Взаимосвязь психологической готовности к обучению и типа родительского отношения у старших дошкольников

Цель исследования: выявление взаимосвязи уровня психологической готовности к школьному обучению детей дошкольного возраста с типом родительского отношения
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
05.11.2022
Объем файла
257 Кб
Количество страниц
43
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Актуальность исследования.  Психологическая готовность детей к школе зависит не только от процессов созревания самого ребёнка, но и от влияния семьи и дошкольного образования. Отношение родителей к детям зависит от общественных и индивидуальных норм и ценностей. Тип родительского отношения оказывает влияние на отношение детей со сверстниками, взрослыми, на поведение, развитие, социализацию и адаптацию. Семья для ребёнка является самой первой и самой важной социальной ячейкой, в которой создаются условия для перестройки опыта в ходе семейных отношений, взаимодействий, общения, длительности. В настоящее время проблема влияний семейного воспитания на формирование психологической готовности дошкольника к обучению в школе актуальна.
В возрасте перехода ребёнка от дошкольного возраста до школьного обучения - кризис (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин и др.), и поэтому требует к себе особого внимания. Отечественная прикладная психология активно ищет особенности того, как ребенок принимает свой возраст именно в возрасте 6—7 лет. Переживание изменений обусловлено несколькими социальными причинами, индивидуальным развитием, реальными изменениями в жизни человека. [31,c.36].
Теоретический аспект исследования, основанный на деятельностный подход и трудах С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина и др. сформулированный на усвоение личностного социального опыта, развития психологической функции способностей ребенка, систем его отношений с миром, людьми и самим собой осуществляется в процессе собственной активности. В настоящее время проблема взаимосвязи психологической готовности к обучению и типа родительского отношения у старших дошкольников актуальна.

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ КАК ПРОБЛЕМА ВОЗРАСТНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1. Исследование психологической готовности к школе в отечественной психологии …………
1.2. Исследование стиля воспитания в семье в отечественной литературе …………………………………….
1.3. Изучение взаимосвязи в работах отечественных авторов ……….
ГЛАВА II.  ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СТИЛЕМ ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ ……………………………..
2.1. Организация и методы эмпирического исследования…………………
2.2. Результаты исследования ……………………………………
2.3 результаты корреляционного анализа Взаимосвязи уровня психологической готовности к школьному обучению детей дошкольного возраста со стилем воспитания в семье …………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………

Библиографический список

1. Агапова Ю.Ю., Дворникова И.Н. Психологическая помощь молодой семье в становлении детско-родительских отношений // Colloquium-journal. - 2020. № 30-2 (82). С. 35-39

2. Адлер А. Индивидуальная психология // История зарубежной психологии. 30— 60 годы ХХ века: Тексты / П.Я. Гальперин, А.Н. Ждан. М.: Издательcтво Московско6 го университета, 1986. С. 131—140

3. Басов М.Я. Методика психологического наблюдения над детьми // Избранные психологические произведения. – М., 1975.

4. Безруких, М. М. Ступеньки к школе [Текст] : кн. для педагогов и родителей / М. М. Безруких. - М., 2011. – 452 с.

5. Белова, Е. Ребенок идет в первый класс: Психологическая готовность к этому родителей [Текст] / Е. Белова // Дошкольное воспитание. – 2013.- №8. - С. 87-91

6. Болотова Л.В. Влияние детско-родительских отношений на развитие личности // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 62-21. С. 27-30.

7. Броди С. Типы родительского поведения. М.: Наука, 2016. 334 с

8. Валлон А. Психическое развитие ребенка. – М., 1968.

9. Варга А.Я., Столин В.В. Психологическая коррекция взаимоотношений детей и родителей // Вестник Мос- ковского университета. Серия 14 «Психология». – 1986. – № 4. – С. 78-92.

10. Васильченко, Л. В. Воспитание и развитие дошкольников [Текст] / Л.В. Васильченко. – М., 2010. – 315 с.

