Разработка путей повышения эффективности использования бюджетных средств при исполнении государственного заказа (на примере ФГБУ «Мурманское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды»)
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы заключатся в то, что повышение эффективности и результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд является одним из важных направлений деятельности организаций и учреждений по снижению бюджетных расходов при увеличении общего объема полученных товаров и услуг.
Дo недавнего времени у oрганов гoсударственной власти, ответственных за проведение государственной политики в облаести государственных закупок, и на практике небыло понимание того, что процесс по выбору поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сoставляют хотя и важный, но лишь один из этапов прoцесса государственных и муниципальных закупок, закупки же для государственных и муниципальных нужд не рассматривались в качестве системы, состоящей из нескольких взаимосвязанных структурных составляющих.
Государственные закупки одно из важнейших направлений в экономике Российской Федерации. Грамотное расходование государственного бюджета и оптимизация затрат - одна из основных задач национальной экономики. В на-стоящее время государственным закупкам уделяется много внимания со сторо¬ны государства, правительством постоянно вносятся изменения в основной фе¬деральный закон, выпускаются поправки и постановления, государственные за¬купки постоянно совершенствуются. Однако зачастую один подзаконный акт может противоречить другому, принятому ранее, допускать двусмысленное толкование. Тем самым в сфере государственных закупок имеется множество проблем, решение которых занимает много времени.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 6
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА 9
1.1. Сущность и принципы формирования и размещения бюджетных средств 9
1.2. Методические походы к исследованию исполнения государственного заказа 16
1.3. Показатели эффективности использования бюджетных средств при исполнении государственного заказа 24
2. АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК ФГБУ «МУРМАНСКОЕ УГМС» 32
2.1. Анализ хозяйственной деятельности ФГБУ «Мурманское УГМС» 32
2.2. Анализ и оценка эффективности государственных закупок ФГБУ «Мурманское УГМС» 37
2.3. Проблемы размещения государственного заказа в ФГБУ «Мурманское УГМС» 46
3. РАЗРАБОТКА ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА В ФГБУ «МУРМАНСКОЕ УГМС» 52
3.1. Мероприятия по совершенствованию системы формирования и размещения бюджетных средств при реализации государственного заказа в ФГБУ «Мурманское УГМС» 52
3.2. Эффективность предложенных мероприятий при использовании бюджетных средств 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) (ГК РФ) 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022).
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 16.04.2022).
4. Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 №223-ФЗ (ред. от 16.04.2022).
5. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муни¬ципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 16.04.2022).
6. Постановление Правительства РФ «О порядке взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки» от 14.09.2019 № 1202 (ред. от 27.01.2022).
7. Постановление Правительства РФ «Об установлении порядка формирования, утверждения планов-графиков закупок, внесения изменений в такие планы-графики, размещения планов-графиков за¬купок в единой информационной системе в сфере закупок, особенностей включения информации в такие планы-графики и требований к форме планов- графиков закупок и о признании утратившими силу отдельных решений Прави¬тельства Российской Федерации» от 30.09.2019 № 1279 (ред. от 01.12.2021).
8. Постановление Правительства РФ «О типовых формах заявок на участие в электронных процедурах, закрытых электронных процеду¬рах, требованиях к содержанию, составу, порядку разработки типовой докумен-тации о закупке и внесении изменения в дополнительные требования к опера-торам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок» от 05.11.2019 № 1401 (ред. от 06.08.2020).
9 Алексеева С.Н. Единая информационная система в сфере закупок: результаты, проблемы, перспективы. – М.: Феникс, 2018. – 250 с.
10 Афанасьев Е.М. Анализ эволюции проектного финансирования на примере зарубежного опыта // Научно-технические ведомости Санкт- Петербургского государственного политехнического университета. – 2019. - № 7. – С. 25-30.
11 Батычко В.Т. Финансовое право. - Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2020. -245 с.
12 Быстрова Ю.В. Профилактические меры борьбы с коммерческим подкупом при проведении государственных закупок // Ученые записки ОГУ. – 2021. - № 7. – С. 17-30.
13 Воловикова М.В. Занимательная история российских госзакупок - от смоленских сухарей до 44-ФЗ // Молодежь и XXI век. – 2019. - № 9. – С. 8-15.
14 Григорова О.В. Система государственных закупок в Австралии // Аллея науки. – 2019. - № 9. – С. 30-38.
15 Гусев В.В. Институт государственных закупок: история становле-ния и современное состояние. – М.: Глобус, 2019. – 185 с.
