Психологические особенности интегрированного обучения детей с ЗПР
ВВЕДЕНИЕ
До последнего времени дети с задержкой психического развития вынуждены были обучаться в специальных детских садах и школах – интернатах, в отрыве от семьи на долгий период жизни. Отсутствие по месту жительства ребёнка специальной школы соответствующего типа ограничивало частые контакты с родителями, закрепляло изолированность от семьи. Сужалась сфера отношений с окружающим миром, что отрицательно влияло на успехи социальной адаптации этого ребёнка. Он привыкал жить среди себе подобных и не был подготовлен к жизни среди людей, которые не имели психических или физических недостатков.
Интегрированное обучение вызвано в первую очередь необходимостью преодоления изолированности существующей системы специального образования.
Содержание модернизации системы специального образования предполагает стандартизацию форм и содержания воспитания и обучения детей с отклонениями развития, которые являлись бы оптимальными для данной группы детей и учитывали возрастные индивидуальные и типологические особенности каждого ребенка.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР В СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ ........................................................................6
1.1. Пограничные формы интеллектуальной недостаточности – задержка психического развития (ЗПР) 6
1.2. Теоретические аспекты подготовки детей с ЗПР к интегрированному обучению 20
1.3. Коррекционная направленность воспитания и обучения детей с задержкой психического развития 32
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СО СТОРОНЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА УСПЕШНОСТИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ-ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР 41
2.1. Цели, задачи и методы исследования 41
2.2. Результаты исследования и анализ полученных данных 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Астапов В.М., Коррекционная педагогика с основами нейро- и патопсихологии: учебное пособие / Астапов В.М.. — Москва, Саратов: ПЕР СЭ, Ай Пи Эр Медиа, 2019. — 176 c. — ISBN 978-5-4486-0822-3. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/88171.html (дата обращения: 14.12.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей.
2. Белопольская Н.Л. Патопсихология. – М.: Издательство «Когито-центр», 2018.
3. Бенилова, С.Ю. Дошкольная дефектология. Ранняя комплексная профилактика нарушений развития у детей (современные подходы): учебное пособие /Бенилова С.Ю., Давидович Л.Р., Микляева Н.В. — Москва: ПАРАДИГМА, 2012. — 312 c. — ISBN 978-5-4114-0008-0. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/13030.html (дата обращения: 14.12.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей.
4. Болдырева В.Э., Хайрулина Э.Ю. Формирование коммуникативных навыков у детей с ЗПР на уроках социально-бытовой ориентировки //Аллея науки. -2018. -Т. 8. -№ 5 (21). -С. 1050-1053.
5. Гайченко С.В. Обучение детей с задержкой психического развития в современных условиях //В сборнике: Педагогический дизайн образования. Периодический сборник научных и методических материалов студентов, магистрантов и преподавателей. Сост. сборника Н.И. Шевченко. Москва, 2021. С. 48-55.
6. Горбунова А.Ю., Королькова О.О. Интеграция коррекционно-развивающих и здоровьесберегающих подходов в образовании младших школьников с задержкой психического развития //Сибирский учитель. 2019. № 3 (124). С. 17-23.
7. Гусева Е.А. Обучение иностранному языку детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития//Вопросы педагогики. 2019. № 5-2. С. 98-101.
8. Деревянкина Н.А., Крылова С.С. Результаты комплексной проверочной работы третьеклассников с задержкой психического развития //Образовательная панорама. 2020. № 2 (14). С. 84-88.
9. Ерасова И.В. Обучение письму и чтению детей с задержкой психического развития //В книге: чтение в цифровую эпоху. сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции Российской ассоциации дислексии. 2018. С. 129-131.
10. Ермакова Н.Д. Обучение детей с задержкой психического развития декоративному рисованию //В сборнике: Детство, открытое миру. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Омский государственный педагогический университет. 2018. С. 132-135.
11. Ермакова Н.Д. Обучение детей с задержкой психического развития декоративному рисованию //В сборнике: Шестнадцатые Чередовские чтения. материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2018. С. 11-13.
12. Карина Т.Н. Формирование коммуникативных навыков посредством театрализованной деятельности у детей подготовительного дошкольного возраста с ЗПР //Путь профессионала. Этика, супервизия, терапия. Коммуникация: опыт и инновации. Сборник материалов Форума специалистов помогающих профессий с международным участием.- 2018. -С. 153-155.
13. Козловская, Г.Ю. Лингвистические проблемы дефектологии: учебное пособие / Козловская Г.Ю. — Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2017. — 115 c. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/69395.html (дата обращения: 14.12.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей.
14. Косолапова Е.В. Коммуникативные умения и навыки у детей с задержкой психического развития //Современные тенденции развития системы образования. Сборник трудов Международной научно-практической конференции. -2018. -С. 300-302.
15. Крушная Н.А., Усманова А.А. Результаты исследования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития //Вестник Челябинского государственного педагогического университета. -2019. -№ 2. -С. 228-239.
16. Лукьянов А.С., Лукьянова И.Н. Особенности развития сферы межличностных отношений у старших дошкольников с задержкой психического развития //Инклюзивные процессы в международном образовательном пространстве. Сборник материалов I Международного Интернет-симпозиума.- 2015. -С. 189-192.
17. Максимов Ю.Г. Применение индив ЗПРуального подхода в обучении детей с задержкой психического развития //Современное педагогическое образование. 2019. № 8. С. 114-118.
18. Математическая статистика для психологов. – 2-е изд., испр. – М.: Флинта, 2018.
19. Микляева Н.В. Воспитание и обучение детей с задержкой психического развития //Учебник и практикум / Москва, 2019. Сер. 58 Бакалавр. Академический курс (1-е изд.)
