Коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Цель исследования: изучение агрессивных проявлений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата дошкольного возраста
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
05.11.2022
Объем файла
345 Кб
Количество страниц
49
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
В современном мире агрессия приняла многочисленные формы проявлений и возникает в виде скрытых намерений, или же в виде болезненных фантазий насилия и  разрушения, затрагивая поколения, народы, государство. Сегодня особое внимание уделяется агрессии  в системе образования. Педагоги образовательных организаций, дошкольных образовательных организаций в детских садах, в школе, а также родители отмечают, что агрессивных детей становится с каждым разом все больше и больше, вызывая затруднения при организации образовательного процесса для воспитания, обучении и развития ребенка.
Одним из активно применяемых способов с такими детьми является выговор или наказание, которые на определенное время обеспечивают послушность детей и соответствие норм поведения требованиям взрослых.  Реализация такого рода педагогического воздействия  наоборот вызывает повышенную интенсивность в прогрессировании агрессии, что естественно не способствует  твердому изменению к наилучшему или их перевоспитанию.
Среди взрослых имеется в основном негативная установка к проявлениям агрессии, так как данные дети их сильно раздражают и обсуждение этих детей в основном носит осуждающий характер с употреблением следующих терминов: «нахал», «грубиян», «отвратительный», «хулиган».  Данные высказывания обычно используются как в дошкольных образовательных учреждениях, так и общеобразовательных учреждениях, причем и в домашних условиях. 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. СПЕЦИФИКА АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 7

1.1.Психолого-педагогические аспекты агрессии детей старшего дошкольного возраста 7

1.2.Особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 21

1.3.Профилактика и коррекция агрессии у детей старшего дошкольного возраста 28

ГЛАВА II.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 36

2.1.Организация и методы исследования 36

2.2.Организация констатирующего эксперимента 37

2.3.Организация формирующего эксперимента 38

2.4.Организация  контрольного эксперимента 41

2.5.Результаты проведенного экспериментального исследования 42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 49

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авилкина А.С. Психологическая характеристика агрессии дошкольников 5-7 лет. коррекция агрессивного поведения методами арт-терапии //Модернизация образования: отечественный и зарубежный опыт материалы XXIV Рязанских педагогических чтений.- 2017.- С. 218-224.

2. Арсентьева Е.С. Проблема агрессии у дошкольников //NovaInfo.Ru. -2017.- Т. 4. -№ 58. -С. 437-441.

3. Астапов В.М., Коррекционная педагогика с основами нейро- и патопсихологии: учебное пособие / Астапов В.М.. — Москва, Саратов: ПЕР СЭ, Ай Пи Эр Медиа, 2019. — 176 c. — ISBN 978-5-4486-0822-3. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/88171.html (дата обращения: 14.12.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей.

4. Бенилова С.Ю. Дошкольная дефектология. Ранняя комплексная профилактика нарушений развития у детей (современные подходы): учебное пособие /Бенилова С.Ю., Давидович Л.Р., Микляева Н.В. — Москва: ПАРАДИГМА, 2012. — 312 c. — ISBN 978-5-4114-0008-0. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/13030.html (дата обращения: 14.12.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей.

5. Васильева В.С., Рязанова В.Н. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата в условиях инклюзивного образования. Челябинск, 2018.

6. Васильева М.А., Шавалиева И.Ш. Изучение сформированности нравственного сознания у дошкольников с нарушением функций опорно-двигательного аппарата //Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза. Материалы межрегиональной научно-практической конференции студентов, аспирантов, магистрантов и слушателей. Науч. ред. И.А. Филатова, О.Г. Нугаева. -2017. -С. 59-61.

7. Демко Е.В., Петьков В.А. Педагогическая профилактика и коррекция агрессивности детей 6-7 лет //Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. -2019. -№ 2 (117). -С. 27-33.

8. Дюкова Ф.Р. Проблема интеграции в социум дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата //Деятельность образовательных организаций по реализации ФГОС дошкольного и начального общего образования. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. -2014. -С. 28.

9. Елисеева О.Н. Самоконтроль агрессии в поведении гиперактивных дошкольников //Современные научные исследования и инновации. -2016. -№ 3 (59). -С. 796-799.

