Психолого-педагогические условия развития творческой личности в образовательном процессе начальной школы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования заключается в том, что проблема развития творческих способностей младших школьников составляет основу, фундамент процесса обучения, является «вечной» проблемой, которая с течением времени не теряет своей актуальности, требуя постоянного, пристального внимания и дальнейшего развития.
Сегодня в обществе особенно остро ощущается потребность в людях инициативных, творческих, готовых найти новые подходы к решению насущных социально-экономических, культурных задач, способных жить в новом демократическом обществе и быть полезными этому обществу. В связи с этим особую актуальность сегодня приобретает проблема развития творческой активности личности. Творческие личности во все времена определяли прогресс цивилизации, создавая материальные и духовные ценности, отличающиеся новизной, не шаблонностью, помогая людям увидеть необычное в, казалось бы, обычных явлениях. Но именно сегодня перед образовательным процессом ставится задача воспитания творческой личности, начиная с начальной школы. Эта задача находит свое отражение вальтернативных образовательных программах, в инновационных процессах, происходящих в современной школе.
Творческая активность развивается в процессе деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях. Поэтомусегодня впсихолого-педагогическойнауке и практикеидетинтенсивный поиск новых, нестандартных форм, способов и приемов обучения. Широкое распространение получают нетрадиционные виды уроков, проблемные методы обучения, коллективные творческиедела во внекласснойработе, способствующие развитию творческой активности младших школьников.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы развития творческой личности детей младшего школьного возраста в образовательном процессе начальной школы …………….….............7
1.1 Развитие творческой личности младших школьников как психолого-педагогическая проблема….. ……..….7
1.2 Критерии и уровни творческого развития детей младшего школьного возраста……………………………………………………………………………………………………………………………………………………….……14
1.3 Психолого-педагогические условия творческого развития младших школьников в образовательном процесс начальной школы…................................................18
Выводы по первой главе…………………………………………………………………………………………………………………….…….31
Глава 2. Организация эмпирического исследования по развитию творческой личности младших школьников…………………………………………………………………………………………………..…….33
2.1 Организация и методы исследования…………………………………………………………………………….….………33
2.2 Диагностика уровня творческого развития детей младшего школьного возраста ……………..........................................................................................................36
2.3 Разработка и реализация комплекса психолого-педагогических условий развития творческой личности младших школьников ....44
2.4 Анализ результатов опытно-практической работы 48
Выводы по второй главе 53
Заключение 55
Список использованной литературы 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (ред. от 25.11.2013; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) // Российская газета, N 303, 31.12.2020. ст.66, п. 2. – Режим доступа: https://zakonrf-info.turbopages.org/s/zakonrf.info/zakon-ob-obrazovaniiv-rf/
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего текст с изм. и доп. на 2019 и 2020 гг. // М–во образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2019. – 35 с. – Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/view/204261382/
3. Андреев,В. И.Педагогика[Текст] :учебныйкурсдлятворческогосаморазвития/В. И.Андреев.–Казань :Центринновационных технологий,2020.–608с.
4. Арламов М.Ф. Педагогика [Текст]/ М.Ф. Харламов. - Мн.: Университетское, 2019. – 449с.
5. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества [Текст]- Ростов-на-Дону, 2018.- 274с.
6. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детcком возрасте [Текст]/Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2018. – 224с.
7. Бурменская, Г. В. Возрастно-психологическое консультирование.Проблемы психического развития детей [Электронный ресурс] /Г. В. Бурменская,О.А.Карабанова,А.Г.Лидерс.–Режимдоступа:https://www.liveinternet.ru/users/redhead_queen/post97316403,свободный.
8. Введение в педагогическую деятельность [Текст] / А.С. Роботова, Т.В.Леонтьев. – М.: «Академия»,2020. – 208с.
9. Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей: Книга для детей, учителей и родителей [Текст]. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2019. – 699 с.
10. Гликман, И.З. Теория и методика воспитания [Текст]/И.З.Гликман. – М.: Владос, 2020. – 176с.
11. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 2019. –368с.
12. Дубровина, И.В. Психология [Текст]/И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожин. – М.: Академия,2020-464 с.
13. Зимняя,И. А.Педагогическаяпсихология[Текст] :учебник/И.А.Зимняя.‒М. :Логос,2018.‒384с.
14. Калинина,Н. В.Учебнаядеятельностьмладшегошкольника:диагностикаиразвитие[Текст]:практич.пособие/Н.В.Калинина,С.Ю.Прохорова.–М.:АРКТИ,2019. –80с.
15. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь [Текст]. - М.: Академия, 2020. – 176с.
16. Коломоминский, Я.Л. Психология детского коллектива [Текст]. /Я.Л.Коломинский.-Минск, 2019.-366 с.
17. Комарова Т.С. Коллективное творчество детей. - М.: Владос, 2019. – 368 с.
18. Косов Б. Б. Творческое мышление, восприятие и личность [Текст]. - М.: ИПП, Воронеж, 2017.-47с.
19. Кубасова О.В. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения [Текст] // Начальная школа - 2019.- № 9.- С. 14-16.
20. Лук А.Н. Психология творчества. - Наука, 2018.
21. Лихачев, Б.Т. Педагогика [Текст]/Б.Т.Лихачев. – М.: Юрайт, 2019. – 515 с.
