Развитие стрессоустойчивости в подростковом возрасте
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Причина пристального внимания к проблеме стрессоустойчивости связана с особенностями перехода к информационному обществу, ростом научно-технического прогресса. В связи с этим стрессоустойчивость является необходимым качеством, позволяющим сохранить физическое и психическое здоровье людей. Особенно актуальной становится проблема формирования и развития стрессоустойчивости в подростковом возрасте, когда психика еще не полностью сформирована и не достаточно устойчива ко всякого рода деструктивным воздействиям.
Важность исследования особенностей формирования и развития стрессоустойчивости обусловлена тем, что в условиях постоянной трансформации стиля жизни и ее темпа остро встает вопрос адаптации личности к новым требованиям действительности. По оценкам многочисленных экспертов в настоящее время значительная часть населения страдает психическими расстройствами, вызванными острым или хроническим стрессом. Он приобретает масштабы эпидемии и представляет собой основную социальную проблему современного общества. Особенную значимость изучение проблемы приобретает в связи со статистикой распространенности фактов психологической дезадаптации у детей и подростков. В последние годы на всей территории Российской Федерации отмечается четкая тенденция к ухудшению психического здоровья подрастающего поколения.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ…… 6
1.1. Анализ подходов к проблеме психологического стресса и стрессоустойчивости человека……………………………………….. 6
1.2. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте………………………………………………….. 12
1.3. Особенности развития стрессоустойчивости в подростковом возрасте…………………………………………………………………… 19
Выводы по 1-ой главе…………………………………....…………….. 27
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ПОДРОСТКОВ………….……………... 29
2.1. Методы и организация экспериментального исследования…….. 29
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования………….. 30
Выводы по 2-ой главе…………………………………....…………….. 38
3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ПОДРОСТКОВ.………………………………………………………… 39
3.1. Методологическое обоснование психолого-педагогической программы развития стрессоустойчивости подростков…………….. 39
3.2. Содержание психолого-педагогической программы развития стрессоустойчивости подростков………………….……...……………. 42
3.3 Определение эффективности психолого-педагогической программы развития стрессоустойчивости подростков……………… 53
Выводы по 3-й главе ………………………………………………….. 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….......... 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.. 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аболин, Л. М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека [Текст]/ Л. М. Аболин. — Изд-во Казанского ун-та, 1987. — 264 с.
2. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст] / Г.С. Абрамова. – М.: Юрайт, 2019. – 704 с.
3. Аверин, В. Психология детей и подростков [Текст] / В. Аверин. - СПб.: Изд-во «Михайлова», 2018.-415 с.
4. Аккерман, Н. Роль семьи в появлении расстройств у детей [Текст]/ Н. Аккерман // Семейная психотерапия. Хрестоматия. -СПб.: Изд-во «Питер», 2017. — 218 с.
5. Алёшин, С. Информационный стресс: практические рекомендации [Текст]/ С. Алешин. - М.: ГИНФО, 2018.-172 с.
6. Аракелов, Г.Г. Стресс и его механизмы [Текст] / Г.Г. Аракелов // Вестник Московского университета, Психология. - 1995. - №4. - С.45-54.
7. Бодров, В. А. Информационный стресс : Учебн. пособие для вузов [Текст]/ В. А. Бодров. — М. : ПЕРСЭ, 2017. — 352 с.
8. Венгер, А. Л. На что жалуетесь? Выявление и коррекция
неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков [Текст]/ А.Л. Венгер. - М., Рига: Педагогический Центр «Эксперимент», 2019. - 361 с.
9. Возрастная и педагогическая психология : учебник для академического бакалавриата / Б. А. Сосновский [и др.] ; под редакцией Б. А. Сосновского. — Москва : Издательство Юрайт, 2017. — 359 с.
10. Выготский, Л.С. Лекции по психологии [Текст] / Л.С.Выготский. – М.: Перспектива, 2018. – 148 с.
