Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольной образовательной организации
ВВЕДЕНИЕ
Каждый человек умеет любить – это чувство должно красной нитью проходить через все аспекты воспитания. Мы формируем свое собственное «Я» только в процессе общения с другими людьми. Еще недавно нам казалось, что вопрос патриотизма в нашей стране давно решен. И вот теперь мы сталкиваемся с явлениями, которые каждого человека глубоко ранят.
Тема возрождения России стала звучать особенно актуально в наше время, когда старые идеалы утрачены, а новые не имеют четких очертаний. Обращение к проблемам патриотического воспитания можно считать продолжением традиции, заложенной плеядой выдающихся ученых – педагогов: К.Д. Ушинским, Н.Н. Ланге, П.Ф. Каптеревым, Е.И. Водовозовой, А.П. Нечаевым и др.
Каждое время рождает своих героев. Мы, педагоги, должны помочь воспитать этих героев нашего времени, как настоящих патриотов России. Кого же можно назвать патриотом? Особое значение имеет рождающее «чувство истории». Действительность раскрывается перед детьми не только в ее сегодняшних проявлениях, но и в фактах, связанных с прошлым России. У маленького гражданина появляется возможность сравнить то, что есть, с тем, что было. Старший дошкольник должен осознать: наша страна – сильная и мирная держава, ее защитники всегда на страже мира и готовы дать отпор любому врагу.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 4
Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания дошкольников…………………………………………………………….... 7
1.1 Патриотическое воспитание дошкольников: исторический обзор проблемы в нашей стране и за рубежом…………………………………. 7
1.2 Особенности патриотического воспитания дошкольников……….... 21
1.3 Педагогические условия патриотического воспитания в ДОУ и семье………………………………………………………………………….
Выводы по 1 главе………………………………………………………….
Глава 2. Описание опытно-поисковой работы в ДОУ………………....... 46
2.1 Изучение начального уровня патриотической воспитанности дошкольников………………………………………………………………. 46
2.2 Педагогические условия патриотического воспитания дошкольников: практический аспект …………………………………….. 51
2.3 Анализ результатов исследования……………………………………64
Выводы по 2 главе…………………………………………………………. 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………. 73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева М.М. Методика социализации и обучения родному языку дошкольников [Текст] / Алексеева М.М., Яшина – М.: Академия, 2000. – 152 с.
2. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2005. – 180 с.
3. Антипина Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ. – 2011. – 80 с.
4. Аронов А. Воспитываем патриотизм // Дошкольное воспитание, 1988.- № 2.- С. 10−13.
5. Божович Л. И. Избирательные психологические труды. Проблемы формирования личности / под ред. Д. И. Фельдштейна. – М.: АСТ, 1995. – 120 с.
6. Буторина Д. Патриотическое воспитание детей в семье // Мама дома. 2014. – 95 с.
7. Ветохина А. Я. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»/ Детство-Пресс.- 2013. – 210 с.
8. Виноградова А. М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников // Дошкольное воспитание – 2004. – № 4. – С. 23 – 90.
9. Власов Н.И. «Воспитание в вопросах и ответах» [Электронный ресурс] // URL: http://www.portal-slovo.ru (дата обращения: 23.09.2021).
10. Вострухина Т.Н. «Воспитание толерантности у детей в условиях многонационального окружения»/ Школьная пресса – 2010. – С. 32-57.
11. Выготский Л. С. Детская психология // Собрание сочинений. – М., 1982. – т. 4. – 580 с.
12. Вырщиков А. Н., Кусмарцев М. Б., Лутовинов В. И. Военно-патриотическое воспитание молодежи. – Волгоград: ПринТерра, 2008. – 130 с.
13. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. – СПб.: Речь, 2004. – 80 с.
14. Государственный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021-2025 годы» [Электронный ресурс] // URL: http://archives.ru/programs/patriot_2021.shtml (Дата обращения: 25.10.2021).
15. Даль В. И. Толковый словарь [Электронный ресурс] // Патриотизм. URL: http://slovardalja.net/word.php?wordid=24470 (Дата обращения: 15.04.2021).
16. Денисенко Н. Г. Ваш ребёнок познает мир // Дошкольное воспитание. – 2000. - 203 с.
17. Дубинина Д.Н. Гармонизация психофизического и социального развития детей - материалы конференции / Минск, 2007. – 100 с.
18. Дудкина Р.И. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста: психолого-педагогический аспект / Вестник социально-гуманитарного образования и науки – 2013. – № 3. – С. 21-38
19. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологический словарь – справочник. – Минск, 2001. – 45 с.
20. Жариков А.Д. Растите детей патриотами: книга для воспитателей детского сада / – Просвещение,2010. – 180 с.
21. Зацепина М.Б. Дни воинской славы: Патриотическое воспитание дошкольников: Для работы с детьми 5-7 лет – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. – 112 с.
22. Зеленова Н.Г. «Мы живём в России»-2016. – 105 с.
23. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа.- СПб.: Детство-Пресс, 2001. – 201 с.
24. Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь [Электронный ресурс] – М.,2005.URL.:https://studme.org/46416/pedagogika/vospitatelnyy_protsess_kak_chast_tselostnogo_pedagogicheskogo_protsessa (Дата обращения: 10.08.2021).
25. Козлова С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире/ Дошкольное воспитание – 2001. – № 9. – С. 21-38.
26. Колесов Д. В. Современный подросток. Взросление и пол. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта,2003. – 207 с.
27. Кондрыкинская Л.В. «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду» / Сфера-2003. – С. 11- 28.
28. Кондукторова Н. В. Исторические взгляды и современные подходы патриотического воспитания дошкольников [Электронный ресурс] // Вопросы дошкольной педагогики. – 2017. URL.: https://moluch.ru/th/1/archive/49/1608/ (Дата обращения: 03.09.2021).
29. Космачева М. Н. Художественная литература как средство социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №35. — [Электронный ресурс] URL https://moluch.ru/archive/169/45516/ (Дата обращения: 06.04.2021).
30. Крившенко Л. П. Педагогика. – М.: ТК Велби, Изд – во Проспект, 2010. – 300 с.
31. Крупская Н. К. Дети – наше будущее. – М.: Просвещение, 1985. – 135 с.
32. Ламартин А. Жирондисты. Историка – прагматическое исследование. – Т. 3. Спб. – 1911. – 175 с.
33. Лихачёв Д. С. Заметки о русском «Издательская группа Азбука - Аттикус», 2014. – 120 с.
В дошкольном возрасте закладываются предпосылки формирования патриотических чувств. Не смотря на то, что общество постоянно меняется, воспитание любви к Родине, стране, гордости за свое Отечество очень необходимо всегда. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом раннем возрасте – это и есть самый естественный и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.
Таким образом, воспитание патриотизма подразумевает приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям, познавая которые ребенок формирует опыт нравственных отношений и общения, которые характеризуются способностью к содействию и сотрудничеству в деятельности, умением понять и принять позицию другого, потребностью гармонизировать деятельность и взаимоотношения c миром, привязанностью к культуре, к родным местам – нравственное воспитание.