11. Винникотт Д. Маленькие дети и их матери. М.: Класс, 2016. 287 с.

12. Воспитание и обучение детей шестого года жизни [Текст] / под ред. Л. А. Парамоновой, О. С. Ушаковой. - М.: 2012.- 340 с.

13. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 1997. 224 

14. Вьюнова, Н. И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе: Психолого-педагогические основы [Текст] : учебное пособие для студентов вузов / Н. И. Вьюнова.- 2-е изд.- М.: Академический Проект, 2015. - 256 с.

15. Григорович, Л. А. Педагогика и психология: сборник статей [Текст] / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская, В. М. Погольша. – М.: ГАРДАРИКИ, 2011. - 480 с.

16. Гудкович, И. Методическое пособие по организации и проведению развивающих занятий с дошкольниками [Текст] / И. Гудкович.- Ульяновск, 2013.- 380 с

17. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе [Текст] / Н. И. Гуткина.- 3-е изд.-М.: Академический Проект, 2010. - 184 с.

18. Гуткина Н.И. Методика исследования мотивационной сферы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Психологическая наука и образование. 2006. № 3. С.17-24

19. Дорофеева Е.В. https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-urovnya-psihologicheskoy-gotovnosti-k-shkolnomu-obucheniyu-detey-doshkolnogo-vozrasta-so-stilem-vospitaniya-v-semie/viewer

20. Дорохина, Н. А. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей при подготовке ребенка к школе [Текст] / Н. А. Дорохина // Управление дошкольным образовательным учреждением.- 2011.- № 1. - С.76- 79.

21. Журова, Л. Готовность к школьному обучению [Текст] / Л. Журова, Н. Кузнецова, Е. Кочурова // Начальная школа. – 2012.- № 13. - С. 12-19

22. Запорожец А.В. Психологическое развитие ребенка // Избранные психологические труды: в 2-х т. – М., 1986.

23. Захаров Л.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л.: Медицина, 1982. 216 с.

24. Зырянова-Шкода Д.Г., Галушко И.Г. Особенности мотивации дошкольников // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. № T26. С. 246-250.

25. Иващенко Ф.И. Труд и развитие личности школьника. – М., 1990.

26. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2002. 512 с

27. Кле М. Психология подростка. Психосексуальное развитие. М.: Педагогика, 1991. 176 с.

28. Копорулина, В. Н. Психологический словарь [Текст] / В.Н. Копорулина, М. Н. Смирнова, И. О. Гордеева. – Ростов н/Д.: Феникс, 2014. – 640 с.

29. Кулакова Н.А. Мотивационная сфера дошкольников // Технологии Образования. 2019. № 3 (5). С. 6-9.

30. Кулик Л.А., Берестов О.А. Семейное воспитание – М.: Просвещение 1990.

31. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. выс. и сред. пед. уч. заведе- ний. – М.: «Издательский центр Академия»,1999. – С. 25-26

32. Мамикова Л.И. Педагоги, родители, дети. – М., 2000. – С. 122-123

33. Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС). Под ред. В.Г. Колесникова. М., 1994 http://cdk-detstvo.centerstart.ru/sites/cdk-detstvo.centerstart.ru/files/uroven_intellektualnogo_razvitiya_medis.pdf

34. Определение мотивов учебной деятельности М.Р. Гинзбург. http://tropinkaksebe7.blogspot.com/p/blog-page_15.html

35. Павлуцкая С.В. Формирование мотивационной сферы у детей дошкольного возраста // Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2017. Т. 2. № 3. С. 78-82.

36. Петровский А.В. Дети и такт семейного воспитания. – М.: Педагогика,1988. – 60 с

37. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. М.: Знание, 1981. 96 с. 

38. Платонов К.К. Обобщение характеристик как метод социально-психо- логического изучения личности. – М., 1988.