11. Гремлинг, С. Практикум по управлению стрессом [Текст] / С. Гремлин, А. Ауэрбах. - СПб.: Речь, 2016. – 169 с.
12. Губачев, Ю. М. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека [Текст] / Ю. М. Губачев, Б. В. Иовлев, Б. Д. Карвасарский. — Л., 1976. — 258 с.
13. Дербенев, Д. Социальная адаптация подростков [Текст] // Социологический журнал. -1997. -№ 1/2. - 144 с.
14. Дикая, Л. Г. Итоги и перспективные направления исследований в психологии труда в XXI веке [Текст] / Л. Г. Дикая // Психологический журнал. — 2002. — Т. 23. — № 6. — С. 18 — 37.
15. Жариков, Е.С. Психологические средства стрессоустойчивости [Текст] / Е.С. Жариков. - М.: Моск. кадровый центр, 2017. - 246 с
16. Игумнов, С.А. Психотерапия детей и подростков [Текст] / С.А. Игумнов. - Рн/Д., Минск: Изд-во «МЕТ», 2015.-512 с.
17. Исаев, Д.Н. Эмоциональный стресс, психосоматические
соматопсихические расстройства у детей [Текст] / Д.Н. Исаев. - СПб.: Изд-во «Речь», 2018. - 248 с.
18. Калуев, А.В. Проблемы изучения стрессорного поведения [Текст] / А.В. Калуев. - Киев: Изд-во «Центр физиолого-биохим. Проблем», 2019. - 342 с.
19. Карвасарский, Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия [Текст] / Б.Д. Карвасарский. – СПб.: Питер Ком, 2018. – 752 с.
20. Карцева, Т.Е. Личностные изменения в ситуациях жизненных
перемен [Текст] / Т.Е. Карцева //Психологический журнал. - 1988.-Т. 9.-№ 5. - 120 с.
21. Китаев-Смык, Л.А. Психология стресса [Текст] / Л.А. Китаев-Смык. – М.: Наука, 1983. – 324 с.
22. Ковалев, В.В.Психиатрия детского возраста [Текст] / В.В. Ковалев. - М.: Изд-во «Медицина», 2015.-241 с.
23. Колесков, Д.В. О психологии и физиологии подростка [Текст]/ Д.В. Колесков, И.Ф. Мягков, . -М.:Аспект Пресс, 2012. - 416 с.
24. Кочубей, Б.И. Эмоциональная устойчивость школьника [Текст] / Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова. – М.: Знание, 1989. – 90 с.
25. Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2018. – 992 с.
26. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: ТЦ "Сфера", при участии "Юрайт", 2021. - 464 с.
27. Лазарус, Р. Теория стресса и психофизиологические исследования (эмоциональный стресс) [Текст] / Р. Лазарус. - Л.: «Наука», 1970. - 315 с.Леонгард, К. Акцентуированные личности [Текст] / К. Леонгард . –М.: Эксмо-Пресс, 2017.-217 с.
28. Леонова, А.Б. Психопрофилактика стрессов [Текст] / А.Б. Леонова, А.С. Кузнецова . -М: Изд-во МГУ, 1993.- 167 с.
29. Лидерс, А.Г. Психологический тренинг с подростками [Текст] / А.Г. Лидерс. – М.: Академия, 2020. – 635 с.
30. Лупьян, Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс [Текст] / Я.А. Лупьян. - Минск: Изд-во «Вышэйш. шк.», 1988. - 316 с.
31. Массен, П. Развитие личности ребенка [Текст] / П. Массен, Д. Конджер, Дж. Каган, А. Хьюстон; Под ред. Ю.И. Фролова. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – с. 141 - 175.
32. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология, развитие, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов [Текст] / В.С. Мухина. - М.: Изд. центр "Академия", 2018. - 456 с.
33. Мюлленайзен, Б. Синдром стресса [Текст] / Б. Мюлленайзен. - Казань: Изд-во Казан.ун-та, 2013. - 243 с.