16 Гусева Н.М. Анализ состояния системы государственных закупок Российской Федерации с позиции системного подхода // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. – 2019. - № 7. – С. 45-52.
17 Единая информационная система в сфере закупок [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zakupki.gov.ru/ (дата обращения: 01.05.2022)
18 Зайцев О.М. Проблемы в системе государственных закупок России // Решетневские чтения. – 2020. - № 10. – С. 69-75.
19 Зубков Я.А. Современные проблемы организации государственных и муниципальных закупок // Международный журнал гуманитарных и ес¬тественных наук. – 2021. - № 5. – С. 25-39.
20 Ильина Ю. Государственные закупки: правовые и стратегические аспекты // Наука и инновации. – 2019. - № 1. – С. 54-67.
21 Ираева Н.Г. Финансы, анализ бюджетных учреждений. - Уфа: УГУЭС, 2019. - 124 с.
22 Калмыков Ю. П. Финансовые и правовые аспекты госзаказа // Финансы: Теория и Практика. – 2020. - № 8. – С. 25-36.
23 Кархова И.Ю. Современные тенденции и проблемы развития международной логистики в России и за рубежом // Российский внешнеэкономический вестник. – 2019. - № 4. – С. 17-34.
24 Мубаракшина Э.Р. Зарубежный опыт организации государствен-ных закупок // Вестник науки и образования. – 2019. - № 7. – С. 15-36.
25 Овсипян М.В. Проблемы организации государственных и муници-пальных закупок // МНИЖ. – 2020. - № 1. – С. 32-40.
26 Официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок. – Режим доступа: http://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html (дата обращения: 25.04.2022).
27 Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. – Режим доступа: https://www.minfin.ru (дата обращения: 01.05.2022).
28 Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. – Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/main (дата обращения: 15.04.2022).
29 Официальный сайт Федерального казначейства Российской Федерации. – Режим доступа: http://www.roskazna.ru (дата обращения: 01.05.2022).
30 Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. – Режим доступа: http://www.gks.ru (дата обращения: 28.04.2022).
31 Першин Д.А. Эволюция системы госзакупок в Российской Феде-рации // Социально-экономические явления и процессы. – 2019. - № 2. – С. 7-25.
32 Предеина Е.В. Бюджетная система Российской Федерации. - М.: Наука, 2018. - 245 с.
33 Рахматуллин Н.Р. Некоторые проблемы осуществления государст-венных закупок // Евразийская адвокатура. – 2022. - № 7. – С. 30-40.
34 Статистика контрактной системы России: итоги 2021 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://good-tender.ru/poleznye-stati/381- statistika-kontraktnoj-sistemy-rossii-itogi-2021-goda (дата обращения: 25.04.2022).
35 Тебекин А.В. Современные мировые особенности и тенденции раз¬вития систем закупок для государственных нужд // Транспортное дело России. - 2018. - № 4. - С. 85-92
36 Трефилова Ю.С. Проблемы становления системы государственных закупок // Национальные интересы: приоритеты и безопас-ность. – 2019. - № 15. – С. 48-56.
37 Тукмаков В.П. Сравнение системы государственных закупок в РФ и США // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2020. - № 20. – С. 37-44.
38 ФГБУ «Мурманское УГМС» Официальный сайт – Режим доступа: http://www.kolgimet.ru/ (дата обращения: 15.04.2022)
39 Чеботарев В.С. Актуальные проблемы процесса государственных закупок // Вестник Нижего¬родской академии МВД России. - 2018. - № 4. – С. 44-60.
Так как данные требования устанавливает уполномоченный орган в своей документации, то необходимо, чтобы сотрудник, размещающий процедуру хорошо ориентировался в законодательстве. Из–за увеличения количества процедур при неизменном штате, время, которое сотрудник может потратить на обработку одной процедуры сокращается, увеличивается нагрузка на сотрудника, что ведет к тому, что нет возможности изучить вопрос всесторонне, принять правильное решение. Также из–за большого объема возникают технические ошибки, которые не всегда можно сразу заметить, но которые могут привести в дальнейшем нарушению законодательства и, как следствие, к жалобе.
Таким образом, на основании исследования проведенного во второй главе следует учитывать вышеизложенные факты, рассматривая пути решения проблемы сознательного ограничения конкуренции со стороны заказчиков. В некоторых случаях в связи со спецификой деятельности ФГБУ «Мурманское УГМС» это действительно оправдано, но зачастую бывают случаи, когда заказчики ограничивают потенциальный круг участников лишь потому, что им хочется приобрести именно один конкретный товар при наличии эквивалентных по характеристикам товаров других производителей на рынке.