39. Популярная психология для родителей / Под Ред. А.А. Бодалева. – М.: Педагогика 1988.

40. Психология развития: Словарь / под. ред. А.Л. Венгера. М.: ПЕР СЭ, 2005. 176 с.

41. Сорокоумова Е.А., Курносова М.Г. Научная статья. Специфика психологической готовности современных детей к школьному обучению. https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-psihologicheskoy-gotovnosti-sovremennyh-detey-k-shkolnomu-obucheniyu

42. Смирнова О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С. Выготского и М.И. Лисиной // Вопросы психологии. – 1996. – № 6. – С. 76 -87.

43. Стожарова М.Ю. Формирование школьной зрелости дошкольников : [электронный ресурс] монография / М.Ю. Стожарова. – 2-е изд., стереотип. – М. : ФЛИНТА, 2011. – 115 с.

44. Тест-опросник родительского отношения А.Я.Варга, В.В.Столин. МетодикаОРО. https://psycabi.net/testy/646-test-oprosnik-roditelskogo-otnosheniya-a-ya-varga-v-v-stolin-metodika-oro

45. Фридман И.К. О контакте родителей с детьми // Вопросы психологии. – 1990. – № 1. – С. 93-99.

46. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учите- ля. – Л., 1988.

47. Хахалова О.А. Влияние семейного воспитания на мотивацию дошкольника // В сборнике: Психологические и педагогические проблемы в системе непрерывного образования. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. Уфа: Агентство международных исследований, 2017. С. 176-179

48. Чуганова К.Е. Психологическая готовность старших дошкольников к обучению в школе. М., 2011. 

49. Шадриков В. Д., Мазилов В. А. Общая психология: учебник для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2017. 411 с.

50. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений: Курс лекций. М.: Апрель6 Пресс, ЭКСМО6Пресс, 2000. 512 с.

51. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 2002. 656 с.

52. Кузьмишина Т. Л., Амелина Е. С., Пермякова А. А., Хохлова Е. А.  Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация http://psychlib.ru/mgppu/periodica/SZP012014/SZP-0161.htm#$p16

Расчет коэффициента Спирмена позволил выявить 7 статистически значимых взаимосвязей между особенностями типа родительских отношений  и мотивации детей дошкольного возраста, что позволило сделать ряд выводов. Чем больше родитель интересуется делами и планами ребенка, пытается помогать ребенку во всем, ему сочувствует,  высоко оценивает интеллектуальную и творческую способность ребенка, чувствует за него гордость, стимулирует инициативу ребенка и его самостоятельность, стирает его равенство с ним, тем больше у него развит «учебный мотив» , т.е ребенок любит учиться, любит посещать школу, он с удовольствием ходит на уроки и получает новые знания, стремиться показать родителям что для него это важно.Чем больше Родители чувствуют себя вместе с ребенком одной целью, стремятся удовлетворить все нужды ребенка, уберечь его от сложностей и трудностей в жизни,  постоянно чувствуют тревогу перед ребенком, тем больше развит «позиционный мотив» , т.е в школу ребенок не ходит, чтобы освоить учебную деятельность, а чтобы чувствовать себя как взрослый, повышать свой статус перед детьми и родителями. Чем больше Родители чувствуют себя вместе с ребенком одной целью, стремятся удовлетворить все нужды ребенка, уберечь его от сложностей и трудностей в жизни,  постоянно чувствуют тревогу перед ребенком, тем больше у ребенка развиты математические способности, у него развита сообразительность, пространственное мышление. Чем больше родители видят ребенка младше, чем в реальном возрасте, интерес, пристрастия, мысли, ощущения ребенка, кажутся родителям детскими, не очень серьёзными, тем больше у ребенка развит «позиционный мотив» , т.е в школу ребенок не ходит, чтобы освоить учебную деятельность, а чтобы чувствовать себя как взрослый, повышать свой статус перед детьми и родителями.