20. Микляева Н.В. Воспитание и обучение детей с задержкой психического развития //Учебник и практикум / Москва, 2020. Сер. 76 Высшее образование (1-е изд.)
21. Микляева Н.В. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии: воспитание и обучение детей с задержкой психического развития //Учебное пособие / Москва, 2019. Сер. 68 Профессиональное образование (1-е изд.)
22. Микляева Н.В. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии: воспитание и обучение детей с задержкой психического развития //Учебное пособие / Москва, 2020. Сер. 68 Профессиональное образование (1-е изд.)
23. Наджарян А.Г., Основы дефектологии. Курс лекций: учебное пособие / Наджарян А.Г., Тубеева Ф.К., Доева Л.И. — Владикавказ: Северо-Осетинский государственный педагогический институт, 2017. — 151 c. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/76967.html (дата обращения: 14.12.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей. - DOI: https://doi.org/10.23682/76967.
24. Наджарян А.Г., Основы дефектологии. Курс лекций: учебное пособие / Наджарян А.Г., Тубеева Ф.К., Доева Л.И. — Владикавказ: Северо-Осетинский государственный педагогический институт, 2017. — 151 c. — Текст: электронный //Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/76967.html (дата обращения: 14.12.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей. - DOI: https://doi.org/10.23682/76967.
25. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2018.
26. Олейникова Т.В., Практикум по специальной коррекционной педагогике и психологии: учебно-методическое пособие / Олейникова Т.В.. — Соликамск: Соликамский государственный педагогический институт, 2013. — 68 c. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/47887.html (дата обращения: 14.12.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей.
27. Оразаева Г.С. Введение в специальность для студентов-дефектологов : учебное пособие / Оразаева Г.С. — Алматы: Нур-Принт, 2014. — 112 c. — ISBN 9965-14-957-7. — Текст: электронный //Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/69067.html (дата обращения: 14.12.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей.
28. Отставнова Т.О. Обучение детей с задержкой психического развития //Globus. 2019. № 12 (45). С. 34-35.
29. Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой развития // Дефектология. – 2018, № 1. – С. 12 – 19.
30. Пищейко Т.В. Коррекционно-развивающее обучение грамоте в подготовительной к школе группе для детей с задержкой психического развития //В сборнике: Инклюзивное образование: методология и технологии реализации в условиях внедрения ФГОС. Сборник материалов Краевого научно-практического семинара. 2018. С. 60-66.
31. Романов А.А. Диагностика нарушений поведения и эмоциональных расстройств у детей дошкольного и младшего школьного возраста (альбом диагностических методик). – М.: «Принт», 2017.
32. Сайфуллина Р.Р. Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития //Студенческий вестник. 2021. № 1-1 (146). С. 48-49.
33. Специальная (коррекционная) дошкольная педагогика. Введение в специальность: учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений / В.И. Селиверстов [и др.]. — Москва: Академический проект, 2020. — 317 c. — ISBN 978-5-8291-2841-8. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/110039.html (дата обращения: 14.12.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей.
34. Специальная педагогика: учебное пособие /. — Комсомольск-на-Амуре, Саратов: Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, Ай Пи Ар Медиа, 2019. — 119 c. — ISBN 978-5-4497-0105-3. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/85902.html (дата обращения: 14.12.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей.
35. Специальная педагогика: учебное пособие для СПО /. — Саратов: Профобразование, 2019. — 119 c. — ISBN 978-5-4488-0328-4. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/86149.html (дата обращения: 14.12.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей.
36. Суворова О.Б., Хохлова Е.А. Методы обучения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР //В сборнике: Наука и общество: проблемы современных исследований. ХII Международная научно-практическая конференция. Сборник статей: в 2 частях. Под ред. А.Э. Еремеева. 2018. С. 9-14.
37. Суворова О.Б., Хохлова Е.А. Проблемы подготовки детей с ЗПР к школе //В сборнике: Современная наука: проблемы и перспективы развития. II Международная научно-практическая конференция. Сборник статей: в 3 частях. Под ред. А.Э. Еремеева. 2018. С. 136-143.
38. Ульенкова У.В. Об особенностях саморегуляции в интеллектуальной деятельности детей с задержкой психического развития // Дефектология. – 2019, № 1. – С. 17 – 21.
39. Урунтаева Г.А. Практикум по дошкольной психологии. – М.: Мир, 2016.
40. Филиппова Н.В., Барыльник Ю.Б., Рамалданова К.Д., Булгакова Д.Р. Особенности формирования коммуникативных навыков у детей 5-7 лет с задержкой психического развития //Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. -2016. -№ 8. -С. 18-27.
41. Хазова С.А., Корнилова Д.Б. Пcихогимнастика как метод развития социальной и эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития //Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика.- 2017. -Т. 23. -№ 5. -С. 52-56.
42. Хомская Е.Д. Нейропсихология. – М.: Изд-во Московского университета, 2015.
Задержки психического развития, связанные с незрелостью психики и мозговых структур, рассматриваются как отдельные группы состояний с патологией развития (именно так они трактовались в МКБ-8 и МКБ-9) либо как синдром, входящий в структуру того или иного неврологического, психического или соматического заболевания (МКБ-10).
Распространенность задержек психического развития в детском населении (как самостоятельной группы состояний) составляет 1,2 и 8—10 % в общей структуре психической болезненности. Задержки психического развития, естественно, в качестве синдрома встречаются значительно чаще.
Психические нарушения при задержках психического развития проявляются в виде отставания развития различных сфер психической деятельности — моторной, познавательной, эмоционально-волевой, речи с раннего возраста вследствие замедления созревания соответствующих структур головного мозга [5].