34. Никифоров, Г.С. Психология здоровья [Текст] / Г.С. Никифоров. -СПб.: Речь, 2017. - 367 с.
35. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы [Текст] / Л.Ф.Обухова. – М., 2016. – 360 с.
36. Петровская, Л.А. Теоретические и методические проблемы социально - психологического тренинга [Текст] / Л.А. Петровская. - М.: Прогресс, 2019. – 286 с.
37. Прутченков, А.С. Социально-психологический тренинг в школе [Текст] / А.С. Прутченков. – М.: ЭКСМО – Пресс, 2017. – 640 с.
38. Психические состояния: [Сб.] [Текст] / Аргайл М., Баранов Ю.А., Бодров В.А. и др.; Сост. Л.В.Куликов. - СПб. и др.: Питер, 2019. - 243 с.
39. Психоэмоциональный стресс[Текст] / Под ред. К.В.Судакова. - М.: НИИ им. П. К.Анохина, 1992.-381 с.
40. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста [Текст] / Ф. Райс. - С-Пб., 2017. – 534 с.
41. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности [Текст] / Х. Ремшмидт - М.: Академия, 2018. – 395 с.
42. Ромек, В. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях [Текст]/ В. Г. Ромек, В. А. Конторович, Е. И. Крукович. — СПб. : Речь, 2016. — 256 с.
43. Свядощ, А.М. Неврозы [Текст] / А.М. Свядощ. – СПб.: Питер Паблишинг, 1997. - 448 с.
44. Селье, Г. Очерки об адаптационном синдроме [Текст] / Г. Селье. — М.: МЕДГИЗ, 1991. — 54 с.
45. Селье, Г. Стресс без болезней [Текст] / Г. Селье – СПб.: Прогресс, 1994. - 380 с.
46. Селье, Г. Стресс без дистресса [Текст] / Г. Селье. — М. : Медкнигас, 2019. — 48 с.
47. Толстых, А.В. Возрасты жизни [Текст] / А.В. Толстых. - М.: Молодая гвардия, 1988. – 326 с.
48. Черепанова, Е. М. Психологический стресс: помоги себе и ребенку / Е. М. Че¬репанова. — М.: Академия, 2017. — 96 с.
49. Эльконин, Д.Б. Психологические особенности младших подростков [Текст] / Д.Б. Эльконин; Под ред. Ю.И. Фролова. – М.: Российское педагогическое агентство, 20177.- с. 286 – 312.
50. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис [Текст] / Э. Эриксон. М.: Прогресс, 2016. – 344 с.
Ребятам было предложено на листе бумаги обвести контур ладони и в центре написать свое имя, а в каждом пальце те качества характера, которые наиболее развиты в нем (положительные или отрицательные), затем передать лист соседу справа и тот в течение 30 секунд должен написать те качества, которые наиболее развиты, по его мнению, в хозяине ладони. Все быстро справились с заданием, только Сергей С. долго думал, что написать каждому из членов группы. После того, как каждая ладонь обошла круг и вернулась к «хозяину», ребята по очереди стали зачитывать то, что они написали о себе сами, и что о них написали другие. Некоторые ребята были не согласны с тем, что о них написали, например Артем А. написал, что он целеустремленный и аккуратный, а ребята с этим не согласились. Ирина Ш. была не согласна с тем, что ее считают высокомерной и заносчивой, хотя многие ребята написали именно эти качества. А некоторые ребята наоборот соглашались с мнением других членов группы, несмотря на то, что они сами написали другие качества. В итоге, обсудив все разногласия, ребята пришли к выводу, что необходимо лучше присматриваться к другим людям и тогда можно лучше понять человека и возможно помочь ему.
Упражнения «Путаница», «Импульс по кругу» позволили снять напряжение, сплотить всех. Выполняя данное упражнение «Путаница» ребята очень много смеялись и шутили. По высказываниям самих ребят это упражнение им очень понравилось.