22. Львов М. Р. Развитие творческой деятельности учащихся на уроках русского языка [Текст] // Начальная школа - 2019.- № 1.- С. 21-26.
23. Мир детства: Младший школьник. / Под ред. А.Г. Хрипковой. - М.: Педагогика, 2019. – 400 с.
24. Маленкова, Л.И. Воспитание в современной школе [Текст]/ Л.И. Маленкова. - М.: Педагогическое общество России, Издательский Дом «Ноосфера», 2019.-300-301с.
25. Моляко В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности [Текст] // Вопросы психологии - 2019. - № 5. - С. 86-95.
26. Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст]/ В.С.Мухина. – М.: Академия, 2019.-544 с.
27. Немов Р.С. Психология В 3-кн. Кн. 2: Психология образования. - М.: ВЛАДОС, 2015.-496с.
28. Никитина А.В. Развитие творческих способностей учащихся [Текст] // Начальная школа - 2019. - № 10.- С. 34-37.
29. Никитина Л.В. Повышение эффективности уроков чтения путем организации групповой работы [Текст] // Начальная школа. - 2019.- № 5.- С. 99-100. Педагогика. / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: РПА, 2018. – 604с.
30. Обучение и развитие [Текст]/Под ред. Л.В. Занкова. – М.: Просвещение, 2017.-244с.
31. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. [Текст]/Р.В.Овчарова – М.: Педагогика, 2016.-326с.
32. Ожегов,С.И.Словарьрусскогоязыка[Электронныйресурс]/С. И. Ожегов. – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01001596547,свободный.
33. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии [Текст]/Под ред. С.А.Смирнова. – М.: Академия, 2019.-544с.
34. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы [Текст]/И.П.Подласый.-М.:Владос,2020.-176 с.
35. Познавательные процессы и способности в обучении [Текст]/ В.Д. Шадриков, И.П. Аксимова, Е.Н. Корнеева. -М.: просвещение, 2019.- 142с.
36. Пономарев Я.А. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная [Текст] - М.: Наука, 2020. – 589 с.
37. Проблемы способностей [Текст] / Под ред. В. Н. Мясищева - М.: АПИ, 2019. – 308с.
38. Психология личности и деятельности школьника [Текст] / Под ред. А.В. Запорожца. - М.: Педагогика, 2018. – 396 с.
39. Психологические исследования творческой деятельности [Текст] / Отв. ред. О.К. Тихомиров, М.: Наука, 2017. – 478 с.
40. Психологические условия развития творческого потенциала у детей младшего школьного возраста [Текст] // Вопросы психологии. - 2019.- № 5.- С. 64-68.
41. Развитие творческой активности школьников [Текст]/ Под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 2018.- 155с.
42. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения [Текст] / Под ред. М.С. Соловейчик. -М.: Академия, 2019.- 284с.
43. Савенков А.И. Учебное исследование в начальной школе [Текст] // Начальная школа - 2020. -№ 12. - С. 101-108.
44. Скакулина Н.П. Творчество и фантазия [Текст]. - М.: Просвещение,2020.
45. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей [Текст].- Ярославль: Гринго,2017. – 192с.
46. Смирнова, Е.О. Психология ребенка [Текст]/Е.О.Смирнова.– М.: Школа – Пресс, 2018. – С. 38-41.
47. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания [Текст]. -М., 2017.-204 с.
48. Хрестоматия по возрастной психологии: Младший школьный возраст [Текст]/Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 2019. – 246с.
49. Шумакова Н.Б., Щебланова Б.И., Щербо Н.П. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса у младших школьников [Текст] // Вопросы психологии - 2019.- № 1.- С. 27-32.
50. Шумилин А.Т. Процесс творчества школьников [Текст]. -М.: Просвещение, 2020. – 478 с.
51. Эльконин, Д.Б. Детская психология: развитие ребенка от рождения до семи лет [Текст]/Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика,2019. – 274с.
52. Яковлева Е. Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста [Текст] //Вопросы психологии - 2018.- № 5. -С.37-42.
53. Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника [Текст] // Вопросы психологии. -2019.- № 3.- С. 28-34.
54. Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника[Текст] - М.: Просвещение, 2019. – 478 с.
Для определения эффективности разработанного нами комплекса занятий по развитию творческих способностей у детей младшего школьного возраста, нам необходимо определить уровень креативности детей до проведенных с ними занятий по развитию у них творческих способностей.
Для проведения исследования среди детей третьего класса мы воспользовались одним из субтестов, разработанный П. Торренсом, а также рядом авторскихтестов на определение особенностей творческого воображения. Использованные нами методики наиболее доступны и просты в использовании, несут в себе максимум информации о способностях детей, позволяют исследовать творческое мышление и воображение, выраженные как в устной, так и в письменной формах, а также являются легкими в оценивании результата тестов.
Для того чтобы избежать беспокойства и зажатости детей, участвовавших в наших испытаниях, создать благоприятную психологическую атмосферу, и расположить их к тестированию, работу с тестами называли занятиями, которые представляли собой игру. Прежде чем раздавать материалы и листы с заданиями, необходимо четко и понятно объяснить детям, что они будут делать, вызвать у них интерес к заданиям и создать мотивацию к их выполнению. Затем на этих листочках каждый ребенок указывает свою фамилию и имя.