического материала. / С.В. Лурье - СПб. 1994. - 288с.

34. Смирнова Е.О. Детская психология Учебное пособие / Смирнова Е.О. - М: Кноус - 2021 г. -280 с.

35. Соловьев В.С. Избранные произведения / В.С. Соловьев - Ростов-на-Д., 1998. - 540 с.

36. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика/ Сухомлинский В.А.; под.ред. Фишер Т.  – СПБ: Питер, 2017 -15 с.

37. Тер-Саркисянц А.Е. История и этнокультурные традиции. М.: Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1998.

38. Толстой Л.Н. Повести и рассказы / Толстой Л.Н. – СПБ: СЗКЭО, 2018- 528 с.

39. Толстой, Л.Н. Казаки -М: Азбука -2020 г.- 198 с.

40. Тоноян Х.А., Юлина Г.Н. Методика преподавания казачьих видов единоборств (на примере Первого казачьего университета). - Власть. № 3. 2015.  86-90 с.

41. Фрейд З. Введение в психоанализ/ Фрейд З.; пер. Барышникова Г. -М: АСТ-2020 г. - 608 с.

Родители бывало и наказывали детей за непослушание. При воспитании многие руководствовались тем соображением, что «спина дело наживное: плетка поубавить тела, так наживешь нового». В казачьих семьях дети должны были слушать родителей, «...а коли добром не слушает, то и посечь можно». Но важно отметить, что в основном такие методы воспитание применяли отцы. «Сердце-то материнское помягче отцовского: хочет вдарить, а сама уже тужит, что размахнулась». 
Важно отметить, что, несмотря на существующий в казачьих семьях    авторитарный режим управления, можно его охарактеризовать как позитивный, так, как с другой стороны, были и элементы демократии (в принятии решений вопросов учитывалось мнение всех членов семьи), Дифференцированный и гуманный характер воспитания детей (разные подходы к воспитанию девочек и мальчиков, учет гендерных особенностей ребенка, детей разного возраста) определял разнообразные методы и формы воспитания.