10. Жанибекова С.С., Кантарбаева А.Б., Айтлесова Г.Ш. Агрессия в поведении дошкольников: причины и особенности проявления //Современный научный вестник. -2017. -Т. 3.- № -4. -С. 9-15.

11. Игнатьева С.А., Хорьякова Е.В., Пожидаева Н.В. Личностные особенности старших дошкольников с общим недоразвитием речи как субъектов общения //Интегративные тенденции в медицине и образовании. -2019. -Т. 2. -С. 53-57.

12. Киселева Ю.А., Колычева Г.Ю. Возрастная психология дошкольного возраста //Воспитание и обучение: теория, методика и практика. Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции.- 2016. -С. 55-58.

13. Козловская Г.Ю. Лингвистические проблемы дефектологии: учебное пособие / Козловская Г.Ю. — Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2017. — 115 c. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/69395.html (дата обращения: 14.12.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей.

14. Косолапова К.Н., Колупаева Ю.А. Особенности формирования схемы тела дошкольников с нарушением функций опорно-двигательного аппарата //Научно-методический электронный журнал Концепт. -2016. -Т. 17. -С. 887-892.

15. Кроткова А.В. Группы для дошкольников со сложными нарушениями в образовательных учреждениях для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. -2018. -№ 4. -С. 6-15.

16. Курбатова О.А., Крякина Е.С. Занятие «путешествие в песочную страну» //Образовательные инновации: опыт и перспективы. Сборник материалов межрегиональной заочной научно-практической конференции. Под ред. Е.А. Рязанцевой, Л.Ю. Петровой, Н.В. Стребковой.- 2017. -С. 149-153.

17. Лихачева Н.Л., Елисеева О.Н. Самоконтроль агрессивного поведения гиперактивных детей старшего дошкольного возраста // Современные проблемы общей и специальной педагогики. Материалы Международной заочной научно-практической конференции. -2016. -С. 444-448.

18. Лихачева Н.Л., Елисеева О.Н. Самоконтроль как средство снижения агрессивного поведения гиперактивных детей старшего дошкольного возраста //Вестник Шадринского государственного педагогического университета. -2016. -№ 2 (30). -С. 134-140.

19. Лупеко Л.В. Подвижные игры как средство в профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата дошкольников //Общество в контексте социокультурных трансформаций. Сборник материалов международной научно-практической конференции. -2019. -С. 70-72.

20. Марзан Н.В., Мамедова Л.В. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по снижению уровня агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста //Современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии. Сборник материалов X Международной научно-практической конференции. -2016. -С. 100-102.

21. Марзан Н.В., Мамедова Л.В. Психолого-педагогическая программа по коррекции агрессивности у детей старшего дошкольного возраста //Международный журнал экспериментального образования. -2015. -№ 12-2. -С. 205-208.

22. Мога Н.Д. Адаптивное физическое воспитание дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата //Сибирский педагогический журнал. -2015. -№ 3. -С. 125-130.

23. Морозов А.П., Громова Н.А. Комплексность в подходе к укреплению здоровья дошкольников и профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата //Спорт и здоровье. Новые подходы и перспективы II Всероссийская научная Интернет-конференция с международным участием. Составитель: Д.Н. Синяев. -2019. -С. 52-54.

24. Наджарян А.Г., Основы дефектологии. Курс лекций: учебное пособие / Наджарян А.Г., Тубеева Ф.К., Доева Л.И. — Владикавказ: Северо-Осетинский государственный педагогический институт, 2017. — 151 c. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/76967.html (дата обращения: 14.12.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей. - DOI: https://doi.org/10.23682/76967.

25. Наджарян А.Г., Основы дефектологии. Курс лекций: учебное пособие / Наджарян А.Г., Тубеева Ф.К., Доева Л.И. — Владикавказ: Северо-Осетинский государственный педагогический институт, 2017. — 151 c. — Текст: электронный //Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/76967.html (дата обращения: 14.12.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей. - DOI: https://doi.org/10.23682/76967.

26. Огородова Т.В., Павлова С.А. Агрессия как способ разрешения конфликта у дошкольников //Социальный мир человека. Материалы VI Международной научно-практической конференции «Человек и мир: миросозидание, конфликт и медиация в интеркультурном мире». Сер. "Язык социального" Под ред. Н. И. Леонова. -2016. -С. 323-326.

27. Олейникова Т.В., Практикум по специальной коррекционной педагогике и психологии: учебно-методическое пособие / Олейникова Т.В.. — Соликамск: Соликамский государственный педагогический институт, 2013. — 68 c. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/47887.html (дата обращения: 14.12.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей.

28. Оразаева Г.С. Введение в специальность для студентов-дефектологов : учебное пособие / Оразаева Г.С. — Алматы: Нур-Принт, 2014. — 112 c. — ISBN 9965-14-957-7. — Текст: электронный //Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/69067.html (дата обращения: 14.12.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей.

29. Орлова О.Ю. Проявление агрессии у детей дошкольного возраста // Профилактика саморазрушающего поведения детей и подростков: история, теория и практика. Материалы Международной научно-практической конференции. -2017. -С. 113-118.

30. Паркина Ю.П. Характеристика поведения детей дошкольного возраста //Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии.- 2015. -№ 1. -С. 195-199.

31. Погодаева М.В. Любить и защищать своего ребенка: роль семьи в обеспечении безопасности дошкольника //Детский сад от А до Я. -2015. -№ 3 (75). -С. 106-115.

32. Поставнева И.В., Поставнев В.М. Исследование способности к сопереживанию у старших дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата //Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Под ред. О.И. Ключко. -2016. -С. 277-281.

33. Рогова Е.Е. Психологические особенности дошкольников и младших школьников с разным уровнем одиночества //Гуманитарные, социльно-экономические и общественные науки.- 2018. -№ 1. -С. 109-113.

34. Рудакова И.А.Психолого-педагогические аспекты исследования проблемы агрессии и агрессивности детей старшего дошкольного возраста  //Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. -2015. -№ 1 (10).- С. 68-73.

35. Самсоненко Л.С., Акимова Т.П. Особенности развития эмпатии у старших дошкольников  //Электронный научный журнал. -2016. -№ 12-1 (15). -С. 317-325.

36. Специальная (коррекционная) дошкольная педагогика. Введение в специальность: учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений / В.И. Селиверстов [и др.]. — Москва: Академический проект, 2020. — 317 c. — ISBN 978-5-8291-2841-8. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/110039.html (дата обращения: 14.12.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей.

37. Специальная педагогика: учебное пособие /. — Комсомольск-на-Амуре, Саратов: Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, Ай Пи Ар Медиа, 2019. — 119 c. — ISBN 978-5-4497-0105-3. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/85902.html (дата обращения: 14.12.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей.

Разработанная программа коррекционных мероприятий для детей включает в себя такие методы, как символдрама, игровая психокоррекция, проективные техники, психокоррекционные истории Д. Бретта, сказкотерапия и комплексные занятия психогимнастикой. На этом этапе проводятся соответствующие мероприятия (обучающие методики, беседы, социально-психологические тренинги, развивающие игры, практические занятия), носящие в зависимости от качества или степени выраженности детской агрессивности либо профилактический, коррекционный, терапевтический, либо поддерживающий характер. Программа развития профессиональной компетентности педагогов в работе с агрессивными детьми и их родителями обеспечивала подготовку педагогов к профилактической и коррекционной деятельности и включает в себя занятия и тренинги по следующей тематике: «Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе», «Разработка алгоритма построения общения между педагогами и агрессивными детьми», «Влияние творческого потенциала на качество профессиональной деятельности», «Оптимизация общения субъектов педагогического взаимодействия», «Самоактуализация личности - процесс и результат её самоосуществления», «Применение методик, направленных на определение уровня агрессии и сопутствующих характерологических отклонений в группах детей разного возраста» и др. 
Программа повышения педагогической грамотности родителей детей, имеющих склонность к агрессии, включает консультации для родителей по темам: «Песочная игротерапия - способ снятия эмоционального напряжения у ребенка», «Особенности эмоционального мира дошкольника», «Игры и упражнения на снижение агрессивности и ослабление негативных эмоций», «Конфликты с ребенком» и др. Рефлексивный этап направлен на непрерывный мониторинг, анализ и осмысление как результатов диагностики обследования субъектов образования, так и профилактико- терапевтической деятельности педагога с последующей коррекцией. Рефлексия рассматривается в двух аспектах: онтологическом, связанным с содержанием самой профилактико-коррекционной и терапевтической деятельности, и психологическом, обращённым к субъекту деятельности и самой деятельности.